ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Внесены изменения в Закон об охране окружающей среды (01.09.2024)

В частности, термин "экологический надзор" заменяется термином "экологический контроль (надзор)".

Уточняется, что объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при его постановке на государственный учет присваивается I - III категория.

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и ИП на объектах II категории при подготовке заявки на получение комплексного экологического разрешения.

Ввод в эксплуатацию объекта капстроительства, который является объектом I категории, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности в случае установления и (или) изменения технологических показателей наилучших доступных технологий после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения экспертизы проектной документации в отношении указанного объекта при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством об экологической экспертизе и о градостроительной деятельности.

Комплексное экологическое разрешение будет пересматриваться частично или полностью при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности.

Юридические лица, ИП, действующие на объектах II категории, в отношении которых получено комплексное экологическое разрешение, освобождены:

- от представления декларации о воздействии на окружающую среду;

- от разработки и утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

По общему правилу не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капстроительства I категории, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или ИП, действующими на объектах II категории, в случаях получения ими комплексного экологического разрешения на период поэтапного достижения указанных нормативов, а также технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

В течение срока рассмотрения программы повышения экологической эффективности заявитель вправе направить в межведомственную комиссию заявление об отзыве программы повышения экологической эффективности в целях прекращения ее рассмотрения.

Отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности будет представляться ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Урегулировано внесение изменений в утвержденную программу повышения экологической эффективности, являющуюся неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 622-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 15.04.2024 N 473 и от 20.04.2024 N 512; Приказ Минприроды России от 17.04.2024 N 232; Информация Росприроднадзора)

Изменяется правовое регулирование отношений в области экологической экспертизы (01.09.2024)

Уточняются объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней.

Установлено, что в отдельных случаях при проведении государственной экологической экспертизы не требуются обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными НКО, юридическими лицами, а также представление в составе документов (документации), подлежащих государственной экологической экспертизе, материалов таких обсуждений.

В отдельных случаях заказчик государственной экологической экспертизы вправе представить документы и документацию на государственную экологическую экспертизу до завершения общественных обсуждений объекта.

Срок проведения государственной экологической экспертизы документов (документации), обосновывающих деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня, не должен превышать 20 рабочих дней.

В случае внесения в процессе проведения государственной экологической экспертизы изменений в документы (документацию), являющуюся объектом такой экспертизы, указанные документы (документация) должны быть представлены в Росприроднадзор или орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 5 рабочих дней до дня завершения экспертизы.

Установлены случаи, в которых проведение государственной экологической экспертизы не требуется.

Заключением государственной экологической экспертизы должно быть одобрено не менее чем 2/3 списочного состава экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные законодательные акты. Обновлено Положение о проведении государственной экологической экспертизы.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 673-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 28.05.2024 N 694; Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2024 N 1226-р; Приказы Минприроды России от 16.04.2024 N 227, от 08.05.2024 N 283 и от 22.07.2024 N 463; Письмо Минприроды России от 20.02.2024 N 12-53/7066)

Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся проведения общественной экологической экспертизы (01.09.2024)

Закреплено понятие "общественная экологическая экспертиза" - установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Не вправе инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу общественные объединения и другие негосударственные НКО, а также граждане:

- признанные иностранными агентами;

- лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования;

- признанные недееспособными;

- имеющие гражданство иностранного государства.

Уточняются условия проведения общественной экологической экспертизы.

В регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

- лицо, инициировавшее проведение общественной экологической экспертизы, не соответствует установленным требованиям;

- указанные в заявлении кандидатуры лиц, привлекаемых к проведению общественной экологической экспертизы, не соответствуют установленным требованиям.

Заключения общественной экологической экспертизы по составу и содержанию должны соответствовать требованиям, установленным для заключений государственной экологической экспертизы.

Указанные положения применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после 1 сентября 2024 года.

Не завершенные на 1 сентября 2024 года общественные экологические экспертизы проводятся по старым правилам.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 681-ФЗ)

Определены Правила проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (01.09.2024)

Сметная стоимость проверяется в отношении мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, предусмотренных планом мероприятий, представляемым в Росприроднадзор.

Проверка сметной стоимости на предмет обоснованности ее определения юридическим лицом или ИП, которым принадлежит отдельный производственный объект, проводится ФГБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия".

Проверка сметной стоимости проводится одновременно с государственной экологической экспертизой плана мероприятий в сроки, не превышающие сроков проведения государственной экологической экспертизы, в том числе при проведении государственной экологической экспертизы в случае внесения изменений в план мероприятий.

Установлены формы заявлений о проведении проверки сметной стоимости и об отказе от проведения проверки.

Заявление о проведении проверки сметной стоимости и прилагаемые документы представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, путем их подачи через сайт ФГБУ либо на бумажном носителе лично или почтовым отправлением с приложением заявительных документов в форме электронных документов, подписанных собственноручной подписью заявителя.

Сроки проведения проверки сметной стоимости, в том числе повторной, на предмет обоснованности ее определения, исчисляются с даты не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления ФГБУ на счет подведомственного учреждения платы за проведение проверки в полном объеме, но не ранее даты начала проведения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, определенной в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, в случае ее проведения.

По результатам рассмотрения заявительных документов ФГБУ выдает заключение об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости.

За проведение проверки сметной стоимости взимается плата в размере 1% сметной стоимости, но не более 500 тыс. рублей. За проведение повторной проверки сметной стоимости, в том числе при внесении изменений в сметную стоимость, предусматривающих изменение стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, взимается плата в размере 30% размера платы за проведение первичной проверки сметной стоимости.

(Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 N 1925; Приказ Росприроднадзора от 17.07.2024 N 367)

Определены особенности строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках в рамках рекреационной деятельности на их территориях (01.09.2024)

Установление особенностей направлено на реализацию Федерального закона от 18.03.2023 N 77-ФЗ, которым изменено правовое регулирование отношений, связанных с рекреационной деятельностью на особо охраняемых природных территориях.

При строительстве линейных объектов в национальных парках сведения о технико-экономических показателях линейных объектов, указываемые застройщиком или техническим заказчиком в проектной документации для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов, должны соответствовать сведениям, содержащимся в утвержденном плане рекреационной деятельности национального парка, положении о национальном парке и соглашении о рекреационной деятельности в национальном парке.

В случае строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в национальных парках должны быть разработаны и реализованы установленные мероприятия. Конкретный перечень мероприятий указывается в соглашении о рекреационной деятельности в национальном парке.

При строительстве и реконструкции линейных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры в национальных парках должно быть обеспечено устройство специальных переходов (экодуков) в местах пересечения такими линейными объектами путей миграции объектов животного мира.

(Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 N 2040)

Определены особенности строительства, реконструкции, капремонта, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса объектов капстроительства в национальных парках в рамках рекреационной деятельности на их территориях (01.09.2024)

Установление особенностей направлено на реализацию Федерального закона от 18.03.2023 N 77-ФЗ, которым изменено правовое регулирование отношений, связанных с рекреационной деятельностью на особо охраняемых природных территориях.

При строительстве, реконструкции, капремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе объектов капстроительства в национальных парках сведения о технико-экономических показателях объектов капстроительства, предусмотренные в проектной документации, в том числе в отношении отдельных этапов строительства, для строительства объектов капстроительства производственного и непроизводственного назначения должны соответствовать сведениям, содержащимся в утвержденном плане рекреационной деятельности национального парка, положении о национальном парке и соглашении о рекреационной деятельности в национальном парке.

В случае строительства, реконструкции, капремонта и сноса объектов капстроительства в национальных парках должны быть разработаны и реализованы установленные мероприятия. Конкретный перечень мероприятий указывается в соглашении о рекреационной деятельности в национальном парке.

Строительство, реконструкция и капремонт объектов капстроительства в национальных парках должны осуществляться с применением материалов, не оказывающих негативного воздействия на природные комплексы национальных парков.

В случае строительства, реконструкции и капремонта объектов капстроительства в национальных парках запрещается использование строительных материалов на основе карбамидных, фенолформальдегидных и эпоксидных смол.

При рекреационной деятельности в национальных парках не допускаются строительство и реконструкция объектов капстроительства в отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) строящихся и реконструируемых объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая централизованные или нецентрализованные системы водоснабжения и водоотведения.

(Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 N 2124)

Разрешение на временные выбросы будет выдаваться, продлеваться и переоформляться через единый портал госуслуг (01.09.2024)

При этом разрешение оформляется в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Территориальный орган Росприроднадзора не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия разрешения через единый портал госуслуг уведомляет заявителя об истечении срока действия разрешения.

Разрешение продлевается посредством внесения изменений в реестр выданных разрешений.

Решение о выдаче разрешения, об отказе в выдаче разрешения, а также информация о продлении разрешения, об отказе продления разрешения, о переоформлении разрешения, об отказе в переоформлении разрешения размещаются на едином портале госуслуг.

Территориальный орган Росприроднадзора в течение 9 рабочих дней со дня регистрации заявки на переоформление разрешения информирует заявителя через единый портал госуслуг о переоформлении или об отказе в переоформлении разрешения с указанием причин отказа.

Результаты предоставления государственной услуги по выдаче разрешения, продлению и переоформлению разрешения подтверждаются путем внесения территориальным органом Росприроднадзора сведений в электронном виде в реестр выданных разрешений.

Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом (QR-кодом), содержащим в кодированном виде адрес интернет-страницы с размещенными на ней сведениями о соответствующем разрешении.

(Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 N 1495)

С 45 до 30 рабочих дней сокращен предельный срок рассмотрения территориальным органом Росприроднадзора заявки и материалов на получение разрешения на выбросы, которым устанавливаются нормативы допустимых выбросов и временно разрешенные выбросы (01.09.2024)

(Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1752)

Определены особенности создания и эксплуатации систем автоматического контроля на квотируемых объектах в части контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ (01.09.2024)

Системы автоматического контроля создаются на квотируемых объектах I и II категорий и обеспечивают автоматическое измерение и учет показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также фиксацию информации о показателях таких выбросов и передачу такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На квотируемых объектах I и II категорий создаются и эксплуатируются системы автоматического контроля отдельно по источникам выбросов или по выбросам отдельных загрязняющих веществ, либо единая система автоматического контроля.

Сбор и анализ информации о составе и показателях выбросов в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых, реконструируемых или подлежащих техническому перевооружению квотируемых объектов I и II категорий проводятся на основании проектной документации, а в отношении действующих квотируемых объектов I и II категорий - данных инвентаризации источников выбросов и расчетов нормативов допустимых выбросов.

Программа создания системы автоматического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и ИП.

Юридическое лицо или ИП в течение 10 рабочих дней после завершения монтажа и наладки системы автоматического контроля уведомляет Росприроднадзор о передаче информации о показателях выбросов в государственный реестр любым доступным способом.

Юридическое лицо или ИП информирует Росприроднадзор о месте и времени проведения приемки и вводе системы автоматического контроля в эксплуатацию любым доступным способом.

Суммарная продолжительность перерывов эксплуатации системы автоматического контроля, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и поверкой, не должна превышать 28 календарных дней в год. Информация о таких перерывах с указанием причин перерыва направляется в течение 2 рабочих дней со дня начала перерыва в Росприроднадзор любым доступным способом.

Приводятся критерии определения источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих оснащению системами автоматического контроля, и выбора приоритетных загрязняющих веществ и требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов приоритетных загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации информации о показателях выбросов приоритетных загрязняющих веществ и передачи такой информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

(Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 N 39)

Вместо переоформления комплексного экологического разрешения в него будут вносить изменения (01.09.2024)

Речь идет, в частности, о случаях замены юридического лица или ИП, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса (места нахождения), а также изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 296-ФЗ)

Обновлена форма отчета об организации и о результатах производственного экологического контроля (01.09.2024)

В частности, новая форма предусматривает возможность внесения сведений о результатах производственного экологического контроля в области обращения с побочными продуктами производства.

(Приказ Минприроды России от 15.03.2024 N 173)

Уточняется Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (01.09.2024)

В частности, предусмотрено, что в случае если в водном объекте-приемнике сточных вод невозможно установить фоновый створ и невозможно провести расчет условных фоновых концентраций химических веществ в воде данного водного объекта, водопользователь при сбросе теплообменных вод тепловых электростанций, атомных электростанций и других подобных объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона об охране окружающей среды и Водного кодекса РФ, вправе разрабатывать НДС на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора.

(Приказ Минприроды России от 08.05.2024 N 289)

Обновлены Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, а также выдачи разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ (01.09.2024)

К заявлению об установлении нормативов потребуется прилагать:

- доверенность - в случае подачи заявления представителем соискателя разрешения, если указанный документ не может быть получен уполномоченным органом с использованием ЕИС нотариата или функционала единого портала госуслуг;

- данные инвентаризации выбросов или сбросов в отношении действующих объектов либо данные проектной документации в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов;

- проект нормативов выбросов или проект нормативов сбросов.

Исключается необходимость представления санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормативов выбросов санитарным правилам или документа о согласовании нормативов сбросов Роспотребнадзором.

Также сокращен срок выполнения отдельных административных действий в рамках предоставления госуслуги.

Внесение записи о выданном разрешении на выбросы или сбросы в реестр разрешений является подтверждением факта выдачи разрешения. Разрешения считаются выданными со дня внесения записи в реестр разрешений.

Экспертиза проекта нормативов выбросов или сбросов будет проводиться в организации научно-технической поддержки Ростехнадзора.

Сведения о нормативах допустимых выбросов или сбросов, установленных разрешениями, действующих на 1 сентября 2024 года, подлежат внесению в реестр выданных разрешений без проведения дополнительных проверок, подтверждающих достоверность сведений, вносимых в указанный реестр.

(Постановление Правительства РФ от 02.02.2024 N 99)

Вводятся в действие федеральные нормы и правила в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, устанавливающие обязательные требования к организации и проведению работ по рассеиванию туманов (01.09.2024)

Работы по рассеиванию туманов осуществляют юридические лица, являющиеся специализированными организациями активных воздействий на гидрометеорологические процессы, на основании лицензии на проведение работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, выданной Росгидрометом.

Целью проведения работ по рассеиванию туманов является увеличение дальности видимости на автомобильных дорогах и аэродромах посредством преднамеренных изменений естественного хода эволюции тумана в желаемом направлении (изменение физических свойств среды в заданной части приземного слоя атмосферы).

Установлены требования к организации и проведению работ по рассеиванию туманов, а также порядок рассеивания переохлажденных туманов на аэродромах и автодорогах.

(Приказ Минприроды России от 15.11.2023 N 760)