7. ПРОГРАММА ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ (УРОВНЯ) РИСКА И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ

7.1. Оценка степени (уровня) рисков проводится в следующих случаях:

- при возникновении договорных отношений с Клиентом (при принятии его на обслуживание);

- в ходе обслуживания Клиента;

7.2. Оценка степени (уровня) рисков при приеме на обслуживание проводится в отношении Клиентов, которым предполагается оказание услуг.

7.3. Решение о наличии риска принимается сотрудниками АО на основании мотивированного суждения, сформированного в процессе анализа имеющейся информации о Клиенте, Бенефициарном владельце, а также сведений, полученных в рамках реализации Программы изучения клиента, в том числе:

- идентификационные данные Клиента;

- результаты проверки Клиента, Бенефициарного владельца на предмет нахождения в Перечнях;

- результаты выявления среди физических лиц, принимаемых на обслуживание ИПДЛ, ПДЛМО, РПДЛ либо связанных с ними лиц (Приложение N 3);

- результаты выявления среди лиц, принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений Клиента с АО;

- сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности Клиента;

- сведения о финансовом положении Клиента;

- сведения о деловой репутации Клиента;

- иные сведения по усмотрению сотрудников АО.

7.4. Порядок определения наличия риска является неотъемлемой частью идентификации Клиентов.

7.5. Организация системы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

7.5.1. Система управления риском ОД/ФТ/ФРОМУ - совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих достижение одной из важнейших целей внутреннего контроля в АО в целях ОД/ФТ/ФРОМУ - управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения в целях его минимизации.

7.5.2. Система управления риском ОД/ФТ/ФРОМУ состоит из следующих элементов:

- процедуры управления риском АО;

- организационная структура управления риском АО.

7.5.2.1. Управление риском АО проводится путем выполнения следующих процедур:

1. Идентификация риска Клиента по категориям, определенным Уполномоченным органом в Методических рекомендациях по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

- риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями (страновые риски);

- риски, связанные с Клиентами (клиентские риски);

- риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми Клиентом (операционные риски).

Факторы, влияющие на оценку степени (уровня) риска по каждой из указанных категорий рисков, определены АО в Приложении N 4 к ПВК.

2. Оценка степени (уровня) риска - процесс определения риска с использованием установленных факторов риска. Риск может быть установлен и не установлен. АО должны учитывать при оценке степени (уровня) риска:

а) результаты национальной оценки степени (уровня) рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

б) рекомендации федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Федеральная служба по финансовому мониторингу);

в) типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках;

г) признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенные риски совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

д) характер и виды деятельности клиентов, а также характер используемых клиентами продуктов (услуг), предоставляемых адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами международного личного фонда, лицами, оказывающими юридические или бухгалтерские услуги, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

3. Реагирование на риски - принятие решения о выборе способа управления риском, предполагающего проведение АО определенных мероприятий. Способами управления риском в АО являются избежание риска, принятие риска, снижение (минимизация) риска.

4. Мониторинг, анализ и контроль за риском.

7.5.2.2. Функционирование системы управления риском АО осуществляется в рамках его организационной структуры. Управление операционными рисками в АО осуществляется централизованно, в порядке, установленном настоящей Программой оценки степени (уровня) рисков.

Ответственными за управление рисками являются:

- руководитель АО;

- СДЛ АО;

- сотрудники АО, непосредственно взаимодействующие с Клиентами.

7.6. Методика выявления и оценки степени (уровня) риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

7.6.1. Оценка степени (уровня) риска осуществляется по совокупности следующих категорий рисков:

- страновой риск оценивается при установлении отношений с Клиентом и пересматривается в процессе его обслуживания (ч. 1 Приложения N 1 к ПВК);

- клиентский риск оценивается при установлении отношений с Клиентом и пересматривается в процессе его обслуживания (ч. 2 Приложения N 1 к ПВК);

- операционный риск оценивается в процессе проведения аудиторских процедур (ч. 3 Приложения N 1 к ПВК).

А также с учетом факторов, повышающих риски ОД/ФТ/ФРОМУ (ч. 4 Приложения N 1 к ПВК).

7.6.2. При оценке рисков проводится отнесение клиентов к следующим группам риска:

а) высокая степень (уровень) риска;

б) средняя степень (уровень) риска;

в) низкая степень (уровень) риска.

Решение об отнесении клиента к группе риска принимается на основании мотивированного суждения, сформированного по итогам анализа полученной АО информации о Клиенте, представителе Клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце и об операциях, совершаемых Клиентом либо в интересах Клиента, и носит субъективно-оценочный характер.

7.6.3. В отношении Клиентов, принятых на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, АО осуществляют постоянный мониторинг присвоенной Клиенту группы риска. При выявлении факторов, на основании которых осуществлялась оценка степени (уровня) риска, принимается решение о пересмотре присвоенной Клиенту группы риска.

7.7. В АО проводятся мероприятия, направленные на снижение степени (уровня) риска ОД/ФТ/ФРОМУ, включая предусмотренные Программами идентификации и изучения клиента, Программой выявления операций, в том числе:

а) запрос дополнительных сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце в рамках идентификации клиента;

б) запрос дополнительных сведений, поясняющих характер операции (сделки);

в) запрос дополнительных сведений о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с адвокатом, нотариусом, лицом, оказывающим юридические или бухгалтерские услуги, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении, деловой репутации клиентов, а также об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества;

г) уведомление Федеральной службы по финансовому мониторингу о сделке или финансовой операции клиента в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона;

д) иные меры.

7.7.1. Присвоенный уровень риска ОД/ФТ/ФРОМУ фиксируется в Анкете клиента.

7.8. Для действующих клиентов, с которыми рассматривается возможность продолжения сотрудничества, а также в ходе обслуживания текущих клиентов требуется оценить возможность использования клиентом новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предоставляемых аудитором. СДЛ в каждом конкретном случае разрабатывает комплекс мер, направленных на снижение риска использования услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма <*>. Указанный порядок предусматривает процедуру оценки возможности использования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма новых (не оказываемых ранее) услуг и (или) программно-технических средств (вновь созданных либо в значительной степени модернизированных и не эксплуатируемых ранее), обеспечивающих возможность совершения клиентами операций с денежными средствами или иным имуществом.

--------------------------------

<*> Например, комплекс мер может включать следующее:

- изучение дополнительной информации из открытых источников

- направление дополнительных запросов о целях использования новых услуг и (или) программно-технических средств, предоставляемых аудитором

- и другие.