Алгоритм работы при проведении поисково-спасательных мероприятий по поиску пропавших людей
Для эффективной работы рекомендуется организовать оперативное взаимодействие с территориальными органами, органами местного самоуправления, отделом МВД России, медицинскими учреждениями и иными организациями, расположенными на территории, привлекаемыми для проведения поисково-спасательных мероприятий по поиску пропавших людей.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
1. Первичную информацию о потерявшемся принимает оператор 112, при поступлении сигнала выясняет:
- предположительное место, дату, время начала бедствия (исчезновения);
- дату, время, до истечения которого пропавший должен прибыть в определенное место (выйти на связь);
- состояние здоровья пропавшего.
Также заявитель может позвонить не только на телефон 112, но и непосредственно в дежурные службы. Лицо, получившее информацию по пропаже человека, доводит ее до ЕДДС муниципального образования.
2. Далее информация поступает в ЕДДС, которая доводит до всех заинтересованных сторон. Глава местной администрации (администрации) городского (сельского) поселения (либо лицо, его замещающее) незамедлительно организует проведение и координацию мероприятий по поиску потерявшегося лица:
а) определяет время и место для развертывания оперативного штаба и место сбора лиц, привлекаемых для осуществления поисково-спасательных мероприятий;
б) осуществляет постановку задач по проведению поисково-спасательных мероприятий, контроль исполнения, организацию связи, прием докладов о результатах поисково-спасательных мероприятий;
в) привлекает для организации розыска силы и средства, подразделений и организаций, расположенных на территории района, в соответствии с перечнем сил и средств районного звена РСЧС (Рисунок 3);
г) организует распространение информации о пропавшем лице, с последующим размещением листовок в местах массового пребывания людей (объекты торговли, культуры, автомобильные и железнодорожные станции, информационные щиты);
д) направляет информацию о пропавшем лице, для размещения на сайте муниципального образования;
е) о результатах, выполненных поисковых мероприятий сообщает информацию диспетчеру ЕДДС для последующего информирования главы муниципального образования и в ЦУКС ГУ по субъекту Российской Федерации.
Руководитель ПСР
_______________________
__________________
(дата, месяц, год)
проведения ПСР
___________________________, потерявшегося по адресу
_____________ область, ___________ район, н.п. _____________
Рисунок 3. Типовая форма Плана проведения ПСР
3. Диспетчер на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС) пожарно-спасательного гарнизона (далее - ПСГ) передает сведения начальнику гарнизона, который назначает старшего по поисково-спасательным работам от МЧС России.
4. В отсутствии признаков ЧС розыском пропавших руководит сотрудник МВД России, назначенный в установленном порядке руководителем органа внутренних дел. Согласно статье 2 Закона об оперативно-розыскной деятельности к задачам оперативно-розыскной деятельности отнесен розыск без вести пропавших <47>. Исключение составляют угрозы и факты возникновения ЧС, при которых руководство ликвидацией ЧС, поисково-спасательными мероприятиями осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Оперативный штаб необходимо создавать и разворачивать на территории муниципального образования, где в последний раз видели пропавшего, в наиболее близком к району поиска месте.
--------------------------------
<47> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Представитель органа местного самоуправления, обеспечивает штаб помещением вблизи района поисков, картами, материалами, необходимыми для производства поисковых и поисково-спасательных мероприятий, а также организует питание и места отдыха участников поисково-спасательных мероприятий, согласует свои действия с заместителем руководителя штаба - начальником территориального органа МЧС России.
В состав штаба включаются администрация органа местного самоуправления, на территории которого проводятся поисковые мероприятия представители всех задействованных в поисках государственных органов с привлечением координаторов отрядов добровольцев (волонтеров). Представитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации привлекает силы постоянной готовности - аварийно-спасательные формирования МЧС России.
Составляется список всех участников штаба с указанием их должностей, поручаемых им направлений, номеров контактных телефонов. Вышеуказанные лица обеспечиваются средствами радиосвязи, определяются их позывные.
Согласно статьи 14 Закона об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
5. Руководитель поисково-спасательным мероприятием:
- определяет круг информаторов, наиболее осведомленных о случившемся;
- используя анкетные данные и картографический материал, собирает сведения об объекте поиска (далее - ОП);
- собирает информацию из прочих источников;
- разрабатывает один или несколько (не более трех) сценариев происшедшего;
- формирует предложения по ведению поисково-спасательных мероприятий, согласовывает с руководителем (координатором поисков) состав привлекаемых сил и средств;
- разрабатывает план первого периода поисков.
6. Добровольческие (волонтерские) организации привлекают добровольцев (волонтеров) на поиски, при необходимости оказывают помощь в подготовке карты поисков.
7. Вся информация по поискам аккумулируется в ЕДДС, которая доводит ее до ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Координатор добровольческой (волонтерской) организации организует деятельность добровольцев (волонтеров), участвующих в розыске и поисковых мероприятиях.
Получив информацию о безвестном исчезновении человека, незамедлительно сообщает об этом дежурному ЕДДС муниципального образования, где в последний раз видели пропавшего, по согласованию с которым организует сбор добровольцев для участия в поисковых и поисково-спасательных мероприятиях.
По прибытии в оперативный штаб координатор представляется руководителю штаба, с учетом специфики добровольческого отряда сообщает ему о направлениях, в которых его добровольцы могут быть задействованы, их количестве и уровне подготовки.
Перед добровольцами могут быть поставлены следующие задачи:
- поиск пропавшего лица, или следов, указывающих на его возможное местонахождение, либо на совершение в отношении лица преступления на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения, месту, где пропавшего без вести видели в последний раз, местам, которые обычно посещал разыскиваемый. Для решения указанной задачи следует организовать осмотры чердаков, подвалов, контейнеров вблизи дома, канализационных колодцев, выгребных ям, свалок, пустырей, парков, участков лесонасаждений, заброшенных строений и других мест, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, а также лесных массивов, болот, зарослей кустарника, оврагов по маршруту движения пропавшего без вести;
- поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица и т.д.);
- распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей - в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом), выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, руководитель ликвидации ЧС вправе самостоятельно принять решение о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ, а также о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ и отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ.
Координатор получает от руководителя штаба конкретные указания об объеме и характере поисковых мероприятий, необходимую информацию и материалы, фотографии разыскиваемого лица, ориентировки и иные материалы, которые необходимо распространить. Он ведет учет прибывших для участия в поисковых и поисково-спасательных мероприятиях добровольцев (по возможности с указанием паспортных данных, наличия автотранспорта, контактных телефонов, данных членов семьи или иных близких (на случай экстренной связи), данных о наличии специальных возможностей и снаряжения), делит их на группы по направлениям, определенным руководителем штаба, ставит задачи, проводит инструктаж (при необходимости с участием спасателя, прошедшего профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованного в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ либо сотрудника правоохранительных органов).
Добровольцы непосредственно перед привлечением к поисковым мероприятиям должны быть ознакомлены с требованиями действующего законодательства, относящегося к их деятельности.
В частности, добровольцы (волонтеры) обязаны знать, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать следующие конституционные нормы и требования положений федерального законодательства:
- положения статьи 23 Конституции Российской Федерации, права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- положения статьи 24 Конституции Российской Федерации о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
- положения статьи 25 Конституции Российской Федерации о том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Добровольцы (волонтеры) должны осознать, что не являются субъектами уголовного судопроизводства, оперативно-розыскной или частной детективной деятельности, а следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия и действия, осуществляемые частными детективами. Они не имеют права осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан. В случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях.
Кроме того, добровольцы (волонтеры) должны быть предупреждены о недопустимости получения от заявителей вознаграждения за свою работу.
Добровольцы (волонтеры), не прошедшие инструктаж и не получившие согласия координатора на участие в производстве поисковых мероприятий, участниками поисковых работ не являются и ответственность за свои действия несут сами. В ходе проведения инструктажа координатором устанавливается периодичность связи с добровольцами (волонтерами) для корректировки, обновления данных и организации дополнительных мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).
При необходимости и в силу специфики поручаемых мероприятий некоторые группы волонтеров могут поступать в распоряжение ответственных за выполнение конкретных мероприятий сотрудников правоохранительных органов или спасателей, прошедших профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованных в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ, от которых получают конкретные указания и которым отчитываются о результатах их исполнения.
Координатор либо лицо, назначенное руководителем штаба ответственным за направление, принимает от добровольцев полученную информацию, немедленно передает ее в оперативный штаб. Для контроля координатор либо лицо, ответственное за направление, могут вести специальные журналы, в которых фиксируется полученная добровольцами (волонтерами) информация с указанием должностного лица, которому данная информация была передана.
В случае возникновения в процессе работы добровольцев (волонтеров) каких-либо трудностей координатор сообщает о них руководителю штаба и далее действуют в соответствии с полученными рекомендациями. По результатам поисковых работ координатором и ответственными за направления лицами формируются отчеты, которые передаются руководителю штаба. Также на общую карту (при наличии навигаторов - в информационную систему) наносятся маршруты движения поисковых групп.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей