II. Факторы, влияющие на оценку степени (уровня) риска Клиента в категории "клиентские риски"

К клиентским относятся, в частности, риски:

1) связанные с особенностями структуры собственности, органов управления и т.д.:

1.1) структура собственности аудируемого лица представляется необычной или излишне сложной;

1.2) регистрация клиента аудируемого лица или его контрагента осуществлена по адресу массовой регистрации юридических лиц;

1.3) период деятельности клиента или контрагента аудируемого лица составляет менее одного года с даты государственной регистрации;

1.4) необъяснимые изменения в собственности аудируемого лица;

1.5) неоднократные изменения организационно-правовой формы аудируемого лица;

1.6) частые и (или) необъяснимые смены членов руководства аудируемого лица;

1.7) число сотрудников или организационная структура аудируемого лица не соответствуют размерам или характеру его деятельности (например, большой оборот организации при незначительном количестве работников и объеме используемых активов);

2) связанные с определенными видами деятельности аудируемого лица, его клиентов и контрагентов:

2.1) благотворительность, деятельность общественных и религиозных организаций (объединений), иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, или иным видом нерегулируемой некоммерческой деятельности;

2.2) интенсивный оборот наличных денежных средств, в том числе розничная торговля, общественное питание, торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях, автосалоны и др.;

2.3) производство оружия или посредническая деятельность по торговле оружием;

2.4) торговля предметами искусства, антиквариата, роскоши, легковыми транспортными средствами;

2.5) туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

2.6) строительство;

2.7) оказание консалтинговых услуг;

3) связанные с возможными рисками коррупции или хищения бюджетных средств:

3.1) клиентами, контрагентами или бенефициарными владельцами аудируемого лица являются иностранные публичные должностные лица, их супруги, близкие родственники (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестра, усыновители и усыновленные);

3.2) клиент, контрагент или бенефициарный владелец аудируемого лица является российским публичным должностным лицом либо его близким родственником;

3.3) аудируемое лицо, его клиент или контрагент является участником федеральных целевых программ или национальных проектов либо резидентом особой экономической зоны;

3.4) клиент, контрагент или бенефициарный владелец аудируемого лица является должностным лицом публичной международной организации;

3.5) аудируемое лицо, его клиент или контрагент является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности;

4) связанные с репутационными рисками:

4.1) наличие вступивших в законную силу и не исполненных в течение длительного периода решений суда в отношении аудируемого лица как ответчика в совокупности с операциями, направленными на отчуждение имущества и/или денежных средств аудируемой организации в период, предшествующий началу судебного разбирательства;

4.2) наличие информации об имеющихся фактах привлечения аудируемого лица к ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также выявление нарушений этого законодательства в ходе планирования или проведения аудита.

5) связанные с образом действий аудируемого лица (поведенческие риски):

5.1) попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, структуры собственности или характера операций;

5.2) отказа аудируемого лица в доступе к документам, объектам, предоставлении возможности непосредственного взаимодействия с определенными работниками, потребителями, поставщиками или иными лицами, от которых можно было бы получить аудиторские доказательства;

5.3) давления руководства аудируемого лица при проведении аудита или запугивание членов аудиторской группы, особенно в связи с критической оценкой аудитором аудиторских доказательств или при разрешении возможных разногласий с руководством аудируемого лица;

5.4) отказа аудируемого лица в доступе к ключевым работникам и объектам подразделения информационных технологий, включая персонал, занятый в обеспечении безопасности, в операционной деятельности и в разработке систем;

5.5) необычных задержек предоставления запрошенной информации аудируемым лицом;

5.6) подозрений, что руководство аудируемого лица действует в соответствии с указаниями третьих лиц, но не раскрывает сведения о них;

5.7) нежелания аудируемого лица предоставлять всю необходимую информацию аудитору.