1. Основные проблемы действующего регулирования малых закупок
Основными проблемами действующего регулирования малых закупок, проводимых без соблюдения установленного частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе порядка, являются:
разный порядок функционирования информационных систем, используемых для проведения малых закупок, отдельная регистрация в каждой из них, разный порядок проведения малых закупок, что усложняет доступ участников закупки к участию в них;
дополнительная финансовая нагрузка на участников закупки в связи с взиманием платы за участие в малых закупках в размерах, превышающих предельный размер платы, установленный Правительством Российской Федерации для взимания операторами электронных площадок;
неприменение при проведении малых закупок мер, направленных на преимущественную закупку товаров российского происхождения и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза;
отсутствие требований к мерам защиты и уровню безопасности информации о закупках и об участниках закупки, содержащейся в таких информационных системах, и к защите персональных данных, что влечет возникновение рисков утечки таких информации и данных и их неправомерного использования;
отсутствие централизованного учета информации об осуществляемых в субъектах Российской Федерации малых закупках, отсутствие требования об информационном взаимодействии применяемых информационных систем с единой информационной системой, что не обеспечивает учет и прослеживаемость информации о малых закупках на всем их жизненном цикле, не позволяет применять электронный документооборот в единой информационной системе на этапе исполнения контракта;
отсутствие информационного взаимодействия с информационной системой, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе (государственная информационная система "Независимый регистратор", ведение которой осуществляется Федеральным казначейством), что не обеспечивает возможность защиты прав и законных интересов участников закупки;
отсутствие возможности обжалования участниками закупки действий (бездействия) заказчиков и операторов информационных систем, с использованием которых проводятся малые закупки, в том числе поскольку такие операторы не отнесены в настоящее время к числу предусмотренных Законом о контрактной системе субъектов контроля.
Тенденция к увеличению предельных размеров сумм малых закупок (проводимых без применения порядка, предусмотренного частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе) и их годового объема усугубляет указанные проблемы и расширяет сферу отношений, которая, по существу, выводится из-под действия федерального правового регулирования, в связи с чем в отношении малых закупок оно не достигает своих целей.
Кроме того, из положений Протокола к Договору следует, что проведение малых закупок является исключением из общего установленного порядка осуществления закупок с применением конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вопрос о предельных размерах сумм малых закупок и их годового объема может быть рассмотрен после перевода малых закупок в электронную форму и апробации предусмотренных Концепцией мер, касающихся унификации порядка проведения малых закупок в электронной форме, с учетом требований Протокола к Договору и установленных Законом о контрактной системе принципов открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок.
Целью совершенствования регулирования малых закупок является введение в законодательство о контрактной системе в сфере закупок единых правил их осуществления, которые обеспечат заказчикам возможность оперативно удовлетворить потребности в товарах, работах, услугах по наименьшей цене, расширят участникам закупки доступ к участию в таких закупках, обеспечат централизованный учет и прослеживаемость их осуществления, а также возможность создания цифровой платформы малых закупок, обеспечивающей взаимодействие всех участников закупок и информационных систем, используемых для проведения малых закупок, в масштабах всей страны.
Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
унификация порядка проведения малых закупок в электронной форме;
создание и ведение для целей осуществления малых закупок, по результатам которых заключаются контракты на поставку товара, каталога, содержащего описание конкретных товаров (далее - единый каталог конкретных товаров), а также использование цифрового паспорта промышленной продукции;
установление единых требований к функционированию информационных систем, используемых для проведения малых закупок, и их взаимодействию и интеграции между собой;
унификация размеров и порядка взимания платы, которая может взиматься с участников закупки при проведении малых закупок (в случае принятия оператором информационной системы, используемой для проведения малых закупок, решения о взимании платы);
определение случаев, при которых допускается осуществление малых закупок с использованием бумажного документооборота;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей