III. Приоритетные направления в оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования
III. Приоритетные направления в оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования.
Приоритетом в развитии системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом N 309, таких как "сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "возможности для самореализации и развития талантов" выступает обеспечение равной доступности качественной психолого-педагогической помощи во всех субъектах Российской Федерации.
Настоящая Концепция определяет следующие целевые группы обучающихся:
дети раннего возраста, имеющие отклонения в развитий и риск их возникновения;
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по нозологиям, в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа;
обучающиеся, являющиеся иностранными гражданами;
обучающиеся, проявляющие выдающиеся способности, и одаренные;
обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе с нормативными кризисами взросления;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе: дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, проявляющие различные формы отклоняющегося поведения; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
дети ветеранов боевых действий;
дети участников (ветеранов) специальной военной операции.
Среди приоритетных направлений в развитии системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, выделяются следующие:
1. Совершенствование управления деятельностью по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:
организацию деятельности коллегиальных органов и федеральных центров, координирующих вопросы развития системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;
развитие деятельности Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации (с 2025 года - Федеральный координационный центр по обеспечению развития психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации), в том числе обеспечение реализации направления коррекционной психологии (специальной психологии) в качестве приоритетного;
актуализацию региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, включающих мероприятия, направленные на профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений, в субъектах Российской Федерации;
совершенствование деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
развитие системы межведомственного и межуровневого взаимодействия, в том числе совершенствование преемственности психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;
проведение федеральных и региональных мероприятий, включая в том числе Всероссийский конкурс региональных моделей оказания психолого-педагогической помощи в системе образования;
совершенствование индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
организацию деятельности до оказанию ранней коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии, риском их возникновения и их семьям на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
совершенствование системы оказания экстренной и кризисной психологической помощи участникам образовательных отношений;
совершенствование системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, получающим общее образование на дому или в медицинских организациях;
проведение мониторинга эффективности оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации;
проведение анализа мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных планов (комплексов мер) по развитию системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах; профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений, а также психолого-педагогическую помощь жертвам травли из числа участников образовательных отношений.
2. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по организации психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:
актуализацию профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
разработку нормативного правового акта, регламентирующего порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
подготовку предложений в Порядок осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по вопросам проведения психологического консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в целях определения их дальнейшего профессионального выбора;
подготовку нормативного правового акта, регламентирующего закрепление нормативов штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в образовательных организациях;
подготовку предложений по мерам укрепления социального статуса педагогов-психологов (психологов в сфере образования) образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы в сфере общего образования и среднего профессионального образования, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
3. Кадровое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:
профессиональную подготовку педагогов-психологов (психологов в сфере образования), создание условий для их непрерывного профессионального роста, задающее карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника;
проведение мероприятий, направленных на увеличение штатной численности педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, учитывая приоритетность кадрового обеспечения образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с целью оказания адресной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;
организацию обучения и развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в области оказания психолого-педагогической помощи (в том числе использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью как основы для профессиональной эффективности в инклюзивной образовательной практике и междисциплинарного взаимодействия с педагогами-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-тьюторами, ассистентами (техническими помощниками), медицинскими работниками в части комплексного сопровождения развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;
организацию обучения педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по программам дополнительного профессионального образования по направлению оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, в первую очередь обучающимся целевых групп;
организацию обучения педагогических работников по программам дополнительного профессионального образования по направлению оказания допсихологической помощи;
организацию обучения педагогических работников, педагогов-психологов (психологов в сфере образования) по вопросам профилактики в образовательной среде травли, оказания психолого-педагогической помощи жертвам травли из числа участников образовательных отношений;
разработку системы мероприятий по организации квалифицированной помощи педагогам, в том числе педагогам-психологам (психологам в сфере образования), по профилактике и преодолению эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций;
разработку и внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования), для создания условий формирования эффективной системы их поддержки в период адаптации и профессионального становления;
создание условий для взаимодействия педагогов-психологов (психологов в сфере образования) внутри профессионального сообщества с целью совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений;
проведение конкурсов: профессионального мастерства ("Педагог-психолог"), Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде, как инструмента формирования единых подходов и повышения качества психолого-педагогической помощи, профессионального совершенствования, повышения престижа деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
4. Методическое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:
разработку и внедрение вариативных моделей организации и предоставления психолого-педагогической помощи на разных уровнях образования, при различных формах получения образования и формах обучения, обеспечивающих преемственность психолого-педагогической помощи обучающимся при переходе на следующий уровень образования;
разработку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся целевых групп, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (различных нозологий), и их родителям (законным представителям);
разработку, адаптацию и стандартизацию психодиагностического инструментария, в том числе электронного, на основе доказательного подхода;
разработку и адаптацию коррекционно-развивающих, коррекционно-реабилитационных, абилитационных и профилактических программ различной направленности на основе доказательного подхода;
распространение лучших практик, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах; профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;
разработку и реализацию комплекса дополнительных мероприятий по научно-методическому обеспечению организации психологической помощи членам семей участников (ветеранов) специальной военной операции;
внедрение целевой модели наставничества молодых специалистов - педагогов-психологов (психологов в сфере образования);
внедрение цифровых инструментов в профессиональную деятельность педагогов-психологов (психологов в сфере образования).
5. Научное обеспечение системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:
научные исследования и разработки в соответствии с актуальными запросами в рамках деятельности ведущих научных и образовательных организаций;
координацию, научно-методическое обеспечение и выполнение регулярных общероссийских популяционных исследований обучающихся в Российской Федерации в интересах совершенствования деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
систему внедрения актуальных научно-исследовательских результатов, полученных в первую очередь отечественными научными школами, в практику профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования);
создание пилотных площадок для внедрения научно-исследовательских результатов и разработок в интересах совершенствования системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.
6. Информационное обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, включающее в себя:
организацию информирования участников образовательных отношений о возможностях получения психолого-педагогической помощи в системе общего образования и среднего профессионального образования, в том числе в условиях инклюзивного образования, а экстренной и кризисной психологической помощи;
проведение информационных кампаний, просветительской работы среди участников образовательных отношений, направленных на формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных коллективах, профилактику травли и иных видов социально опасного поведения среди участников образовательных отношений;
взаимодействие со средствами массовой информации по освещению мероприятий в рамках психологического просвещения участников образовательных отношений;
создание цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним обучающимся, их родителям (законным представителям).
7. Материально-техническое обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации, включающее в себя:
разработку примерного перечня рекомендуемого материально-технического оснащения деятельности педагогов-психологов (психологов в сфере образования), обеспечивающего оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, в том числе разработку дизайна типовых макетов зоны психологической разгрузки и инклюзивной образовательной среды с учетом особенностей целевых групп обучающихся;
реализацию исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, комплексного оснащения кабинетов педагогов-психологов (психологов в сфере образования) в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;
обеспечение реализации и доступности на базе образовательных организаций, в том числе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, различных форм коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, поддержки и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, включая возможности дистанционного пролонгированного консультирования для семей, проживающих на всей территории Российской Федерации;
развитие цифровой инфраструктуры оказания психологической помощи участникам образовательных отношений на всей территории Российской Федерации посредством использования телекоммуникационных технологий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей