2.3.4. Подготовка работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных, добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности
2.3.4. Подготовка работников добровольной пожарной охраны,
добровольных пожарных, добровольцев (волонтеров)
к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности
Целью обучения добровольцев (волонтеров), участвующих в выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, является доведение до добровольцев (волонтеров) основных требований в области защиты населения и территорий от ЧС, повышение уровня их знаний и умений в данной области и, как следствие, обеспечение эффективности их деятельности при участии в выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также повышение уровня личной безопасности добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими своей деятельности.
При прохождении добровольцем (волонтером) стажировки в подразделениях МЧС России необходимо руководствоваться учебным пособием "Организация и осуществление наставничества профессиональными спасателями и работниками ФПС ГПС территориальных подразделений МЧС России в отношении добровольцев (волонтеров)" <27>.
--------------------------------
<27> Организация и осуществление наставничества профессиональными спасателями и работниками ФПС ГПС территориальных подразделений МЧС России в отношении добровольцев (волонтеров): учебное пособие/О.Д. Ратникова, В.В. Харин, О.В. Стрельцов [и др.]. М.: ВНИИПО, 2022. 104 с. Допущено МЧС России в качестве учебного пособия для слушателей, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МЧС России.
Для подготовки добровольных пожарных одним из обязательных условий является обладание необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных (пункт 1 статьи 15 Закона о добровольной пожарной охране) <28>.
--------------------------------
<28> Федеральный закон от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".
Основными видами подготовки добровольцев (волонтеров) являются теоретическое и практическое обучение.
Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор добровольца по направлению деятельности.
Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность добровольца (волонтера) по направлению деятельности.
Процесс обучения строится таким образом, чтобы создать необходимые для этого условия, для чего используются ставшие традиционными формы:
при теоретическом виде обучения - лекции, семинарские занятия, просмотр учебных и событийных видеороликов (фильмов), чтение памяток, листовок, пособий и самостоятельная работа;
при практическом обучении - практические занятия и участие в тренировках и учениях.
Наряду с традиционными формами обучения, применяются и современные, с использованием активных методов обучения.
Активные методы обучения направлены на продуктивный, творческий и поисковый характер деятельности обучающихся. Эта большая группа методов объединяет дидактические (имитационные) игры, решение проблемных и познавательных задач, анализ конкретных ситуаций, сравнение и сопоставление новых фактов, примеров и положений с изученными ранее и т.п. <29>
--------------------------------
<29> Методические рекомендации по участию членов общественных объединений, других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и добровольцев (волонтеров) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе с возможностью использования современных дистанционных образовательных технологий (утв. МЧС России 17 ноября 2020 г. N 2-4-71-24-12).
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ применяются только для теоретической части обучения руководителей и добровольцев (волонтеров). Отработка практических навыков и практические тренировки проводятся на полигонах и тренировочных площадках, оборудованных необходимой техникой и тренажерами, а также при прохождении стажировки в профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы.
Подготовка добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, не связанных с ведением аварийно-спасательных работ, может включать проведение инструктажа и/или прохождение обучения по программам, разработанным в общественной добровольческой организации, если они способствуют решению уставных задач общественной организации, определяющих ее деятельность, осуществляемую в рамках мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
Цель подготовки - дать добровольцам (волонтерам) необходимые знания и научить уверенным действиям при выполнении конкретного мероприятия по защите населения и территорий от ЧС.
Добровольцы (волонтеры), завершившие подготовку, обязаны:
- меры безопасности, связанные с выполнением мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- необходимые сведения по содержанию мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- порядок организации связи и взаимодействия при реализации мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- порядок и содержание действий по выполнению мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- оценить обстановку при выполнении мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- выполнять необходимые действия для безопасного выполнения мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- использовать технические средства и оборудование, обеспечивающие выполнение мероприятия по защите населения и территорий от ЧС;
- пользоваться средствами связи.
Примеры программ обучения добровольцев (волонтеров):
Программа подготовки добровольцев (волонтеров) для выполнения работ в зоне ситуационных ЧС, разработанная и реализуемая Всероссийской общественной молодежной организацией "Всероссийский студенческий корпус спасателей" (http://vsks.ru/common/files/editor/CHS.pdf).
Программа подготовки добровольцев (волонтеров) для обеспечения безопасности на массовых мероприятиях, разработанная и реализуемая Всероссийской общественной молодежной организацией "Всероссийский студенческий корпус спасателей" (http://vsks.ru/common/files/editor/Mass.pdf).
Профессиональная подготовка добровольных пожарных осуществляется в соответствии с примерными программами, которые различаются по видам работ в добровольной пожарной охране.
В Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны (рассмотрен и одобрен на учебно-методическим совете МЧС России, Протокол N 1 от 24 мая 2011 г. и утвержден заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником внутренней службы Чуприяном А.П. 11 июля 2011 г.) вошли:
- примерная программа профессиональной подготовки пожарных добровольных пожарных дружин;
- примерная программа профессиональной подготовки пожарных добровольных пожарных команд;
- примерная программа подготовки специалистов добровольных пожарных команд по использованию и обслуживанию пожарных мотопомп (мотористы);
- примерная программа профессиональной подготовки водителей пожарных автомобилей добровольных пожарных команд;
- примерная программа подготовки руководителей добровольных пожарных дружин;
- примерная программа подготовки руководителей добровольных пожарных команд.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <30> первая помощь оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, в том числе работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Законом о добровольной пожарной охране и Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей) определена обязанность по оказанию первой помощи.
--------------------------------
<30> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Основные подходы в деятельности общественных объединений, других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны (далее - формирования) по подготовке руководителей формирований и добровольцев (волонтеров) к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определены в Методических рекомендациях по участию членов общественных объединений, других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и добровольцев (волонтеров) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе с возможностью использования современных дистанционных образовательных технологий, утвержденных заместителем Министра МЧС России генерал-полковником Денисовым И.П. от 17 ноября 2020 г. N 2-4-71-24-12.
Приказом Минтруда России от 18 октября 2023 г. N 766н утвержден профессиональный стандарт "Спасатель" <31> для лиц, осуществляющих действия (выполнение работ) по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, по локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов
--------------------------------
<31> Приказ Минтруда России от 18 октября 2023 г. N 766н "Об утверждении профессионального стандарта "Спасатель" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2023 N 76030).
Приказом установлены требования к спасателям: среднее общее образование, профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и программам повышения квалификации по видам выполняемых аварийно-спасательных работ.
Требования к опыту практической работы:
- не менее двух лет по классу квалификации "спасатель" для спасателя третьего класса;
- не менее двух лет по классу квалификации "спасатель третьего класса" для спасателя второго класса;
- не менее трех лет по классу квалификации "спасатель второго класса" для спасателя первого класса;
- не менее трех лет по классу квалификации "спасатель первого класса" для спасателя международного класса.
Определены условия допуска к выполнению работ:
- прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров <32> <33>;
--------------------------------
<32> Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278), действует до 1 апреля 2027 г.
<33> Приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры". (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62277)
- прохождение психиатрического освидетельствования при поступлении на работу, далее - в установленном порядке <34>;
--------------------------------
<34> Приказ Минздрава России от 20 мая 2022 г. N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование" (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2022 г., регистрационный N 68626), действует до 1 сентября 2028 г.
- прохождение обучения мерам пожарной безопасности <35>;
--------------------------------
<35> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
- прохождение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда <36>;
--------------------------------
<36> Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда".
- обязательное страхование жизни и здоровья;
- к работе допускаются лица не моложе 18 лет <37>;
--------------------------------
<37> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"; статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации.
- наличие статуса спасателя в соответствии с Законом об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей;
Прохождение аттестации на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации в соответствии с требованиями Закона об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей.
При выполнении мероприятий по предупреждению ЧС в составе подразделения спасателей аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) необходимо обладать умениями:
- обеспечивать личную безопасность, профилактику и минимизацию опасностей и рисков при патрулировании;
- учитывать технические особенности маршрута при подготовке к патрулированию;
- использовать аварийно-спасательные средства подразделения при проведении мероприятий по предупреждению ЧС.
При проведении аварийно-спасательных работ в составе подразделения спасателей АСФ необходимо обладать умениями:
- определять места возможного нахождения пострадавших, в том числе с применением технических средств;
- осуществлять стабилизацию неустойчивых объектов, укрепление или обрушение конструкций;
- определять, в том числе с применением технических средств, факторы, угрожающие жизни и здоровью, а также концентрацию вредных и опасных веществ;
- применять приемы психологической поддержки;
- оказывать первую помощь в соответствии с перечнем мероприятий по оказанию первой помощи;
- транспортировать пострадавшего с учетом характера травмы и состояния;
- выполнять требования инструкций по действиям спасателей при получении команды на выезд;
- применять средства пожаротушения, находящиеся на оснащении АСФ;
- оформлять документацию по итогам выполненных аварийно-спасательных работ;
- определять поражающие факторы, пути и масштабы развития ЧС с применением технических средств и без них;
- выбирать оптимальные маршруты движения к месту проведения работ;
- определять безопасные места временной дислокации подразделения;
- определять состав аварийно-спасательных средств для выполнения поставленной задачи;
- управлять разрешенными к управлению транспортными средствами и специальной техникой;
- ориентироваться на местности в различных условиях, производить простейшие топографические измерения, выдерживать заданное направление движения по карте, без карты, с помощью приборов навигации;
- применять приемы выживания в различных условиях;
- пользоваться средствами связи и оповещения;
- применять аварийно-спасательные средства, находящиеся на оснащении АСФ, по видам аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестован спасатель;
- применять средства индивидуальной защиты, находящиеся на оснащении АСФ;
- использовать безопасные методы и приемы при выполнении работ на высоте;
- использовать безопасные методы и приемы при выполнении работ в замкнутом и ограниченном пространстве;
- прокладывать маршруты проведения разведки с учетом оперативной обстановки.
При выполнении неотложных работ при ликвидации ЧС и происшествиях в составе подразделения спасателей АСФ необходимо обладать умениями:
- определять места развертывания базового лагеря подразделения;
- подготавливать площадки для размещения аварийно-спасательных средств;
- производить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
- готовить растворы для специальной обработки аварийно-спасательных средств, санитарной обработки населения и обеззараживания территорий.
Подготовка личного состава добровольной пожарной охраны и иных добровольцев (волонтеров) может осуществляться согласно плану первоначальной профессиональной подготовки добровольного пожарного (в части изучения вопросов в области профилактики), предусмотренному ГОСТ Р 58853-2020 "Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования". При подготовке в качестве методической помощи может быть использован интернет-ресурс "Пожарно-техническая выставка. Виртуальный интерактивный обучающий комплекс", в котором опубликовано 17 обучающих программ для подготовки различных категорий работающих граждан по вопросам пожарной безопасности.
Стажировка добровольцев (волонтеров).
Стажировка организуется в целях профессиональной адаптации добровольцев (волонтеров) к выполнению обязанностей добровольческой помощи.
Основными задачами стажировки являются:
- закрепление у добровольцев (волонтеров), являющихся стажерами, на практике профессиональных знаний, навыков и умений, полученных в результате теоретической подготовки;
- распространение лучших практик добровольчества (волонтерства), обобщение опыта реализации добровольческих (волонтерских) проектов в учреждениях по направлениям реализации добровольческой (волонтерской) деятельности;
- создание условий, обеспечивающих востребованность деятельности добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров).
Место, срок и направление стажировки каждого добровольца (волонтера) (далее - стажер) определяются организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности с учетом потребности в добровольческой (волонтерской) помощи.
- изучение положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий <38>, ознакомление с приказом МЧС России, утверждающем Порядок организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы <39>, уставом подразделения пожарной охраны, а также с иными нормативными правовыми актами по вопросам добровольчества (волонтерства);
--------------------------------
<38> Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
<39> Приказ МЧС России от 28 декабря 2022 г. N 1333 "Об утверждении Порядка организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы".
- самостоятельная теоретическая подготовка;
- реализация обучающих программ (методических пособий, раздаточных материалов, брошюр) по направлениям деятельности министерства, учреждения;
- непосредственное выполнение обязанностей по стажерской деятельности;
- участие стажера в обучающих семинарах, совещаниях, форумах, слетах, деловых встречах и других мероприятиях, предусмотренных программой стажировки;
- итоговая оценка деятельности стажеров с выдачей по окончании стажировки рекомендательных писем, содержащих сведения о полученных навыках и умениях.
Стажировка носит индивидуальный характер, проводится по выбранному направлению стажировки, в соответствии с рабочим графиком наставника стажировки, который осуществляет руководство стажировкой.
Наставник стажировки назначает куратора стажировки, который осуществляет:
- обеспечение профессиональной адаптации стажера;
- постановку стажеру целей и задач;
- оказание стажеру методической помощи по реализации обучающей программы стажировки;
- обеспечение участия стажера в обучающих семинарах, совещаниях, форумах, слетах деловых встречах и других мероприятиях, предусмотренных программой стажировки;
- представление на подпись наставнику стажировки рекомендательного письма, содержащего сведения о полученных стажером навыках и умениях;
- ведение отчетности о количестве стажеров, прошедших стажировку.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей