Понятие "малые закупки" законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не определено.
Для целей Концепции и с учетом сформировавшихся с 2007 года подходов под малыми закупками понимаются закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в упрощенном порядке в пределах размеров сумм и годовых объемов, при которых допускается осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), для оперативного удовлетворения отдельных неотложных потребностей заказчика.
Законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок (за исключением закупок, осуществляемых в порядке, установленном частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), согласно которому:
планирование осуществляется не в разрезе каждой закупки, а путем включения в одну строку плана-графика всех закупок по пункту 4 или пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
исключена необходимость обоснования цены контракта в соответствии с требованиями статьи 22 Закона о контрактной системе;
специальные требования к выбору единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлены, реализация принципа обеспечения конкуренции не предусмотрена;
отсутствуют требования к документообороту, используемому между заказчиком и участниками закупки, что, в свою очередь, допускает возможность использования в том числе документооборота на бумажных носителях информации;
не применяются требования Закона о контрактной системе, касающиеся закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов;
не применяются требования, касающиеся ограничений допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранных государств, и предоставления преимуществ товарам российского происхождения;
информация о заключении и об исполнении контрактов не включается в реестр контрактов, заключенных заказчиками, который ведется Федеральным казначейством в единой информационной системе.
Учитывая наличие в отношении малых закупок существенных исключений из общих правил осуществления иных закупок, Законом о контрактной системе установлены следующие предельные размеры сумм малых закупок и их годового объема:
при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сумма закупки не должна превышать 600 тыс. рублей (100 тыс. рублей в 2014 году), а годовой объем таких закупок не должен превышать 10 процентов (5 процентов в 2014 году) совокупного годового объема закупок заказчика и 50 млн. рублей, при этом:
указанные ограничения не применяются в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;
заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, вправе не руководствоваться предельным размером суммы малой закупки;
при осуществлении закупки отдельными видами заказчиков в сферах культуры, образования, науки, физической культуры и спорта в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сумма закупки не должна превышать 600 тыс. рублей (400 тыс. рублей в 2014 году), а годовой объем таких закупок не должен превышать 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и 30 млн. рублей (20 млн. рублей в 2013 году).
Пунктом 12 приложения N 3 к Протоколу к Договору установлено, что государства - члены Евразийского экономического союза должны стремиться к минимизации предельных размеров сумм малых закупок, их годового объема в целях расширения доступа потенциальных поставщиков к таким закупкам.
Принимая во внимание упрощенный порядок планирования и осуществления малых закупок, учет их объемов затруднен. По информации, содержащейся в планах-графиках закупок, в 2023 году планировалось осуществить малых закупок на сумму 1,3 трлн. рублей, что составляет около 10 процентов общего объема закупок, планировавшихся к осуществлению в 2023 году.
На основании изложенного отмечается тенденция к увеличению с 2014 года размеров сумм малых закупок и их годового объема. Основным обоснованием увеличения указанных размеров являлось расширение возможностей заказчиков оперативно осуществлять закупки в упрощенном порядке без применения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих выполнения определенных Законом о контрактной системе процедур.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей