Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 18.06.2024 N С/КЭ-4 "О праве судьи в отставке замещать должность начальника управления судебного департамента в субъекте Российской Федерации"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 18 июня 2024 г. N С/КЭ-4

О ПРАВЕ

СУДЬИ В ОТСТАВКЕ ЗАМЕЩАТЬ ДОЛЖНОСТЬ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ

СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи в отставке о возможности замещения должности начальника Управления Судебного департамента в субъекте РФ с сохранением назначенного ежемесячного пожизненного содержания наряду с оплатой по замещаемой должности.

Рассмотрев поставленный в обращении вопрос, комиссия по этике пришла к следующим выводам.

В силу абзаца второго пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей (запрет на замещение иных государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром).

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 14).

Из указанного следует, что пребывающие в отставке судьи вправе занимать государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.

Это право представляет собой исключение из общего правила, установленного абзацем первым того же пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, и не связывается с достижением судьей в отставке определенного возраста и/или наличием определенного стажа работы в должности судьи.

Тем самым федеральный законодатель признал необходимым и целесообразным в максимальной мере использовать на государственной и муниципальной службе нереализованный потенциал и накопленный практический опыт пребывающих в отставке судей и закрепил их право занимать иные (кроме должности судьи) государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы.

Согласно статьям 1, 13 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, а управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации - его органом.

Начальник Управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является непосредственным руководителем Управления (ст. 15 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

Полномочия начальника управления Судебного департамента установлены статьей 16 Федерального закона от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами.

Как следует из утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 7 сентября 2018 года должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего в Управлении Судебного департамента в конкретном субъекте РФ должность федеральной государственной гражданской службы начальника управления, в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к ведущей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители".

Из должностных функций, возложенных на начальника Управления соответствующим должностным регламентом, усматривается, что они не подпадают под ограничения и запреты, установленные законодательством о статусе судей и Кодексом судейской этики.

Также следует отметить, что начальник Управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Управления, то есть осуществлять допустимое подп. 6 п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей законное представительство.

Относительно сохранения права на получение назначенного при удалении в отставку ежемесячного пожизненного содержания, наряду с оплатой по замещаемым должностям, указанным в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, комиссия Совета судей Российской Федерации по этике высказала свою позицию в заключении, утвержденном постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 27 июня 2016 года N 518, согласно которому судья вправе одновременно получать ежемесячное пожизненное содержание и оплату по замещаемой должности.

С учетом всего изложенного, комиссия приходит к выводу, что судья в отставке вправе занимать должность начальника Управлении Судебного департамента в субъекте РФ с сохранением назначенного ежемесячного пожизненного содержания наряду с оплатой по замещаемой должности.

В тоже время при замещении должности государственной службы судья в отставке всегда обязан учитывать конкретный объем функциональных обязанностей по замещаемой должности, с тем, чтобы при осуществлении профессиональной служебной деятельности не возникало противоречий между интересами службы и статусом судьи в отставке.

С пребывающего в отставке судьи в любом случае не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели поведения, а также обязанность самостоятельно оценивать свои конкретные действия с точки зрения их соответствия требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и Кодекса судейской этики.

Комиссия обращает внимание, что ее заключения не имеют свойства общеобязательности, носят рекомендательный характер и отражают коллективную позицию членов комиссии по этике, выработанную путем голосования.