III. Приоритетные направления в оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования

III. Приоритетные направления в оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования.

Приоритетом в развитии системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 309, таких как "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" выступает обеспечение равной доступности качественной психолого-педагогической помощи во всех субъектах Российской Федерации.

Настоящая Концепция определяет следующие целевые группы обучающихся:

дети раннего возраста, имеющие отклонения в развитий и риск их возникновения;

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по нозологиям, в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

обучающиеся с инвалидностью;

обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа;

обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами;

обучающиеся, проявляющие выдающиеся способности, и одаренные;

обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе с нормативными кризисами взросления;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, проявляющие различные формы отклоняющегося поведения; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

дети ветеранов боевых действий;

дети участников (ветеранов) специальной военной операции.

Среди приоритетных направлений в развитии системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, выделяются следующие:

1. Совершенствование управления деятельностью по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

организацию деятельности коллегиальных органов и федеральных центров, координирующих вопросы развития системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

развитие деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации), в том числе обеспечение реализации направления коррекционной психологии (специальной психологии) в качестве приоритетного;

актуализацию региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, включающих мероприятия, направленные на профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений, в субъектах Российской Федерации;

совершенствование деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

развитие системы межведомственного и межуровневого взаимодействия, в том числе совершенствование преемственности психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;

проведение федеральных и региональных мероприятий, включая в том числе Всероссийский конкурс региональных моделей оказания психолого-педагогической помощи в системе образования;

совершенствование индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

организацию деятельности до оказанию ранней коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии, риском их возникновения и их семьям на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

совершенствование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений;

совершенствование системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, получающим общее образование на дому или в медицинских организациях;

проведение мониторинга эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации;

проведение анализа мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах; профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений.

2. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

актуализацию профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

разработку нормативного правового акта, регламентирующего порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

подготовку предложений в Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по вопросам проведения психологического консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в целях определения их дальнейшего профессионального выбора;

подготовку нормативного правового акта, регламентирующего закрепление нормативов штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в образовательных организациях;

подготовку предложений по мерам укрепления социального статуса педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

3. Кадровое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

профессиональную подготовку педагогов-психологов (психологов в сфере образования), создание условий для их непрерывного профессионального роста, задающее карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника;

проведение мероприятий, направленных на увеличение штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, учитывая приоритетность кадрового обеспечения образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с целью оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;

организацию обучения и развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в области оказания психолого-педагогической помощи (в том числе использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью как основы для профессиональной эффективности в инклюзивной образовательной практике и междисциплинарного взаимодействия с педагогами-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-тьюторами, ассистентами (техническими помощниками), медицинскими работниками в части комплексного сопровождения развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;

организацию обучения педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по программам дополнительного профессионального образования по направлению оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, в первую очередь обучающимся целевых групп;

организацию обучения педагогических работников по программам дополнительного профессионального образования по направлению оказания допсихологической помощи;

организацию обучения педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений;

разработку системы мероприятий по организации квалифицированной помощи педагогам, в том числе педагогам-психологам (психологам в сфере образования), по профилактике и преодолению эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций;

разработку и внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования), для создания условий формирования эффективной системы их поддержки в период адаптации и профессионального становления;

создание условий для взаимодействия педагогов-психологов (психологов в сфере образования) внутри профессионального сообщества с целью совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

проведение конкурсов: профессионального мастерства ("Педагог-психолог"), Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, как инструмента формирования единых подходов и повышения качества психолого-педагогической помощи, профессионального совершенствования, повышения престижа деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

4. Методическое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

разработку и внедрение вариативных моделей организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;

разработку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся целевых групп, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (различных нозологий), и их родителям (законным представителям);

разработку, адаптацию и стандартизацию психодиагностического инструментария, в том числе электронного, на основе доказательного подхода;

разработку и адаптацию коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных, абилитационных и профилактических программ различной направленности на основе доказательного подхода;

распространение лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах; профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;

разработку и реализацию комплекса дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции;

внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

внедрение цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

5. Научное обеспечение системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

научные исследования и разработки в соответствии с актуальными запросами в рамках деятельности ведущих научных и образовательных организаций;

координацию, научно-методическое обеспечение и выполнение регулярных общероссийских популяционных исследований обучающихся в Российской Федерации в интересах совершенствования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

систему внедрения актуальных научно-исследовательских результатов, полученных в первую очередь отечественными научными школами, в практику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования);

создание пилотных площадок для внедрения научно-исследовательских результатов и разработок в интересах совершенствования системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

6. Информационное обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:

организацию информирования участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования, в том числе в условиях инклюзивного образования, а экстренной и кризисной психологической помощи;

проведение информационных кампаний, просветительской работы среди участников образовательных отношений, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;

взаимодействие со средствами массовой информации по освещению мероприятий в рамках психологического просвещения участников образовательных отношений;

создание цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям).

7. Материально-техническое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации, включающее в себя:

разработку примерного перечня рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), обеспечивающего оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, в том числе разработку дизайна типовых макетов зоны психологической разгрузки и инклюзивной образовательной среды с учетом особенностей целевых групп обучающихся;

реализацию исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, комплексного оснащения кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

обеспечение реализации и доступности на базе образовательных организаций, в том числе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, различных форм коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, поддержки и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, включая возможности дистанционного пролонгированного консультирования для семей, проживающих на всей территории Российской Федерации;

развитие цифровой инфраструктуры оказания психологической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации посредством использования телекоммуникационных технологий.