II. Малые закупки и порядок их проведения

Понятие "малые закупки" законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не определено.

Для целей Концепции и с учетом сформировавшихся с 2007 года подходов под малыми закупками понимаются закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика.

Законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок (за исключением закупок, осуществляемых в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), согласно которому:

планирование осуществляется не в разрезе каждой закупки, а путем включения в одну строку плана-графика всех закупок по пункту 4 или пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

исключена необходимость обоснования цены контракта в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе;

специальные требования к выбору единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены, реализация принципа обеспечения конкуренции не предусмотрена;

отсутствуют требования к документообороту, используемому между заказчиком и участниками закупки, что, в свою очередь, допускает возможность использования в том числе документооборота на бумажных носителях информации;

не применяются требования Закона о контрактной системе, касающиеся закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов;

не применяются требования, касающиеся ограничений допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и предоставления преимуществ товарам российского происхождения;

информация о заключении и об исполнении контрактов не включается в реестр контрактов, заключенных заказчиками, который ведется Федеральным казначейством в единой информационной системе.

Учитывая наличие в отношении малых закупок существенных исключений из общих правил осуществления иных закупок, Законом о контрактной системе установлены следующие предельные размеры сумм малых закупок и их годового объема:

при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сумма закупки не должна превышать 600 тыс. рублей (100 тыс. рублей в 2014 году), а годовой объем таких закупок не должен превышать 10 процентов (5 процентов в 2014 году) совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн. рублей, при этом:

указанные ограничения не применяются в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, вправе не руководствоваться предельным размером суммы малой закупки;

при осуществлении закупки отдельными видами заказчиков в сферах культуры, образования, науки, физической культуры и спорта в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сумма закупки не должна превышать 600 тыс. рублей (400 тыс. рублей в 2014 году), а годовой объем таких закупок не должен превышать 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и 30 млн. рублей (20 млн. рублей в 2013 году).

Пунктом 12 приложения N 3 к Протоколу к Договору установлено, что государства - члены Евразийского экономического союза должны стремиться к минимизации предельных размеров сумм малых закупок, их годового объема в целях расширения доступа потенциальных поставщиков к таким закупкам.

Принимая во внимание упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок, учет их объемов затруднен. По информации, содержащейся в планах-графиках закупок, в 2023 году планировалось осуществить малых закупок на сумму 1,3 трлн. рублей, что составляет около 10 процентов общего объема закупок, планировавшихся к осуществлению в 2023 году.

На основании изложенного отмечается тенденция к увеличению с 2014 года размеров сумм малых закупок и их годового объема. Основным обоснованием увеличения указанных размеров являлось расширение возможностей заказчиков оперативно осуществлять закупки в упрощенном порядке без применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих выполнения определенных Законом о контрактной системе процедур.