С учетом роста предельных размеров сумм малых закупок и их годового объема приняты меры по автоматизации малых закупок на федеральном уровне в целях их прослеживаемости и расширения участникам закупки доступа к участию в таких закупках.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 824-р в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), расширения возможности участия в малых закупках начата реализация пилотного проекта, предусматривающего создание единого агрегатора торговли (далее - агрегатор).
В рамках указанного пилотного проекта предусмотрено обязательное использование агрегатора федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им федеральными казенными учреждениями (за исключением отдельных федеральных органов исполнительной власти и федеральных казенных учреждений) при осуществлении малых закупок.
Оператором агрегатора в 2018 году было определено акционерное общество "РТ-Проектные технологии", 100 процентов акций которого принадлежит Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
В 2024 году оператором агрегатора определено акционерное общество "Единый агрегатор торговли".
Порядок проведения малых закупок с использованием агрегатора не регулируется нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и определяется регламентом функционирования агрегатора, утверждаемым его оператором (далее - регламент).
Агрегатор не является государственной информационной системой, а также электронной площадкой, в связи с чем на него не распространяются требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, к мерам защиты и уровню обеспечения безопасности информации, безопасности персональных данных.
Регламентом устанавливается, что проведение малой закупки осуществляется в следующем порядке:
заказчик размещает в агрегаторе объявление о закупочной сессии путем указания либо на содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг агрегатора (далее - каталог агрегатора) товар, работу, услугу, либо на содержащийся в классификаторе товаров, работ, услуг агрегатора (далее - классификатор агрегатора) вид товара, работы, услуги. В таком объявлении указывается начальная цена закупочной сессии (стартовая цена). Заказчик в объявлении о закупочной сессии указывает методику расчета указанной цены или предложение о цене контракта (далее - ценовое предложение) конкретного участника закупки, с которым планирует заключить контракт;
участники закупки в течение определенного заказчиком периода подают ценовое предложение с указанием на содержащиеся в каталоге агрегатора конкретные товар, работу (услугу);
участники закупки, желающие предложить товар, работу, услугу, не включенные в каталог агрегатора, включают в него такие товар, работу, услугу непосредственно при подаче ценового предложения;
заказчик рассматривает указанные предложения участников закупки на соответствие установленным заказчиком требованиям;
контракт между заказчиком и победителем закупочной сессии заключается в агрегаторе в течение 5 рабочих дней. Указанный срок может быть изменен по соглашению между заказчиком и победителем.
Учитывая положения части 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в настоящее время агрегатор фактически осуществляет в том числе функции оператора электронной площадки при проведении малых закупок для обеспечения части федеральных нужд.
Под классификатором агрегатора в соответствии с регламентом понимается перечень характеристик товаров, работ, услуг, используемых для группировки описаний товаров, работ, услуг, включаемых в каталог агрегатора. Формирование классификатора агрегатора осуществляется его оператором на основе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Под каталогом агрегатора в соответствии с регламентом понимается сводный перечень конкретных товаров, работ, услуг (включая информацию об их характеристиках, производителях, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги), предлагаемых участниками закупки. Формирование каталога агрегатора осуществляется участниками закупки самостоятельно путем привязки предлагаемых ими конкретных товаров, работ, услуг к позициям классификатора агрегатора. После размещения информации в каталоге агрегатора его оператор в отдельных случаях проводит проверку указанной информации и при выявлении несоответствий исключает ее из каталога агрегатора.
Регламент предусматривает использование участниками закупки агрегатора на возмездной основе. При подаче участником закупки ценового предложения оператор агрегатора блокирует денежные средства, внесенные участником закупки на счет такого оператора, в размере, который по общему правилу составляет 5 процентов цены закупки.
При заключении контракта оператором агрегатора блокирование денежных средств прекращается, а также взимается плата в размере 1,2 процента цены закупки (1 процента цены закупки при осуществлении закупки у субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации) без учета налога на добавленную стоимость.
Сравнение финансовой модели электронных площадок и агрегатора показывает, что агрегатор одновременно использует действующую с 1 октября 2018 г. финансовую модель для электронных площадок, при которой с участника закупки за заключение контракта взимается плата в размере, определенном Правительством Российской Федерации (не более 1 процента и не более 5 тыс. рублей, а при закупках, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, - не более 2 тыс. рублей), а также действовавшую до 1 октября 2018 г. финансовую модель, при которой оператор электронной площадки блокировал денежные средства, внесенные на его счет участниками закупки.
По состоянию на 10 января 2024 г. на агрегаторе зарегистрировано 19,5 тыс. заказчиков, в том числе 6,5 тыс. федеральных заказчиков (90 процентов общего числа федеральных заказчиков, для которых использование агрегатора является обязательным), и 124 тыс. участников закупки.
В 2022 году с использованием агрегатора заключено 190 тыс. контрактов на сумму 16 млрд. рублей, что составляет менее 1,5 процента стоимостного объема запланированных на 2023 год малых закупок.
С 2018 года с использованием агрегатора проведено 2266,2 тыс. закупок, по результатам которых заключено 638,8 тыс. контрактов, без использования агрегатора проведено 1200,5 тыс. закупок.
В 2019 году статья 93 Закона о контрактной системе дополнена частью 12, устанавливающей порядок осуществления заказчиками всех уровней (федеральный, региональный, местный) малых закупок, по результатам которых заключаются контракты на поставку товара, с использованием механизма электронного магазина, предусматривающий:
использование для проведения такой малой закупки электронной площадки и единой информационной системы;
планирование заказчиком такой малой закупки путем ее включения в план-график закупок в качестве отдельной строки;
регистрацию участников закупки в единой информационной системе и их аккредитацию на всех электронных площадках, которые осуществляются на безвозмездной основе;
размещение участниками закупки на электронной площадке предварительного предложения о поставке конкретного товара с указанием его количества и возможных мест поставки, а также цены за единицу товара в разрезе (при необходимости) мест поставки;
размещение заказчиком в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки с использованием позиции предусмотренного частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и с указанием электронной площадки, которая произведет отбор наилучших предложений участников закупки о поставке товара из числа предварительно размещенных на такой электронной площадке предложений;
применение к участникам закупки требований, предусмотренных статьей 31 Закона о контрактной системе;
автоматический отбор в течение одного часа электронной площадкой не более 5 наилучших предложений (при их наличии) участников закупки и их направление заказчику на рассмотрение;
определение заказчиком в течение одного рабочего дня наилучшего предложения (с учетом установленных запретов, ограничений допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и предоставления преимуществ товарам российского происхождения);
предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов;
заключение контракта в течение 2 - 6 рабочих дней с включением информации о его заключении и исполнении в реестр контрактов, заключенных заказчиками, ведение которого осуществляется в единой информационной системе;
возможность участника закупки подать жалобу в электронной форме в контрольный орган в сфере закупок.
С 9 мая 2023 г. предельный размер суммы малой закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товара и которая проводится в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, увеличен с 3 млн. до 5 млн. рублей, а также введен отдельный предельный размер годового объема таких закупок, составляющий 100 млн. рублей.
По результатам 2023 года количество таких закупок увеличилось в 49 раз (с 1,1 тыс. до 53,3 тыс.) по сравнению с 2022 годом, а их стоимостный объем - почти в 14 раз (с 1,53 млрд. до 21,3 млрд. рублей).
Таким образом, на федеральном уровне в рамках реализации части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе создан и внедрен механизм, обеспечивающий проведение малых закупок в электронной форме путем реализации механизма электронного магазина, применение которого не носит обязательного характера для заказчика.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей