II. Состояние системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования

II. Состояние системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования.

В настоящее время система психолого-педагогической помощи направлена на работу с детьми различных возрастных категорий. Наблюдается рост численности детской популяции: так, в 2023 году численность несовершеннолетних от 1 года до 18 лет составила 31 758,6 тыс. человек, из них - 27 163,1 тыс. человек являются обучающимися по различным образовательным программам, и, соответственно, имеют право получать качественную и доступную психолого-педагогическую помощь в рамках образовательной организации, что на 1 375,6 тыс. детей больше по сравнению с 2020 годом, в котором численность несовершеннолетних составила более 30 383,0 тыс. человек. По данным за 2023 год, численность обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, составила 6 665,0 тыс. человек, обучающихся в общеобразовательных организациях - 17 997,3 тыс. человек, обучающихся в профессиональных образовательных организациях - 2 945,7 тыс. человек.

Потребность в психолого-педагогической помощи может возникнуть на любом этапе обучения и по ряду различных причин, но при этом особое внимание уделяется отдельным уязвимым категориям обучающихся.

В 2023/24 учебном году в образовательных организациях численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью составляет более 1 500,0 тыс. человек, из них:

в дошкольных образовательных организациях воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью из 6 665,0 тыс. детей, посещающих дошкольные образовательные организации, 592,9 тыс. человек (8,9% от общей численности дошкольников) (по сравнению с 1 января 2023 г. их численность увеличилась на 3,6 тыс. человек (на 0,62 процента). Образование указанной категории обучающихся организовано преимущественно в отдельных группах, дошкольных образовательных организациях (69,5% от численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью). Это связано с тем, что в таких группах, дошкольных организациях, как правило, созданы условия для качественного доступного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе материально-технические и кадровые;

в общеобразовательных организациях получают образование 984,7 тыс. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (5,43% от общей численности школьников); большая часть из них (59,8%) получает образование в инклюзивном формате, в том числе благодаря проведенной коррекционной работе и оказанию психолого-педагогической помощи в раннем и дошкольном возрасте;

в профессиональных образовательных организациях получают образование 39,5 тыс. инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (на 4,4% больше, чем в 2022/23 учебном году). На 9,0% увеличился прием на указанные программы лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (в 2023 году - 13,6 тыс. человек, в 2022 году - 12,5 тыс. человек).

Для качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью на всех уровнях общего образования, среднего профессионального образования реализуется комплекс мероприятий психолого-педагогической помощи: от индивидуальных и групповых занятий с педагогом-психологом до коррекционных курсов с его участием.

Определяющими в инвалидизации у детей являются три основных класса болезней: психические расстройства и расстройства поведения (26,9%) - 1 ранговое место, болезни нервной системы (22,3%) - 2 ранговое место, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (16,0%) - 3 ранговое место.

По данным Минздрава России, ежегодно медицинская помощь в медицинских организациях оказывается более 6 000 тыс. детей, из них 350,0 тыс. находятся на длительном лечении в медицинских организациях, что требует создания психолого-педагогических условий, нивелирующих неблагоприятные влияния больничной среды, компенсирующих дефицит эмоционально-социальных контактов, а также поддерживающих психофизическое состояние ребенка-пациента. Организация целостной, комплексной системы психолого-педагогической помощи детям, нуждающимся в длительном лечении, создание безопасного пространства взаимодействия и доверия позволяют организовать коррекционно-развивающую деятельность и минимизировать негативные последствия длительного лечения.

В психолого-педагогической помощи также нуждаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе проживающие в приемных семьях. В 2023 году 43,8 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в семьи (в 2022 году - 47,2 тыс. детей, в 2021 году - 49,2 тыс. детей). Это в том числе дети, переданные на безвозмездную и возмездную формы опеки, дети, находящиеся под предварительной опекой на конец отчетного года, а также дети, возвращенные кровным родителям из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все они находятся в уязвимом положении, могут испытывать трудности в освоении образовательной программы, социальной адаптации, включении в жизнь образовательной организации, нуждаются в постинтернатном психолого-педагогическом сопровождении.

В психолого-педагогической помощи нуждаются обучающиеся, у которых выявлена явная рискогенность социально-психологических условий, формирующих готовность к вовлечению в зависимое поведение. По итогам прохождения социально-психологического тестирования в 2022/23 учебном году, в возрастной группе детей старше 13 лет такие показатели получены у 144,7 тыс. обучающихся общеобразовательных организаций (2,7% от общего количества обучающихся в общеобразовательных организациях), 31,1 тыс. обучающихся профессиональных образовательных организаций (1,63% от общего количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях). В этих случаях деятельность педагога-психолога (психолога в сфере образования) совместно с классными руководителями должна быть направлена на снижение негативных психологических влияний и на формирование ресурсных навыков жизнестойкости личности, осмысленного отказа от вовлечения в зависимое поведение.

По данным МВД России, меры, принимаемые органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), способствовали сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними на 10,3% (в 2023 году - 27,3 тыс. человек, в 2022 году - 30,5 тыс. человек). Удельный вес подростковой преступности в 2023 году в общей массе расследованных преступлений составил 2,7% (в 2022 году - 2,9 процента). Число несовершеннолетних, принявших участие в совершении уголовно-наказуемых деяний, сократилось в 2023 году на 15,1% (с 26,3 тыс. до 22,3 тыс.) по сравнению с 2022 годом.

Вместе с тем отмечается снижение количества лиц в возрасте до 18 лет, совершивших уголовные посягательства в состоянии алкогольного (в 2023 году - на 19,8%, с 2,9 тыс. до 2,3 тыс.; в 2022 году - на 14,2%, с 3,4 тыс., до 2,9 тыс.) и наркотического опьянения (в 2023 году - на 16,7%, с 72 до 60; в 2022 году - на 13,3%, с 83 до 72), в составе группы лиц по предварительному сговору (в 2023 году - на 19,6%, с 11 тыс. до 8,9 тыс.; в 2022 году - на 11,6%, с 12,5 тыс. до 11 тыс.), а также ранее имевших преступный опыт (в 2023 году - на 19,2%, с 6,4 тыс. до 5,2 тыс.; в 2022 году - на 11,5%, с 7,2 тыс. до 6,4 тыс.).

На фоне позитивных тенденций в динамике подростковой преступности увеличилось на 31,3% число особо тяжких криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних. За последние пять лет это самый высокий показатель, указывающий в том числе (с 2,3 тыс. до 3,0 тыс.) на важность продолжения оказания психолого-педагогической помощи обучающихся с делинквентным поведением, а также тем, кто мог оказаться в соответствующей группе уязвимости.

Особенно в психолого-педагогической помощи, в том числе неотложной, нуждаются несовершеннолетние, имеющие риски аутодеструктивного поведения, а также обучающиеся, в классных коллективах которых произошел суицид/суицидальная попытка.

По данным Минздрава России, меры, принимаемые органами и учреждениями системы профилактики в период с 2019 по 2022 год обусловили сокращение числа суицидов у детей в возрасте от 0 до 17 лет на 22,3% (с 372 случаев в 2019 году до 289 случаев в 2022 году), в том числе в возрастных группах от 5 до 9 лет - на 80% (с 5 случаев в 2019 году до 1 случая в 2022 году), с 15 до 17 лет - на 34,4% (с 276 случаев в 2019 году до 181 случая в 2022 году).

Вместе с тем, по данным правоохранительных органов, наблюдается тенденция увеличения численности несовершеннолетних, пытавшихся покончить жизнь самоубийством. В связи с этим актуальной темой, требующей особого внимания и консолидированных усилий органов и учреждений системы профилактики, является организация профилактической работы, в том числе превентивные меры со стороны педагогов-психологов.

Обучающиеся представленных категорий не только нуждаются в качественной, доступной, своевременной психолого-педагогической помощи, оказанной с учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка, но и в его поддержке на основе всего комплекса факторов, влияющих на формирование его личности, включая особенности семейного воспитания с учетом традиционных духовно-нравственных ценностей и социокультурной специфики семьи. Оказание адресной психолого-педагогической помощи каждому ребенку включает в себя взаимодействие с его родителями (законными представителями) и педагогами, педагогическими коллективами. Совершенствование организации деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), расширение направлений их профессиональной подготовки и переподготовки будет способствовать более эффективному оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, а также повышению уровня доверия к деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования).

В период с 2020 по 2023 год численность обучающихся, имеющих иностранное гражданство, и лиц без гражданства, согласно статистике, существенно увеличилась (в 2023/24 учебном году - 236,5 тыс. человек, в 2022/23 учебном году - 238,0 тыс. человек, в 2021/22 учебном году - 172,7 тыс. человек). Обучающиеся данных категорий проходят сложный путь социокультурной интеграции и адаптации, формирования законопослушного поведения, в процессе которого им может потребоваться повышенное внимание педагога-психолога (психолога в сфере образования) и оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.

Численность обучающихся, проявляющих выдающиеся способности (в частности, ставших участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников), увеличилась по сравнению с 2021 годом (в 2023 году - 132,0 тыс., человек, в 2022 году - 125,3 тыс. человек, в 2021 году - 107,3 тыс. человек). Данная категория обучающихся нуждается в поддержке реализации своих талантов, психолого-педагогической помощи в части совершенствования коммуникативных навыков, развития саморегуляции.

Основными структурными элементами оказания психолого-педагогической помощи являются образовательные организации и педагоги-психологи (психологи в сфере образования), в них работающие. Так, из 38,9 тыс. общеобразовательных организаций 51,7% (20,1 тыс.) обеспечены педагогами-психологами (психологами в сфере образования), при этом в 2023 году таких организаций стало на 3,5% больше. Среди профессиональных образовательных организаций укомплектованы педагогами-психологами (психологами в сфере образования) 57,9 процента. Высшее педагогическое образование в дошкольных образовательных организациях имеют 94,0% педагогов-психологов (психологов в сфере образования), в общеобразовательных организациях - 89,0%, в профессиональных образовательных организациях - 88,0 процента. Кроме того, на территории Российской Федерации действует 385 центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В 2023 году на территории 89 субъектов Российской Федерации организована работа 1 432 психолого-медико-педагогических комиссий (в 2022 году - 1 426, в 2021 году - 1 434). Из них территориальных психолого-медико-педагогических комиссий - 1 344 (в 2022 году - 1 343, в 2021 году - 1 351), центральных психолого-медико-педагогических комиссий - 88.

Вместе с тем представленность центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и психолого-медико-педагогических комиссий в субъектах Российской Федерации не обеспечивает потребности в оказании своевременной комплексной психолого-педагогической помощи.

Таким образом, инфраструктура психолого-педагогической помощи распределена неравномерно, имеется существенный дефицит педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в образовательных организациях всех уровней образования, требуются усилия по развитию у педагогов-психологов (психологов в сфере образования) профессиональных компетенций, созданию дополнительных условий для расширения их штатной численности в образовательных организациях и повышению престижа профессии.

Структурными элементами управления и координации деятельности системы психолого-педагогической помощи в сфере общего и среднего профессионального образования являются:

Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования;

Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации);

Научно-методический совет по вопросам развития психологической службы;

федеральные ресурсные центры, обеспечивающие и координирующие оказание психолого-педагогической помощи различным целевым группам обучающихся;

главный внештатный педагог-психолог Министерства просвещения Российской Федерации;

главные внештатные педагоги-психологи в системах образования субъектов Российской Федерации;

коллегиальные координирующие органы в субъектах Российской Федерации, обеспечивающие развитие системы психолого-педагогической помощи;

иные организации, осуществляющие функции региональных ресурсных центров по развитию системы психолого-педагогической помощи;

региональные и муниципальные методические объединения специалистов психолого-педагогического сопровождения.