Физлица - потребители финуслуг

До подачи иска потребитель обязан обратиться к финансовому омбудсмену в том числе по требованиям:

- о возврате страховой премии при досрочном расторжении договора;

- выплате (доплате) страхового возмещения;

- понуждении к выдаче направления на ремонт;

- взыскании неустойки или процентов за просрочку восстановительного ремонта.

Досудебный порядок можно не соблюдать, если, в частности:

- взыскивают компенсацию морального вреда и упущенную выгоду. Исключение - ситуация, когда такие требования заявили вместе с требованием о страховом возмещении;

- требование перешло к страховщику по суброгации.

Досудебный порядок не признают соблюденным, если:

- страхователь отозвал обращение;

- потребитель отказался от требований из-за их добровольного удовлетворения;

- наследники не требуют продолжить спор;

- проходит процедура медиации.

Омбудсмен должен рассмотреть обращение, если в нем нет номера договора, наименования должника и других данных, но они есть в приложениях к обращению.

Омбудсмен не может отказаться рассматривать обращение потребителя, если суммы основного долга, неустойки, процентов в нем не совпадают с суммами в заявлении о восстановлении нарушенного права, поданном в финансовую организацию.

Потребитель может обратиться в суд с требованием к страховщику, если омбудсмен не принял обращение к рассмотрению или перестал его рассматривать. В случае необоснованности этих действий спор рассмотрят по существу, иначе иск вернут или оставят без рассмотрения.

Если потребитель взыскивает основной долг, неустойку, проценты, но не все требования прошли досудебное урегулирование, суд обязан:

- рассмотреть требования, по которым такая процедура была соблюдена;

- вернуть иск или оставить его без рассмотрения в оставшейся части.