I. Общие положения

I. Общие положения.

Психологически благоприятная и безопасная образовательная среда является одним из условий повышения качества образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.

В обществе сформирован запрос на получение участниками образовательных отношений качественной и доступной психолого-педагогической помощи, востребованность которой возросла в условиях современных социальных трансформаций, вызовов и угроз. Возникновение разнообразных проблем в детской популяции, связанных с социокультурными феноменами, поведенческими особенностями, гетерохронностью развития, проявлениями травли в образовательной среде, зависимое и рискованное поведение детей и подростков требуют своевременного выявления и разрешения.

Среди основных угроз безопасности детей выделяются такие как снижение уровня благополучия семей, в которых воспитываются дети, высокий уровень травматизма среди детей, приводящий к их смерти или инвалидизации, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение преступлений в отношении детей, распространение информации, представляющей опасность для детей, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", изменение представлений о традиционных духовно-нравственных, в том числе семейных, ценностях.

К числу основных задач в сфере профилактики преступлений, совершаемых как несовершеннолетними, так и в отношении несовершеннолетних, обозначенных в рамках Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358, относятся развитие системы профилактики антиобщественного и противоправного поведения несовершеннолетних, профилактика агрессивного поведения детей и их травли, совершенствование механизмов оказания своевременной правовой и психолого-педагогической помощи детям и их родителям (законным представителям), в том числе в случаях нарушения прав и законных интересов детей, обеспечение психологической безопасности детей, переживших кризисные состояния в связи с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и социального характера.

Исходя из того, что дети и подростки как наиболее уязвимая категория населения нуждаются в дополнительной психолого-педагогической поддержке и сопровождении в рамках образовательного процесса, представляется необходимым построение целостной, комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.

Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - настоящая Концепция) базируется на нормах Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, разработана с учетом указов и распоряжений Президента Российской Федерации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей", федеральных законов, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, в том числе распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р "Об утверждении плана Основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года". Реализация настоящей Концепции способна внести вклад в достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ N 309).

В настоящей Концепции также учитываются положения таких стратегических документов, как Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 358, и план мероприятий по ее реализации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. N 3233-р; Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р; межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 2 марта 2023 г.; межведомственный комплексный план мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 10 апреля 2023 г. N 3838п-П8; приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года, утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года.

Настоящая Концепция определяет цель, задачи, принципы, приоритетные направления, механизмы реализации государственной политики в области оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года.

Цель настоящей Концепции - развитие целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, позволяющей обеспечить качество и доступность данной помощи.

Основными задачами настоящей Концепции являются:

разработка единых подходов и стандартов оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;

реализация приоритетности задач психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью как важной составляющей их комплексной (ре)абилитации;

разработка и совершенствование организационно-управленческой, нормативной правовой, научно-методической и информационной базы системы оказания психолого-педагогической помощи;

совершенствование системы внутриведомственного, межведомственного и межуровневого взаимодействия при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп;

обеспечение качества профессиональной подготовки педагогов-психологов (психологов в сфере образования);

повышение уровня доверия участников образовательных отношений к возможностям психолого-педагогической помощи и повышение престижа профессиональной деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).

Настоящая Концепция основывается на следующих принципах:

приоритет равной доступности качественной психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений во всех субъектах Российской Федерации;

адресность и своевременность оказания профессиональной психологической помощи участникам образовательных отношений;

преемственность деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся на всех уровнях образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования);

межведомственный и межуровневый подход при построении системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;

непрерывность и преемственность профессиональной подготовки кадров с учетом социального запроса и научных достижений;

активная роль педагогов-психологов (психологов в сфере образования) как участников педагогической команды для обеспечения психологически благоприятной и безопасной образовательной среды;

добровольность получения психолого-педагогической помощи всеми участниками образовательных отношений, возможность отказаться на любом этапе от получения помощи.

Настоящая Концепция является основой для принятия органами государственной власти Российской Федерации, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в области обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации, в том числе создания региональных (муниципальных) систем психолого-педагогической помощи.