Приложение N 1

к письму ФНС России

________/__________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПЕНЕЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДОВ

О ПРИНЯТИИ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

1. Настоящие методические рекомендации определяют порядок учета в совокупной обязанности пеней в случае принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер), предусматривающих приостановление действия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение налогового органа).

Методические рекомендации подготовлены в дополнение к письму ФНС России от 05.07.2023 N КЧ-4-8/8543@.

2. Принятие судом обеспечительных мер в отношении решения налогового органа предполагает запрет совершения действий, предусмотренных таким решением (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 15).

В случае выявления по результатам налоговой проверки неуплаты налога выносится соответствующее решение налогового органа с указанием суммы недоимки, которая в силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) влечет начисление пеней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Кодекса пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ), обязанность по уплате пеней производна от основной обязанности по уплате налога и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью (определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, от 17.02.2015 N 422-О).

Учет совокупной обязанности на Едином налоговом счете (далее - ЕНС) также основан на производности пени от недоимки, что подтверждается учетом суммы пеней в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма (абзац первый пункта 6 статьи 11.3 Кодекса).

Кроме того, подпункт 3 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса, регулирующий учет на ЕНС судебных актов о принятии обеспечительных мер, непосредственно предусматривает исключение из совокупной обязанности в том числе сумм пеней, несмотря на то, что с 01.01.2023 сумма пеней не указывается в решении налогового органа.

Соответственно, буквальное значение указанной нормы также свидетельствует об отсутствии намерения законодателя по изменению сложившейся практики исполнения обеспечительных мер, предусматривающих приостановление действия решения налогового органа.

Следовательно, принятие судом обеспечительных мер влечет необходимость исключения из совокупной обязанности со дня вынесения судом определения о принятии обеспечительных мер не только недоимок и штрафов, но и пеней, начисленных и не погашенных на дату вынесения такого определения, как дополнительной (акцессорной) обязанности, следующей судьбе недоимки.

3. В целях исполнения определений судов о принятии обеспечительных мер в программном комплексе АИС "Налог-3" в ветке: Налоговое администрирование/Урегулирование задолженности (ЕНС)/Приостановление взыскания/Ввод решения о приостановлении реализована возможность выбора основания образования и суммы задолженности, подлежащей приостановлению.

00000001.jpg

Поскольку доначисленные суммы пени не отражены в решении налогового органа и имеют отличный тип документа и подсистему - источник операции при выборе документа - источника операции в карточке решения о приостановлении, с учетом блокирования сохранения нескольких выбранных оснований образования задолженности по одному решению о приостановлении в рамках текущей реализации необходимо завести дополнительные решения о приостановлении взыскания с указанием начисленных до даты вынесения судом определения о принятии мер предварительной защиты (обеспечительных мер) сумм пеней и отражением в решении реквизитов такого определения (выбрав поле "только с пеней").

00000002.jpg

В связи с отсутствием в резолютивной части решения налогового органа предложения об уплате пеней, начисленных на сумму заниженного налога, оснований для дополнительного маркирования пеней по графе "Тип проверки" по признаку "ВНП", "КНП" не имеется.

00000003.jpg

4. В целях исключения риска погашения (полностью либо в части) решения налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 45 Кодекса, после вынесения судом определения об обеспечении иска УФНС России по субъектам Российской Федерации (МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам) необходимо организовать на периодической основе мониторинг обращений налогоплательщиков в суд в части получения мер предварительной защиты (обеспечительных мер), в первоочередном порядке, в отношении доначислений по решениям налогового органа.

В целях своевременного ввода решения о приостановлении взыскания получение информации о принятии судом к рассмотрению заявления налогоплательщика об признании недействительным акта налогового органа ненормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц, а также о вынесении судом определения об обеспечении иска необходимо организовать посредством обращения к сервису "Банк решений арбитражных судов" федеральных арбитражных судов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://arbitr.ru/) или сервису "Судебное делопроизводство" федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://sudrf/).