ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Ужесточается контроль за проведением капремонта общего имущества в многоквартирных домах (01.09.2024)

Установлено, что работы по капремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или юридическими лицами, являющимися членами СРО в сфере строительства, за исключением лиц, указанных в пункте 1 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Кроме того, предусмотрен строительный контроль в процессе проведения капремонта общего имущества за счет средств, формируемых на специальном счете, счете, счетах регионального оператора. Такой контроль проводится исполнительным органом субъекта РФ или подведомственным учреждением в случае принятия субъектом РФ решения о проведении в многоквартирных домах строительного контроля. В этом случае в договоре строительного подряда указывается, что строительный контроль проводится уполномоченным органом, за исключением случая, если собственники помещений выбрали способ формирования фонда капремонта на специальном счете и общее собрание собственников приняло решение об отказе от проведения строительного контроля уполномоченным органом.

Если субъект РФ не принял указанное решение либо общее собрание собственников приняло решение об отказе от проведения строительного контроля уполномоченным органом, то строительный контроль в процессе проведения капремонта проводится в соответствии со статьей 53 ГрК РФ.

Уточняется, что уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капремонта, которое владелец специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора, должно отражать сведения о направлении в орган государственного жилищного надзора подлинника протокола общего собрания собственников помещений.

Уточнены перечень документов, которые предоставляются владельцем специального счета в банк для совершения операций по перечислению со специального счета денежных средств в адрес лиц, оказывающих услуги или выполняющих работы по капремонту.

В случае формирования фонда капремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капремонта должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено заключить договор строительного подряда для выполнения работ по капремонту.

Одновременно в статье 53 ГрК РФ предусмотрено, что строительный контроль в процессе проведения капремонта объекта капстроительства, являющегося многоквартирным домом, проводится с учетом особенностей, установленных жилищным законодательством.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 238-ФЗ)

Урегулированы вопросы, касающиеся технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капремонта (01.09.2024)

В целях обеспечения своевременного проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капремонта, оценки соответствия технического состояния таких многоквартирных домов и их систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, установленным законодательством РФ о техническом регулировании, а также определения возможности дальнейшей эксплуатации таких многоквартирных домов или установления необходимости проведения капремонта с определением перечня и объема услуг или работ по капремонту может проводиться обследование технического состояния таких многоквартирных домов.

Обследование проводится в порядке, предусмотренном законодательством РФ о техническом регулировании, юридическими лицами, являющимися членами СРО.

Обследование может быть проведено на основании правового акта субъекта РФ за счет средств субъекта РФ в случае, если соответствующие средства предусмотрены законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

Обследование может быть проведено на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, за счет средств собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Результаты обследования многоквартирного дома, включенного в региональную программу капремонта, являются основанием для внесения изменений в указанную программу.

Обследование технического состояния многоквартирного дома проводится в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, юридическими лицами, которые являются членами СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или членами СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Органы государственной власти субъекта РФ вправе принять нормативный правовой акт о порядке проведения государственного мониторинга технического состояния многоквартирных домов, в рамках которого уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ собирает, систематизирует и анализирует информацию о техническом состоянии многоквартирных домов и динамике изменений такого состояния.

Очередность проведения капремонта будет определяться в региональной программе капремонта в том числе исходя из результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, если такое обследование было проведено.

Урегулированы вопросы проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях восстановления технического состояния этого многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии или иной ЧС.

(Федеральный закон от 27.11.2023 N 561-ФЗ)

Уточняются лицензионные требования к организациям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами (01.09.2024)

В частности, такими лицензионными требованиями для получения лицензии будут являться:

- отсутствие у учредителя (участника) лицензиата (соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации об учредителе (участнике) лицензиата (соискателя лицензии);

- непривлечение к административной ответственности лицензиата (соискателя лицензии) за грубое нарушение лицензионных требований в течение 3 лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия;

- отсутствие в ЕФРСБ информации о банкротстве юридического лица, которое управляло многоквартирными домами и должностными лицами или учредителями которого являлись должностные лица или учредители соискателя лицензии, в течение 3 лет, предшествующих дате обращения за лицензией.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 662-ФЗ)