<Письмо> ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52337/24 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 17 июня 2024 г. N ПИ/52337/24

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Из положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий) (далее - Положение), утвержденного приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - ТПП РФ) от 10.04.2015 N 29 (далее - Приказ ТПП РФ N 29), следует, что оно разработано на основании Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила).

Пунктом 5.2 Приказа ТПП РФ N 29 установлено, что в графу N 5 сертификата "Для служебных отметок" вносится следующая запись: "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" и, при необходимости, информация о дубликате.

Однако ФАС России отмечает, что пунктом 7.4 Правил установлено, что в графу N 5 сертификата "Для служебных отметок" впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", а также другие записи, предусмотренные Правилами.

Вместе с тем ФАС России обращает внимание, что внесение записи "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" не предусмотрено ни Правилами, ни нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ФАС России отмечает, что ТПП РФ не является государственным контролирующим органом Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно пункту 3 Постановления N 102, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2 Постановления N 102 является сертификат о происхождении товаров формы СТ-1.

Таким образом, сертификат СТ-1 является подтверждением страны происхождения медицинских изделий, никакие иные отметки не регулируют вопрос допуска товара к государственным и муниципальным закупкам.

Следовательно, положения Приказа ТПП РФ N 29, не предусмотренные Правилами, по включению записи "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" в графу N 5 "Для служебных отметок" сертификата формы СТ-1, являются неправомерными, при этом сертификаты, выданные ТПП РФ без записи "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" в графе N 5 "Для служебных отметок" сертификата формы СТ-1, ограничивают возможность хозяйствующих субъектов участвовать в государственных и муниципальных закупках с товаром отечественного производства, что может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Дополнительно ФАС России сообщает, что аналогичная позиция складывается с приказом ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 "О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)".

П.В.ИВАНОВ