Срок действия документа ограничен 31 декабря 2028 года включительно.

2. Оплата труда, расходы на персонал

2.1. Стороны ФОТС считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работников на оплачиваемый труд в Организациях ЖКХ в зависимости от уровня квалификации, сложности, количества и качества затраченного труда в соответствии с современными моделями оплаты и нормирования труда, повышение уровня реального содержания заработной платы. В этих целях Стороны ФОТС обязуются:

2.1.1. Обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для:

- повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в порядке, установленном действующим законодательством и установления во исполнение статьи 134 ТК РФ в рамках регулирования социально-трудовых отношений порядка и сроков индексации заработной платы;

- выплаты заработной платы работникам отрасли своевременно и в полном размере, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места, в том числе в период действующих ограничений по рекомендациям органов Роспотребнадзора, а также в ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы Организации ЖКХ, различного вида структурных преобразований, приватизации, в случае несостоятельности, банкротства, а также в случаях прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.

2.1.2. Проводить активную работу в сфере нормирования труда, в том числе с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по:

- научно-методическому обеспечению организации нормирования труда;

- актуализации типовых отраслевых норм труда и рекомендаций по нормированию труда, утвержденных ОООР ЖКК и согласованных Профсоюзом (Перечень нормативных документов, предназначенных для определения нормативной численности по регулируемой и нерегулируемой деятельности содержится в Приложении N 6 к ФОТС).

- по профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов по нормированию труда.

2.1.3. Рекомендовать Организациям ЖКХ устанавливать на базе ФОТС эффективные системы нормирования труда коллективными договорами и (или) иными локальными нормативными актами с учетом мнения представительных органов работников.

2.1.4. Содействовать установлению справедливых соотношений уровней среднемесячной заработной платы руководства Организаций ЖКХ и других ее работников.

2.1.5. Содействовать выявлению нарушений принципа равной оплаты труда мужчин и женщин, при его равной ценности и разработке и реализации мер по устранению таких нарушений.

2.1.6. Реализовывать меры, направленные на обеспечение права работников самостоятельно выбирать кредитную организацию для перечисления работодателями заработной платы.

2.1.7. Координировать деятельность по погашению задолженности по заработной плате в Организациях ЖКХ, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения организаций Профсоюза и региональных отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.

2.1.8. Проводить работу по совершенствованию механизмов финансирования расходов на персонал и систем оплаты труда работников Организаций ЖКХ с учетом того, что:

- системы оплаты труда формируются в Организациях ЖКХ на базе ТК РФ, ФОТС и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- в соответствии со ст. 8, ст. 135 ТК РФ работодатель на основании ФОТС, других отраслевых соглашений социального партнерства (улучшающих условия для работников относительно ФОТС) в коллективном договоре и (или) в локальных нормативных актах с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации устанавливает в Организации ЖКХ систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования, в том числе ежемесячные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, надбавки за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, уровень квалификации, соответствующий профессиональным стандартам и т.п.;

- Организации ЖКХ имеют право применять системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.12.86 N 505 и Постановлением от 21.02.90 N 66/3-138 "О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения", принятым Госкомтруда СССР, Секретариатом ВЦСПС;

- Организациями ЖКХ для формирования систем оплаты труда может применяться тарифная сетка, утвержденная в приложении N 3 к отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ РФ на 2017 - 2022 годы при условии выполнения показателей по минимальной месячной тарифной ставке рабочих первого разряда и других норм настоящего ФОТС, внесения соответствующих положений в коллективный договор или утверждение их локальным нормативным актом.

(в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 10.06.2024)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расходы на персонал состоят из:

- фонда оплаты труда (ФОТ), включая налог на доходы физических лиц, а также выплаты стимулирующего и компенсационного характера (п. 2.8.2 ФОТС), иные расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе затраты на добровольное медицинское страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;

- страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;

- расходов работодателя в рамках регулирования социально-трудовых отношений, предусмотренные коллективным договором, ФОТС и иными соглашениями социального партнерства, действующими в отношении Организации ЖКХ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, проведение независимой оценки квалификации работников, внедрение систем управления охраной труда и мероприятий по охране труда и управлению профессиональными рисками, проведение в трудовом коллективе культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований, конкурсов профессионального мастерства, а также расходов по оплате членских, целевых взносов, предусмотренных законодательством об объединениях работодателей и отраслевыми соглашениями и иных расходов, связанных с персоналом, закрепленных коллективным договором.

2.2. В целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают:

а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда.

б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Актуальный перечень утвержденных профессиональных стандартов приведен на официальном интернет-портале федерального органа исполнительной власти в сфере труда.

в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и нормирования труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а также своевременное доведение до работников Организации ЖКХ информации о применяемых условиях оплаты и нормирования труда;

г) своевременное заключение коллективных договоров, иных локальных нормативных актов, совершенствование нормирования и условий труда.

2.3. Минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

2.3.1. В зависимости от финансового и экономического состояния Организации ЖКХ работодатель вправе установить ММТС в Организации ЖКХ в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим Соглашением.

Для реализации данной нормы ФОТС Организация ЖКХ, которая намерена учитывать ММТС выше предусмотренной ФОТС необходимо оформить свое участие в ОССП в соответствии с установленным ФОТС порядком, представить Сторонам ФОТС соответствующее экономическое обоснование превышения ММТС относительно утвержденной ФОТС и в случае принятия Сторонами ФОТС положительного решения - заключить соглашение с ОООР ЖКК об установлении для нее повышенной ставки.

Данное соглашение легитимирует применение повышенной ММТС при расчете расходов на персонал в целях ценообразования для Организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе при государственном тарифном регулировании и для Организаций ЖКХ, осуществляющих нерегулируемые виды деятельности для учета их в тарифе (цене, плате) на коммунальные и жилищные услуги (работы).

Фонд оплаты труда в Организации ЖКХ должен стремиться к уровню, обеспечивающему среднюю заработную плату работников не ниже средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.

2.3.2. В качестве механизма индексации заработной платы считать ежегодное увеличение должностных окладов (тарифных ставок) работников на общий индекс потребительских цен (далее - ИПЦ), который определяется Федеральной службой государственной статистики. В случае изменения размера платы на услуги ЖКХ, принимать решение о повышении заработной платы после проведения взаимных консультаций. Индексация ММТС является основой для индексации фонда оплаты труда.

Обеспечение индексации фондов оплаты труда в составе необходимой валовой выручки при осуществлении регулируемых видов деятельности в коммунальной сфере и цены услуг и работ при осуществлении нерегулируемой деятельности в жилищной сфере является базисом для устойчивого роста реальных доходов работников, снижения текучести и повышения уровня профессиональной квалификации работников, а также развития системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Организациях ЖКХ.

В случае невозможности исполнения норм ФОТС работодателем, в отношении которого действует Соглашение в соответствии с п. 1.7 ФОТС, в части установления размеров оплаты труда работников, Организация ЖКХ имеет право на получение временного приостановления действия отдельных положений ФОТС по итогам рассмотрения его экономически обоснованного предложения в соответствии с п. 1.21 ФОТС. Период приостановления определяется в процессе рассмотрения указанного предложения работодателя.

Если в региональных соглашениях, коллективных договорах и (или) локальных нормативных актах Организаций ЖКХ предусмотрено индексирование ММТС поквартально, то ее размер может быть установлен Организациями ЖКХ на базе ММТС на текущий год и соответствующего ИПЦ на основе фактических данных Федеральной службы государственной статистики на конец квартала, предшествующего кварталу, на который производится индексация ММТС.

2.3.3. Организацией ЖКХ при применении в отношении нее долгосрочного ценообразования (установления долгосрочных параметров регулирования) может быть избран метод индексации расходов на оплату труда, когда на базе ММТС рассчитывается фонд оплаты труда в соответствии с нормативной численностью персонала (п. 2.8 ФОТС) на первый год долгосрочного периода тарифного регулирования, далее в последующие годы индексируется рассчитанный и установленный объем фонда оплаты труда на основе ИПЦ. Для реализации данной нормы ФОТС, такой порядок должен быть закреплен в коллективном договоре, действующем в Организации ЖКХ.

2.4. ММТС устанавливается в Приложении N 1 и может ежегодно корректироваться Сторонами ФОТС на соответствующий год его действия. Такая корректировка ММТС оформляется совместным решением Сторон ФОТС. Данная корректировка не требует уведомительной регистрации, в том числе при установлении ММТС на пролонгированный срок действия ФОТС в соответствии с п. 1.20 ФОТС.

2.5. Организации ЖКХ самостоятельно устанавливают систему премирования работников, в которой учитывается:

а) эффективность и положительная динамика результатов финансово-экономической деятельности и технико-экономических показателей структурных подразделений Организации ЖКХ;

б) динамика снижения аварий и производственных инцидентов;

в) отсутствие роста производственного травматизма;

г) отсутствие несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

д) динамика роста квалифицированных кадров, что характеризуется наличием у работников уровня квалификации, подтвержденной Свидетельством о профессиональной квалификации;

е) другие показатели.

2.6. Оплата времени простоев не по вине работника производится в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При наличии финансовых возможностей в Организации ЖКХ может быть предусмотрена оплата времени простоев не по вине работника в размере его среднемесячной заработной платы.

2.7. Расходы работодателей на оплату труда работников и иные расходы, обусловленные социально-трудовыми отношениями, для включения в тарифы и цены на услуги ЖКХ, формируются с учетом:

а) расходов (средств) на оплату труда;

б) иных расходов, связанных с производством и реализацией продукции (ресурсов) и услуг;

в) расходов, связанных с исполнением условий настоящего Соглашения;

г) расходов, предусмотренных иными документами, регулирующими отношения между работодателями и работниками.

2.8. Расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников, с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, определяемые на основании нормативных документов, предназначенных для определения нормативной численности по регулируемой и нерегулируемой деятельности (Приложение N 6 к ФОТС) и включают в себя:

2.8.1. Тарифную составляющую расходов (средств), направляемых на оплату труда, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок (должностных окладов).

2.8.2. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами Организации ЖКХ и включают в себя:

2.8.2.1 доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся следующие доплаты, надбавки и выплаты:

а) за работу в ночное время - в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы, за работу в вечернее время в размере не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки, определив интервал вечернего времени с 18 до 22 часов. Вечерней сменой считается смена, на которую приходится не менее 50 процентов вечернего времени;

б) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника;

в) за работу при 40-часовой рабочей неделе для работников, условия труда которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда в размере, порядке и на условиях, установленных коллективным договором и (или) локальными нормативными актами Организации ЖКХ; компенсация дополнительного оплачиваемого отпуска сверх 7 календарных дней производится в размерах не ниже, чем за дни неиспользованного отпуска;

г) за разъездной характер работы;

д) за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ (за высокую интенсивность и напряженность труда), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы устанавливаются по соглашению сторон трудового договора, но не ниже 20 процентов тарифной ставки (должностного оклада) соответствующего работника по основной работе;

е) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни - не менее чем в двойном размере;

ж) за сверхурочную работу - не менее чем в двойном размере или предоставление дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно;

з) за руководство бригадой бригадирам из числа рабочих, производителям работ, не освобожденным от основной работы, - в размере, в зависимости от количества человек в бригаде не менее 10% тарифной ставки (или фиксированный размер);

и) доплата за работу по графику с разделением смены на части - в размере не менее 30 процентов тарифной ставки за отработанное в смене время;

к) при суммированном учете рабочего времени оплата труда за работу в выходной и нерабочий праздничный день сверх графика работы конкретного работника - в двойном размере или по желанию работника предоставляется другой день отдыха;

л) оплата времени для приемки смены работниками Организаций ЖКХ, работающими на оборудовании, эксплуатируемом в безостановочном режиме;

Конкретная продолжительность времени и порядок его оплаты устанавливаются непосредственно в Организациях ЖКХ;

м) выплата наставникам надбавки не менее 10% размера тарифной ставки;

н) иные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами, трудовыми договорами, которые работодатель вправе отнести к расходам на оплату труда на основании законодательства Российской Федерации.

2.8.2.2. Выплаты компенсационного характера за работу вне места постоянного проживания или в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) надбавки за вахтовый метод работы (в Организациях ЖКХ, где он применяется);

б) выплаты, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе:

- выплаты по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях в размере не ниже установленного законодательством Российской Федерации;

- процентные надбавки на всю заработную плату за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями в размере не ниже установленного законодательством Российской Федерации;

- расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на содержании, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в соответствии с порядком, утвержденным в Организации ЖКХ;

- иные компенсационные выплаты, связанные с работой в особых климатических условиях и предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2.8.2.3 доплаты и надбавки стимулирующего характера, размер и порядок установления которых определяется непосредственно в Организации ЖКХ, в том числе:

а) персональные надбавки рабочим за профессиональное мастерство, наличие уровня квалификации, соответствующего профессиональным стандартам и высокие достижения в труде;

б) персональные надбавки руководителям, специалистам и служащим за наличие уровня квалификации, соответствующего требованиям профессиональных стандартов;

в) персональные надбавки работникам к отпуску за участие в общественной работе;

г) иные выплаты стимулирующего характера, предусмотренные коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами на основании законодательства Российской Федерации.

2.8.2.4 премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности работодатель может увеличить размер премии.

2.8.2.5 по итогам работы за год по результатам деятельности в отчетном периоде, согласно коллективному договору, в пределах 33% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда (3,96 должностного оклада за полный год);

2.8.2.6 ежемесячные вознаграждения за выслугу лет, согласно коллективному договору и (или) локальным нормативным актам Организации ЖКХ, в пределах 15% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда;

2.8.2.7. доплата за уровень квалификации по профессиональным стандартам согласно коллективному договору и (или) локальному нормативному акту в пределах 20% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда;

2.8.2.8. иные виды премирования работников, в том числе по показателям, предусмотренным пунктом 2.5 настоящего Соглашения;

2.9. Доплаты за классность водителям, работающим в Организациях ЖКХ, производится в следующем порядке: водителям первого класса - не ниже 25%, водителям второго класса - не ниже 10%.

2.10. Оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.

Изменение (повышение) должностного оклада руководителя производится одновременно с увеличением тарифных ставок и должностных окладов работников Организации ЖКХ.

Размеры стимулирующих доплат и надбавок должны быть увязаны с величиной средств по фонду оплаты труда, пределы которого регулируются при установлении экономически обоснованных цен, тарифов, надбавок к тарифам и плат и степенью превышения личных результатов по сравнению с теми, которые характерны для большинства работников.

Конкретный порядок и размеры стимулирующих доплат и надбавок определяются коллективным договором и (или) локальными нормативными актами Организации ЖКХ.

2.11. Заработная плата выплачивается каждые полмесяца в день, установленный коллективным договором и (или) локальными нормативными актами, трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

2.12. Задержки выплаты заработной платы не допускаются и являются нарушением законодательства, настоящего Соглашения и влекут за собой ответственность работодателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Время приостановки работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней оплачивается в размере среднего заработка.

Не допускается приостановление работы работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (коммунальное электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, обращение с отходами), а также работниками, обслуживающими оборудование, остановка которого представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

2.13. Введение и пересмотр трудовых функций, норм труда (нормативов численности, норм времени, норм обслуживания), введение новых или изменение условий оплаты труда производится работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, в сроки, предусмотренные коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами.

Работники должны быть предупреждены об изменениях не позднее, чем за два месяца.

2.14. Примеры расчета месячной оплаты труда для работников в Организациях ЖКХ в соответствии с ФОТС приведены в Приложении N 3.