3. Меры по выполнению задачи создания и ведения единого каталога конкретных товаров и использования цифрового паспорта промышленной продукции

3. Меры по выполнению задачи создания и ведения

единого каталога конкретных товаров и использования

цифрового паспорта промышленной продукции

Установление единого порядка проведения малых закупок товара с использованием механизма электронного магазина невозможно без создания единого каталога конкретных товаров.

Наличие единого каталога конкретных товаров позволит участникам закупки размещать в информационных системах, используемых для проведения малых закупок, предварительные предложения в привязке к позиции единого каталога конкретных товаров, что, в свою очередь, позволит автоматически сравнивать предложения участников закупки во всех информационных системах в целях поиска наилучшего предложения для его направления заказчику.

Позиция такого каталога должна формироваться в отношении конкретного товара и содержать в том числе информацию о наименовании конкретного товара, его характеристиках и производителе.

Предусмотренный частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не может быть применен для решения задачи в связи с тем, что такой каталог не содержит описаний конкретных товаров, поскольку создан для применения при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых заказчик по общему правилу не вправе устанавливать требование к закупке конкретного товара.

Необходимо предусмотреть возможность сохранения каталогов, содержащих описание конкретных товаров, созданных и применяющихся в настоящее время в информационных системах, используемых для проведения малых закупок, при условии обязательной синхронизации информации, содержащейся в таких каталогах и едином каталоге конкретных товаров.

Для выполнения задачи создания и ведения единого каталога конкретных товаров и использования цифрового паспорта промышленной продукции предлагается:

установить порядок ведения единого каталога конкретных товаров в электронной форме, определив его оператора, источники финансирования осуществления функций такого оператора, установить место размещения такого каталога, требования к обеспечению сохранности содержащейся в нем информации, порядку использования такой информации и доступа к ней;

использовать иерархический метод классификации, при котором множество товаров, соответствующих определенной позиции предусмотренного частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, последовательно делится на подчиненные подмножества, конкретизирующие закупаемый товар;

предусмотреть создание в едином каталоге конкретных товаров его оператором одной позиции в отношении конкретного товара, исключив возможность создания дублирующих позиций в отношении такого товара;

предусмотреть использование единого каталога конкретных товаров всеми информационными системами, используемыми при проведении малых закупок, для размещения в них участниками закупки предложений о поставке товара, включая ценовые предложения;

предусмотреть информационное взаимодействие единого каталога конкретных товаров с предусмотренным частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными государственными информационными системами, содержащими информацию об обращении конкретных товаров (например, с государственной информационной системой промышленности, автоматизированной информационной системой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральной государственной информационной системой в области аккредитации, ведение которой осуществляется Федеральной службой по аккредитации);

определить случаи, при которых допускается использовать единый каталог конкретных товаров, имея в виду, что осуществление заказчиком закупки конкретного товара по общему правилу ограничит возможность участников закупки предложить к поставке иной товар.

При этом представляется целесообразным проработать вопросы:

о возможности финансирования функций оператора единого каталога конкретных товаров без привлечения бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации;

о возможности создания и ведения единого каталога конкретных товаров оператором такого каталога посредством заключения концессионного соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях;

о возможности распространения механизма ведения единого каталога конкретных товаров также на конкретные работы и услуги;

об изменении наименования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом действующего порядка его формирования и использования (например, на "каталог описаний объектов закупок").

С 1 июля 2024 г. вступают в силу положения Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", которыми в том числе в целях обеспечения получения достоверной информации о промышленных товарах вводятся понятие "цифровой паспорт промышленной продукции", порядок его формирования и использования.

В частности, цифровой паспорт промышленной продукции будет содержать формируемую в государственной информационной системе промышленности информацию о ее производителе, технических, эксплуатационных и функциональных характеристиках и свойствах, о применяемых к такой продукции стандартах. Правила формирования и использования цифрового паспорта промышленной продукции, состав включаемых в него сведений подлежат утверждению Правительством Российской Федерации.

После утверждения Правительством Российской Федерации указанных правил представляется целесообразным проработать вопросы:

об установлении информационного взаимодействия между единым каталогом конкретных товаров и государственной информационной системой промышленности, предусматривающего получение и включение в позицию единого каталога конкретных товаров достоверной информации о конкретном товаре, содержащейся в цифровом паспорте промышленной продукции;

о возможности применения при осуществлении малых закупок информации, содержащейся в цифровом паспорте промышленной продукции в отношении закупаемого товара.