Правовая позиция ФНС России

Спорные суммы НДС за 4 квартал 2021 года были возмещены инспекцией налогоплательщику как в заявительном порядке, так и по итогам налоговой проверки (на основании решения налогового органа). Сумма НДС, излишне возмещенная на основании решения налогового органа, признается недоимкой, на которую со дня, следующего за днем возврата сумм необоснованно возвращенного налога, в соответствии со статьей 75 НК РФ начисляются пени.

Таким образом, поскольку недоимка образовалась в момент излишнего возмещения, то есть 26.05.2022, расчет пеней должен быть произведен инспекцией с 27.05.2022.

Также из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона N 127-ФЗ следует, что на срок действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Под мораторий в виде неначисления пеней попадает сумма непогашенной задолженности по основному долгу, день окончания налогового (отчетного) периода которой возник до 01.04.2022.

Камеральная налоговая проверка общества проведена за период с 01.10.2021 по 31.12.2021, возникшая недоимка по НДС не является текущим платежом. При этом пени начислены инспекцией, в том числе за период с 01.04.2022 по 19.09.2022, то есть за период действия указанного моратория.

Таким образом, начисление пеней на сумму недоимки в период действия моратория является необоснованным. Действия инспекции, выразившиеся в начислении пени, были признаны неправомерными.

Решением ФНС России жалоба заявителя удовлетворена, действия инспекции признаны неправомерными.