II. Оценка текущего состояния регулирования методологии формирования организациями бюджетной сферы федерального уровня данных о государственных финансах

II. Оценка текущего состояния регулирования методологии

формирования организациями бюджетной сферы федерального

уровня данных о государственных финансах

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации согласно статьям 28 и 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) является принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает в том числе единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

Сбор, регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - данные о государственных финансах), осуществляются организациями бюджетной сферы в соответствии с единой методологией бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее - бухгалтерский учет).

В настоящее время единая методология бухгалтерского учета реализована системой федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими обязательные к применению всеми организациями бюджетной сферы правил ведения бухгалтерского учета, а также требований к раскрытию информации в бюджетной отчетности (бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений) (далее соответственно - бухгалтерская (финансовая) отчетность, единая государственная учетная политика).

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) учреждения исполняют бюджетные полномочия и обеспечивают ведение бухгалтерского учета.

Организации бюджетной сферы вправе применять ведомственные (локальные) акты, определяющие их учетные политики и обеспечивающие с соблюдением единой методологии бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности детализацию информации об активах, обязательствах и об их изменениях в результате выполнения соответствующих полномочий (осуществления финансово-хозяйственной деятельности).

Организации бюджетной сферы федерального уровня обеспечивают формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, а также бюджетного законодательства Российской Федерации и единой государственной учетной политики средствами системы "Электронный бюджет".

В настоящее время сложилась практика представления по отдельным запросам государственных органов аналитической информации, в том числе данных, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности, без использования в качестве источника официальной бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных бухгалтерского учета). Указанная практика приводит к формированию различных отчетов (аналитических сводов) на основании данных, представляемых из различных источников, которые между собой не синхронизированы, что в значительной степени увеличивает административную нагрузку на организации бюджетной сферы федерального уровня и создает риски недостоверности данных, снижения эффективности (обоснованности) принятия на основе указанных данных управленческих решений.

Статьей 264.2 Бюджетного кодекса установлено, что в системе "Электронный бюджет" сформирован единый источник составления и представления бюджетной отчетности (бухгалтерской финансовой отчетности бюджетных (автономных) учреждений) главными администраторами средств федерального бюджета, подведомственными им получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, бюджетными (автономными) учреждениями.

На федеральном уровне в последние годы проводится системная работа по созданию и развитию централизованных информационных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций бюджетной сферы.

При наличии информационных систем, электронных баз данных, межведомственного электронного документооборота сложилась практика представления органами, принимающими управленческие решения, одной и той же информации из разных информационных источников (систем) без предварительной выверки (синхронизации) таких данных, что не обеспечивает их достоверность.

Синхронизация данных подсистем системы "Электронный бюджет" является актуальной задачей, основным элементом которой является создание единого информационного пространства формирования, обработки и анализа данных бухгалтерского учета, позволяющего представлять (однократно) организациям бюджетной сферы - субъектам бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию в систему "Электронный бюджет", а заинтересованным пользователям указанной информации, принимающим в рамках установленных компетенций (функций и полномочий) управленческие решения, оперативно получать официальные и достоверные данные о государственных финансах (далее - принцип "единого окна").

В 2023 году во исполнение пунктов 2 и 5 раздела III протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов от 5 апреля 2023 г. N 5 Министерством финансов Российской Федерации совместно с Федеральным казначейством осуществлялся ежемесячный (оперативный) и ежеквартальный мониторинг дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (далее соответственно - оперативный мониторинг, ежеквартальный мониторинг).

Осуществление оперативного мониторинга на основании данных бюджетного учета о состоянии дебиторской задолженности, формируемых в рамках исполнения централизуемых полномочий федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подведомственных учреждений) Федеральным казначейством в централизованных подсистемах системы "Электронный бюджет" (подсистемах "Управление оплатой труда", "Управление нефинансовыми активами", "Учет и отчетность") на основе принципа свода, агрегации и обобщения (анализа) учетных данных, было организовано на основе принципа "единого окна". Применение указанного подхода позволило с высокой степенью оперативности и качества (достоверности) учетных данных осуществлять оперативный мониторинг и создало условия для перехода от отражения сложившихся фактов просроченной задолженности (последующего анализа) к оперативному мониторингу, направленному на принятие мер по урегулированию задолженности (снижению просроченной задолженности).

Получение и обобщение учетных данных о государственных финансах на основе принципа "единого окна" позволит перейти на риск-ориентированную модель анализа дебиторской задолженности.

Ежеквартальный мониторинг осуществлялся на основании данных бюджетной отчетности, представляемой главными распорядителями средств федерального бюджета. Указанный подход характеризуется большим количеством не связанных друг с другом источников (децентрализованностью) получения данных ввиду отсутствия в настоящее время технологической возможности их получения на единой платформе средствами подсистем системы "Электронный бюджет".

Осуществление свода, агрегации и обобщения (анализа) данных, полученных децентрализованно, в отличие от получения данных на основе принципа "единого окна", является более трудозатратным и длительным по времени, что резко снижает эффективность получения таких данных в целях принятия управленческих решений, прежде всего ввиду снижения прогностической ценности данных и их объективности, что не позволяет принимать эффективные управленческие решения.

Следует отметить, что в условиях анализа данных о государственных финансах при децентрализованной системе их получения создание эффективной модели риск-ориентированного анализа таких данных существенно затруднено.

С учетом заинтересованности пользователей (в частности, главных администраторов средств федерального бюджета, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации) в оперативных данных о государственных финансах сложилась объективная необходимость создания условий для агрегации данных о бухгалтерском учете участников бюджетного процесса, а также федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждений на основе принципа "единого окна".

В связи с этим создание в системе "Электронный бюджет" модулей (компонентов), обеспечивающих представление данных о государственных финансах в единую технологическую платформу, является важнейшим направлением в развитии единого информационного пространства, обеспечивающего интеграцию различных государственных информационных систем, реализующих ведение бухгалтерского учета, снижение административной нагрузки при формировании и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, проведение анализа и оперативного формирования аналитических отчетов на основе данных о государственных финансах, повышение качества реализации функциональных задач по контролю, управлению, достоверности данных и эффективности принимаемых управленческих решений, а также по эффективности использования государственных ресурсов.

Реализацию технологической интеграции данных организаций бюджетной сферы федерального уровня предполагается осуществлять в модуле "Сбор данных" подсистемы "Учет и отчетность" системы "Электронный бюджет" (далее - платформа интеграции данных системы "Электронный бюджет").