МЕДИЦИНА

Уточняются условия оказания первой помощи (01.09.2024)

Установлено, что первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи. Первая помощь оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также самими пострадавшими (самопомощь) или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Первая помощь оказывается в соответствии с порядками, утверждаемыми Минздравом России, если иное не предусмотрено федеральными законами, и включающими в себя перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.

Также установлено, что требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи с применением медицинских изделий или лекарственных препаратов утверждаются Минздравом России по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, если иное не предусмотрено федеральными законами. Принят ряд таких актов.

Требования к размещению, хранению и использованию укладок, наборов, комплектов и аптечек утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, по согласованию с Минздравом России.

(Федеральный закон от 14.04.2023 N 135-ФЗ; Приказы Минздрава России от 16.04.2024 N 184н, от 26.04.2024 N 207н, N 208н и N 209н, от 03.05.2024 N 220н, от 20.05.2024 N 246н, от 24.05.2024 N 256н, N 257н, N 258н, N 259н, N 260н, N 261н и N 262н)

Внесены изменения в Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (01.09.2024)

Уточняется, что гражданин может быть признан временно (на срок не более 5 лет) непригодным вследствие психического расстройства к отдельным видам деятельности по результатам обязательного психиатрического освидетельствования, проводимого в соответствии с трудовым законодательством.

Обязательное психиатрическое освидетельствование проводится медицинской организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения, оказывающей психиатрическую помощь, по месту жительства или по месту пребывания гражданина. Решение о признании гражданина временно непригодным вследствие психического расстройства к отдельным видам деятельности принимается комиссией врачей-психиатров по результатам обязательного психиатрического освидетельствования в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний для такой деятельности.

Уточняются права и ограничения прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях. Установлены формы ограничения прав таких пациентов. В решении об ограничении прав пациента должны быть указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения.

Медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, обязана контролировать содержание бандеролей, оповещать в установленном порядке о поступлении пациента в недобровольном порядке его законного представителя, одного из родственников или иное лицо по указанию пациента, исполнять обязанности опекуна или попечителя в отношении пациентов, если эти обязанности возложены на медицинскую организацию.

К основаниям для приема в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, отнесено:

- медицинское заключение, подтверждающее отсутствие медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых лицу может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;

- рекомендации комиссии по рассмотрению вопросов о приеме в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, о предоставлении социальных услуг в стационарной форме лицу, страдающему психическим расстройством.

Приводятся основания для временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, на срок, превышающий 24 часа.

Установлен перечень лиц, защищающих права и законные интересы лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в медицинских организациях, которые оказывают психиатрическую помощь, а также в стационарных организациях социального обслуживания.

Принят ряд подзаконных актов.

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 465-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2024 N 253-р; Приказы Минздрава России от 26.12.2023 N 720н, от 18.04.2024 N 191н и N 192н, Приказы Минтруда России от 03.04.2024 N 176н, от 23.04.2024 N 231н и от 06.05.2024 N 247н)

Изменяется правовое регулирование отношений в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (01.09.2024)

Скорректирован понятийный аппарат. Вводятся такие понятия, как "лечебно-оздоровительная местность федерального значения", "лечебно-оздоровительная местность регионального значения", "курортная инфраструктура".

Установлено, что к природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, лечебные природные газы, а также лечебный климат. Территория может быть признана лечебно-оздоровительной местностью или курортом только в случае нахождения в границах данной территории природного лечебного ресурса, сведения о котором внесены в государственный реестр курортного фонда РФ.

Границы лечебно-оздоровительных местностей и курортов на местности не устанавливаются.

Уточняются полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов.

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации. Предоставление и использование природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В отношении каждого природного лечебного ресурса будет выдаваться специальное медицинское заключение.

Реконструкция, капремонт, эксплуатация зданий, сооружений, используемых для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, допускаются только при условии внесения сведений о таких зданиях, сооружениях в государственный реестр курортного фонда РФ.

Водные объекты, земельные участки и расположенные на них здания, сооружения, предоставленные (приобретенные) санаторно-курортной организации (санитарно-курортной организацией), в том числе в границах береговой полосы водных объектов, составляют территорию санаторно-курортной организации. Правила нахождения на территории санаторно-курортной организации устанавливаются такой организацией и доводятся до сведения граждан.

Урегулированы вопросы функционирования государственного реестра курортного фонда РФ в составе ЕГИСЗ. Установлен порядок представления сведений в реестр и размещения в нем документов. Использование санаторно-курортными организациями природных лечебных ресурсов для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации допускается при условии внесения сведений об указанных природных лечебных ресурсах в указанный реестр.

Определены особенности правового режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов. Установлены ограничения использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Соблюдение юридическими лицами и гражданами обязательных требований охраны окружающей среды, лесного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, ограничений использования земельных участков при пользовании природными лечебными ресурсами в рамках хозяйственной и иной деятельности в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны оценивается в рамках государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля, федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Установлены переходные положения. Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты. Принят ряд подзаконных актов.

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 469-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 22.11.2023 N 1950, от 27.05.2024 N 681 и от 19.06.2024 N 822; Распоряжения Правительства РФ от 23.05.2024 N 1230-р и от 27.05.2024 N 1281-р; Приказ Минздрава России от 27.03.2024 N 143н; Информация Росреестра)

Уточняется перечень категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 по эпидемическим показаниям (01.09.2024)

К таким лицам отнесены:

- лица старше 18 лет, ранее не болевшие и/или не привитые против COVID-19;

- лица в возрасте 60 лет и старше;

- лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;

- лица с первичными или вторичными иммунодефицитами, в том числе ВИЧ-инфекцией, аутоиммунными заболеваниями, онкологическими/онкогематологическими заболеваниями.

При этом повторная вакцинация (ревакцинация) против COVID-19 будет проводиться не ранее чем через 1 год после предыдущей вакцинации.

(Приказ Минздрава России от 12.12.2023 N 677н)

Внесены изменения в Положение о ЕГИСЗ (01.09.2024)

Скорректирован перечень информационных систем, с которыми взаимодействует ЕГИСЗ. В частности, предусмотрено взаимодействие с ГАИС "Управление".

Также уточняются приложения N 1 и N 2 к Положению.

(Постановление Правительства РФ от 04.03.2024 N 261)

Определены правила ведения Федерального регистра лиц с вирусными гепатитами (01.09.2024)

Правила устанавливают порядок ведения регистра для учета информации о лицах с вирусными гепатитами, за исключением гепатита A, цели ведения регистра, состав информации, размещаемой в регистре, состав информации, предоставляемой пользователям регистра, состав участников информационного взаимодействия.

Регистр ведется в электронном виде в составе подсистемы ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и санаторно-курортного лечения ЕГИСЗ.

Доступ к информации, содержащейся в регистре, предоставляется гражданину с использованием его личного кабинета на едином портале госуслуг путем направления информации из регистра в ЕГИСЗ при условии наличия на это согласия гражданина, данного гражданином с использованием ЕГИСЗ.

Пользователями информации являются, в частности, медицинские организации и граждане, в том числе зарегистрированные в ЕГИСЗ и выразившие согласие на получение сведений о себе из регистра в личный кабинет на едином портале госуслуг.

Корреспондирующие изменения внесены в Положение о ЕГИСЗ.

(Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2111)

Вводится новый Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы (01.09.2024)

Установлено, что судебно-медицинская экспертиза включает следующие подвиды:

- судебно-медицинская экспертиза трупов;

- судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения;

- судебно-медицинская экспертиза живых лиц;

- судебно-медицинская экспертиза по материалам дела.

Судебно-медицинская экспертиза проводится медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, имеющими лицензию на медицинскую деятельность по работе (услуге) судебно-медицинской экспертизе.

Приводятся рекомендуемые штатные нормативы, правила организации деятельности, стандарты оснащения отделений судебно-медицинской экспертизы.

(Приказ Минздрава России от 25.09.2023 N 491н)

Внесены изменения в Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (01.09.2024)

Уточнено содержание лицензируемого вида деятельности. В частности, в него включено периодическое и внеплановое обслуживание, демонтаж медицинских изделий.

Заявление для получения лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляется в форме электронного документа и заполняется в том числе на основании данных из ЕСИА и единого реестра учета лицензий (решений) в личном кабинете на едином портале госуслуг.

Скорректированы требования к содержанию заявления о предоставлении лицензии и о внесении изменений в реестр лицензий.

Лицензирующий орган оценивает соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе с учетом информации, полученной из ФИС ФРДО, государственных информационных систем СФР, федерального информационного фонда по обеспечению единства средств измерений, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в этом в срок, по общему правилу не превышающий 10 рабочих дней со дня получения заявления.

Изменения в реестр лицензий вносятся лицензирующим органом в срок, по общему правилу не превышающий 5 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

Скорректирован перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий. В частности, в перечень включены работы по техническому обслуживанию вспомогательных и общебольничных медицинских изделий, нейрологических медицинских изделий, медицинских изделий для оториноларингологии.

Также уточняется перечень средств измерений, технических средств и оборудования, необходимых для технического обслуживания заявленных групп медицинских изделий по классам потенциального риска их применения. В частности, в перечень включены средства измерений, технических средств и оборудования, необходимых для технического обслуживания урологических, офтальмологических, физиотерапевтических, нейрологических медицинских изделий, а также медицинских изделий для акушерства и гинекологии, для пластической хирургии, дерматологии и косметологии, для оториноларингологии.

При условии если производитель медицинских изделий зарубежного производства или его уполномоченный представитель, сведения о котором содержатся в регистрационном досье на медицинское изделие, осуществляет техническое обслуживание только произведенных им медицинских изделий, он вправе применять средства измерений (технические средства или оборудование), предусмотренные его нормативной, технической или эксплуатационной документацией.

Изменения в реестр лицензий в связи с изменением наименования выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (за исключением случая, если техобслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или ИП, а также случая техобслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), вносятся Росздравнадзором без проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям и представления лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий.

(Постановление Правительства РФ от 12.08.2023 N 1332)