3.1. Порядок взаимодействия МЧС России с участниками добровольческой (волонтерской) деятельности

3.1. Порядок взаимодействия МЧС России с участниками

добровольческой (волонтерской) деятельности

Работа добровольцев (волонтеров) при ликвидации последствий ЧС организуется и проводится на основании договоров и соглашений (приложение 9 - 10), заключенных между добровольцами (волонтерами), добровольческими (волонтерскими) организациями, МЧС России, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

МЧС России осуществляет следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1. Разработку и реализацию государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства).

2. Участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства).

3. Оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально-ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

4. Утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

5. Методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

Порядок взаимодействия МЧС России, его территориальных органов и подведомственных МЧС России подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы, военизированных горноспасательных частей, образовательных и медицинских учреждений (далее - подразделения МЧС России) с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Порядок взаимодействия) утвержден приказом МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422. <40>

--------------------------------

<40> Приказ МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".

Сущность взаимодействия заключается в целенаправленной управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий организаций (учреждений) МЧС России с добровольческими (волонтерскими) организациями, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности на всех этапах выполнения совместных задач.

Порядком взаимодействия определено, что в целях осуществления взаимодействия организатор добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческая (волонтерская) организация направляет предложение в организации (учреждения) МЧС России, с которым изъявляет намерение осуществлять взаимодействие (далее - предложение).

Предложения, поступившее в адрес МЧС России, направляются для рассмотрения в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России в соответствии с направлением деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации. Важную роль в быстром заключении соглашения играет полнота передаваемой информации и сроки рассмотрения предложений. Содержание передаваемой информации указано в п. 4 Порядка взаимодействия.

Передаваемая информация, сроки ее рассмотрения и передачи являются главными показателями при организации взаимодействия МЧС России, территориальных органов, организации (учреждения) МЧС России с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. Процедура рассмотрения предложения о взаимодействии МЧС России, организации (учреждения) МЧС России с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими организациями представлена на рисунках 1 и 2.

00000001.png

Рисунок 1 - Процедура рассмотрения предложения о взаимодействии МЧС России, организации (учреждения) МЧС России с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями

00000002.png

Рисунок 2 - Процедура рассмотрения проекта соглашения о взаимодействии организации (учреждения) МЧС России с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями

В Порядке взаимодействия также конкретно определены сроки представления и рассмотрения информации (Таблица 1).

Таблица 1 - Основные сроки представления и рассмотрения информации

N п/п

Характеристика мероприятия

Срок, рабочих дней

1

Рассмотрение в МЧС России, организации (учреждении) МЧС России поступивших предложений от добровольческой (волонтерской) организации, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности

до 10

2

При дополнительном запросе информации срок может быть увеличен

на 10

3

МЧС России, организации (учреждения) МЧС России информируют добровольческую (волонтерскую) организацию, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности о принятом решении

до 7

4

Срок заключения соглашения не может превышать (со дня получения решения о принятии предложения)

14

5

Подписание проекта соглашения в МЧС России, организации (учреждения) МЧС России или направление в адрес добровольческой (волонтерской) организации, организатора добровольческой (волонтерской) деятельности предложений по его содержанию

до 5

6

Добровольческая (волонтерская) организация, организатор добровольческой (волонтерской) деятельности дорабатывают проект соглашения с учетом замечаний и предложений и направляют повторно

до 5

7

Повторное рассмотрение доработанного соглашения и его подписание

до 2

Совершенствование взаимодействия с добровольческими (волонтерскими) организациями, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и содействие деятельности добровольческих (волонтерских) движений, а также выработка системного подхода к вопросам, связанным с их участием в ликвидации ЧС, является одной из важных задач МЧС России.

При принятии решения об одобрении предложения с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией заключается соглашение о взаимодействии, за исключением случаев, определенных сторонами в соответствии с пунктом 7 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями <41>.

--------------------------------

<41> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями"

Процедура заключения соглашения, урегулирования разногласий, возникающих в процессе согласования проекта соглашения, определяется дополнительным порядком.

Для урегулирования разногласий по проекту соглашения проводятся согласительные процедуры между сторонами соглашения, при этом срок заключения соглашения не может превышать 14 рабочих дней со дня получения добровольческой организацией, организатором добровольческой (волонтерской) деятельности решения об одобрении предложения.

Если организация (учреждение) МЧС России принимается решение об отказе в принятии предложения (далее - решение об отказе), такой отказ должен быть обоснованным.

Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация в случае получения решения об отказе от организации (учреждения) МЧС России вправе направить в МЧС России повторное доработанное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном Общими требованиями к Порядку взаимодействия.

Порядок взаимодействия лечебно-профилактических учреждений, находящихся в ведении МЧС России, с добровольческими организациями в сфере содействия в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь определен приказом МЧС России от 15 января 2020 г. N 13.

На уровне территориальных органов МЧС России определены также следующие мероприятия по организации данного направления работы:

- определяется перечень вопросов совместной работы с добровольческими (волонтерскими) организациями;

- организуется обеспечение членов добровольческих (волонтерских) организаций необходимыми для выполнения обязанностей средствами защиты;

- осуществляется проведение мероприятий по привлечению средств массовой информации местного и регионального уровня для информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам противопожарного режима;

- организуется совместно с добровольческими (волонтерскими) организациями помощь медикам в подготовке больниц к приему лиц, пострадавших в результате ЧС.

В территориальном органе МЧС России определяются ответственные за организацию взаимодействия с добровольцами (волонтерами).

На ответственного сотрудника МЧС России по работе с добровольцами (волонтерами) возлагаются следующие функции:

- внесение предложений по организации добровольческого (волонтерского) движения (по мере необходимости);

- принятие участия в организации добровольческих (волонтерских) объединений или групп;

- определение необходимого количественного и качественного состава добровольческих (волонтерских) объединений или групп;

- участие в проведении инструктажа добровольческих (волонтерских) объединений или групп;

- определение задач добровольческих (волонтерских) объединений или групп;

- согласование задач добровольческих (волонтерских) объединений или групп на месте пожара, аварии или ЧС;

- оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям и органам местного самоуправления по вопросам обеспечения: организационно-транспортных мероприятий, материально-техническими средствами добровольческих (волонтерских) объединения или группы, питания и проживания добровольцев (волонтеров) <42>.

--------------------------------

<42> Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации работы с добровольческими (волонтерскими) организациями и гражданами по вопросам их привлечения к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. (утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

Привлечение добровольцев (волонтеров), добровольческих (волонтерских) организаций к ликвидации ЧС осуществляется:

- в соответствии с планом ликвидации ЧС на объектах и территориях;

- на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, на территории которых сложились ЧС или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных ЧС;

- на основе запроса руководителей ликвидации ЧС.

Привлечение добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в ликвидации ЧС предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на планирование, привлечение, определение сферы деятельности, обучение, сопровождение и оценку. <43>

--------------------------------

<43> Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации работы с добровольческими (волонтерскими) организациями и гражданами по вопросам их привлечения к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. (утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

Для координации добровольческой (волонтерской) помощи в части оказания содействия при осуществлении помощи добровольцам (волонтерами) территориальным органам МЧС России и подведомственным МЧС России организациям в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах рекомендуется проведение мониторинга потребности в добровольческой (волонтерской) помощи. Результаты мониторинга потребности размещаются на сайтах подразделений МЧС России.

Целесообразно создавать отдельные страницы (вкладки) "Взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими организациями" на сайтах подразделений МЧС России. На сайтах отразить нормативно-правовую базу и информацию о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими организациями, а также контакты лица, ответственного за добровольчество и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (ФИО, должность, номер телефона, электронная почта).

При работе с добровольцами (волонтерами) требуется четкое планирование взаимодействия. Планирование позволяет определить цели и задачи, ожидания организатора от работы добровольцев (волонтеров), конечный результат, исключить риски и устранить возможные проблемы, оптимально распределить ресурсы.

При организации, планировании взаимодействия и привлечении подразделением МЧС России добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, выделяются следующие этапы:

1. Создание условий для деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих организаций.

2. Сопровождение деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих организаций;

3. Подведение итогов и оценка результатов добровольческой (волонтерской) деятельности.

На этапе создания условий для деятельности добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций рекомендуется осуществлять:

- определение количества необходимых добровольцев (волонтеров) для того или иного вида деятельности, с учетом их уровня подготовки, планирование добровольческой (волонтерской) деятельности, исходя из потребностей подразделения МЧС России, в добровольцах (волонтерах) для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие (см. подраздел 6.2 раздела 6);

- подготовку информации о возможности участия граждан и организаций в добровольческой (волонтерской) деятельности, о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам (волонтерам);

- распространение информации о добровольческой (волонтерской) деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также иные информационные ресурсы;

- разработку мер мотивирования добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций;

- свод заявок на участие в добровольческой (волонтерской) деятельности, их анализ и отбор необходимого количества кандидатов в добровольцы (волонтеры), исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний (навыков) и иных показателей, а также посредством проведения собеседований, анкетирования, конкурсных процедур;

- формирование добровольческих (волонтерских) программ, включающих мероприятия по основным видам добровольческой деятельности и утверждение программы добровольческой деятельности, учета добровольцев (волонтеров), готовых принять участие в мероприятиях (рекомендуемая форма учета добровольцев (волонтеров) приведена в Приложении N 4 к настоящему Методическому руководству;

- обеспечение необходимыми для выполнения работ добровольцами (волонтерами) материальными ресурсами, а также подготовка техники, оборудования, инструмента, экипировки и расходных материалов (возлагается на организатора добровольческой (волонтерской) деятельности);

- подготовку добровольцев (волонтеров) и добровольческих организаций к добровольческой деятельности, в том числе проведение инструктажа по охране труда, ознакомление с правами и обязанностями, объемом запланированных работ, обучение добровольцев (волонтеров) необходимым навыкам. <44>

--------------------------------

<44> Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации работы с добровольческими (волонтерскими) организациями и гражданами по вопросам их привлечения к проведению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))

4. Просчет рисков, связанных с привлечением добровольцев (волонтеров).

Необходимо определить вероятные проблемные вопросы, которые могут возникать все время подготовки и проведения проекта. Человеческий фактор (меняются цели, приоритеты, интересы, усталость и т.д.), временной фактор (дачный сезон, ночное время работы, сессионный период, праздники, отпуска), ресурсы, экономический фактор, погодные условия и т.д.

5. Определение формата и сроков обучения добровольцев (волонтеров).

В зависимости от задач обучение может быть различного наполнения, теоретическим и практическим, одноразовым или протяженным во времени на короткий и долгий периоды.

6. Определение ресурсного обеспечения добровольцев (волонтеров).

Организатору добровольческой (волонтерской) деятельности необходимо рассчитать все необходимое для обеспечения необходимых условий труда добровольцев (волонтеров) экипировка, питание (в зависимости от сроков и тяжести выполнения работы), питьевой режим (погодные условия, временной период), канцелярская продукция и техническое обеспечение, трансфер, сотовая связь и т.д.).

7. Разработка системы мотивации (поощрения). Необходимо продумать систему поощрения добровольцев (волонтеров) во время работы, по окончании работы или определенного этапа (квартальной работы или итоги года), во время работы и для поддержания сотрудничества и штата добровольцев (волонтеров) в дальнейшем (вручение ведомственных наград, грамот, ценных подарков, освещение в СМИ).