4. Ожидаемые результаты, навыки и компетенции

- Формирование комплексной системы профориентации в целях опережающего кадрового развития судостроительной отрасли;

- Развитие системы непрерывной подготовки инженерных кадров, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями;

- Обеспечение эффективного функционирования системы выявления и развития талантов, в том числе для последующей целевой подготовки на судостроительных предприятиях;

- Повышение мотивации обучающихся к осознанному выбору профессий в области науки, технологий и инноваций в рамках судостроительного профиля;

- Обеспечение получения обучающимися новых востребованных на рынке труда цифровых компетенций;

- Освоение учащимися инженерных классов технологических и цифровых компетенций, а также навыков проектной, творческой и исследовательской деятельности;

- Повышение престижа инженерного и судостроительного образования в Российской Федерации.

По окончании обучения в инженерных классах учащиеся получают сертификат об обучении, за который Флагманский вуз и академические партнеры Проекта могут начислять дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ "Компьютерное моделирование и проектирование", "Морская робототехника и судомоделизм", "Оптика лазеров", "Технологическое предпринимательство", а также курса внеурочной деятельности "Инженерное дело" направлены на достижение результатов, перечисленных в Табл. 1.

Табл. 1.

Планируемые результаты освоения учебных предметов

N

Образовательная программа

Планируемые результаты освоения учебного предмета

1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Компьютерное моделирование и проектирование"

Личностные:

-

применять навыки общения в команде;

-

проявлять интерес к проектированию;

-

развивать навыки и умения применения информационных технологий в судостроении.

Метапредметные:

-

иметь общее представление об информационных технологиях;

-

понимать сущность инноваций и их место в реальной промышленности.

Предметные:

-

иметь представление о цифровом проектировании судов;

-

знать основные понятия и принципы организации и управления цифровым проектированием судов.

2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Морская робототехника и судомоделизм"

Личностные:

-

применять навыки общения в команде;

-

проявлять интерес к робототехнике.

Метапредметные:

-

знать основы теории корабля;

-

знать основные сведения о морских роботах.

Предметные:

-

знать принципы проектирования электронных плат;

-

знать принципы программирования простейших роботов;

-

знать основы операционных систем;

-

знать особенности программирования систем на Linux;

-

знать основы языка Python;

-

уметь подключаться к одноплатным компьютерам на Linux;

-

уметь запускать программы под управлением ROS;

-

уметь модифицировать программы на языке Python;

-

уметь программировать основные функции роботов - Arduino;

-

уметь паять простейшие элементы электронных схем;

-

уметь программировать алгоритм движения по линии;

-

владеть навыками пайки;

-

владеть навыками сборки простейших роботов;

-

владеть навыками сборки и управления ТНПА "Трионикс";

-

владеть навыками сборки и программирования АНПА "Гуппи".

3

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Оптика лазеров"

Личностные:

-

применять навыки общения в команде;

-

проявлять интерес к высокотехнологичному оборудованию.

Метапредметные:

-

умение пользоваться высокотехнологичным оборудованием;

-

способность к самостоятельной проектной деятельности;

-

знание техники безопасности при работе с оборудованием.

Предметные:

-

понимание принципов работы лазера;

-

знать основы подготовки знать 2D и 3D цифровых моделей;

-

знать основные понятия аддитивных технологий и принципы управления технологическим процессом.

4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Технологическое предпринимательство"

Личностные:

-

применять навыки общения в команде;

-

проявлять интерес к предпринимательству;

-

развивать навыки и умения быстрого принятия решений.

Метапредметные:

-

иметь общее представление о бизнес-проектах;

-

уметь применять приобретенные навыки финансовой грамотности;

-

уметь выбирать идеи для бизнеса.

Предметные:

Знать:

-

экономические понятия: бизнес, менеджмент, маркетинг, договор, бизнес-план, предпринимательская деятельность, реклама, прибыль, рентабельность;

-

особенности управления структур рыночной экономики;

-

основные организационно-правовые формы предпринимательства;

-

основы теории и практики предпринимательской деятельности;

-

систему инфраструктуры бизнеса: товарный рынок, рынок труда, финансовый рынок;

-

виды рекламы;

-

типы проектов;

-

экономические понятия: инвестирование сбережений, предпринимательский риск, финансовый план, страхование, бизнес-план, собственность, электронные деньги и т.д.;

-

правовое регулирование экономики;

-

как выступать публично;

-

работу банков;

-

защиту трудовых прав несовершеннолетних.

Уметь:

-

создать собственную фирму, включая ее государственную регистрацию;

-

составить бизнес-план;

-

собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

-

принимать решения с учетом всей доступной информации;

-

делать мультимедийную презентацию, составлять тезисы и речь выступления;

-

провести социологический опрос или маркетинговые исследования;

-

составить бизнес-план;

-

создать свой деловой имидж.

5

Курс внеурочной деятельности "Инженерное дело"

Личностные (воспитательные результаты):

-

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

-

ориентации на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;

-

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

-

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

-

сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-

эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

-

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-

формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-

формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеурочной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные

Обучающийся научится:

-

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

-

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

-

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

-

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

-

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

-

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;

-

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-

формулировать собственное мнение и позицию;

-

задавать вопросы.

Предметные:

Обучающийся научится:

-

использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

-

понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений;

-

использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

-

аргументировать выбор средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач;

-

создавать универсальные программные коды для решения логических задач, практических и олимпиадных задач по математике и информатике.

Обучающийся получит возможность научиться:

-

использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования, модули и библиотеки; выполнять созданные программы;

-

анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

-

применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные базы данных;

-

понимать основные принципы устройства языков программирования, написания его программного кода с помощью компьютера и/или мобильных электронных устройств;

-

использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

-

понимать общие принципы разработки и функционирования программ, написанных с помощью языка программирования Python;

-

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

6

Учебный предмет "Индивидуальный проект"

Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

-

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

-

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-

готовность к служению Отечеству, его защите;

-

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

-

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, общественных отношений;

-

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

-

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

-

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

-

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты освоения программы учебного предмета "Индивидуальный проект":

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

-

о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

-

о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

-

о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

-

об истории науки;

-

о новейших разработках в области науки и технологий;

-

о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

-

о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

-

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

-

использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

-

использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

-

использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

-

использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

-

формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

-

восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

-

отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

-

оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

-

находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

-

вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

-

самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

-

оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

-

оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

-

оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.