Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

II. Общие требования к проектированию ПС

7. Проектирование ПС должно осуществляться в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 (далее соответственно - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем, постановление N 937), нормативными правовыми актами Минэнерго России, утверждаемыми в соответствии с постановлением N 937, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 244).

8. При проектировании ПС разработка проектных решений должна осуществляться с соблюдением следующих требований:

обеспечение потребителей электрической энергией в соответствии с категорией надежности электроснабжения, установленной документами о технологическом присоединении и договором об оказании услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения) <4>, заключенным с потребителем электрической энергии, и (или) установленными органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов долгосрочными параметрами регулирования деятельности - показателями уровня надежности услуг, оказываемых сетевой организацией, по заданию которой осуществляется проектирование ПС;

--------------------------------

<4> Пункты 31(5) и 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

обеспечение наблюдаемости и управляемости технологических режимов работы и эксплуатационного состояния объектов электросетевого хозяйства;

организация безопасных условий для эксплуатации ПС;

обеспечение возможности доступа к ПС для проведения технического обслуживания и ремонта, ликвидации последствий технологических нарушений (аварий).

9. Проектирование ПС должно осуществляться с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

10. При проектировании ПС должны быть разработаны меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности ПС в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" в случае, если ПС относится к объектам определенной категории опасности <5>.

--------------------------------

<5> Статья 7 Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" и Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 127.

В случае если информационные системы, средства или системы автоматизированного управления, используемые на ПС, относятся к значимым объектам критической информационной инфраструктуры, при проектировании ПС должны быть также соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

11. Принятые при проектировании ПС технические решения должны быть обоснованы расчетами, подтверждающими эффективность реализации таких решений исходя из минимальной величины расходов на приобретение, установку, ввод в работу, эксплуатацию, включая ремонт и техническое обслуживание, основного оборудования с учетом совокупных издержек на его эксплуатацию за срок службы и последствий вероятного отказа оборудования, определенных в соответствии с методическими указаниями по расчету вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и оценки последствий такого отказа, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 февраля 2019 г. N 123 <6> (далее - Методические указания по расчету вероятности отказа).

--------------------------------

<6> Зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2019 г., регистрационный N 54277.

12. Проектирование ПС должно осуществляться на основании задания на проектирование.

13. При планируемой поэтапной реализации мероприятий по строительству (реконструкции) и вводу ПС (входящего в ее состав оборудования) в работу в составе энергосистемы в проектной документации должны быть выделены этапы и предусмотрены технические решения, относящиеся к каждому из этапов и необходимые для обеспечения возможности поэтапного включения ПС (входящего в ее состав оборудования) в работу.

14. При проектировании ПС должен осуществляться выбор количества и мощности трансформаторов (автотрансформаторов) (далее - Т (АТ)) и средств компенсации реактивной мощности в соответствии с Методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными приказом Минэнерго России от 6 декабря 2022 г. N 1286 <7> (далее - Методические указания по проектированию развития энергосистем).

--------------------------------

<7> Зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2022 г., регистрационный N 71920.

15. При проектировании ПС для определения технических решений, параметров проектируемой ПС и требований к устанавливаемому на ней оборудованию и устройствам (комплексам) РЗА, не связанных с выбором количества и мощности Т (АТ) и средств компенсации реактивной мощности, должны выполняться:

анализ прогнозных балансов активной мощности;

анализ прогнозных уровней напряжения;

расчеты электроэнергетических режимов для нормальной и ремонтных схем, а также при нормативных возмущениях в указанных схемах в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Методические указания по устойчивости энергосистем", утвержденными приказом Минэнерго России от 3 августа 2018 г. N 630 <8> (далее - Методические указания по устойчивости энергосистем), осуществляемые в соответствии с требованиями Методических указаний по проектированию развития энергосистем;

--------------------------------

<8> Зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2018 г., регистрационный N 52023, с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 28 декабря 2020 г. N 1195 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63248), от 20 декабря 2022 г. N 1339 (зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2023 г., регистрационный N 72475). В соответствии с пунктом 3 приказа Минэнерго России от 3 августа 2018 г. N 630 срок действия данного акта ограничен до 31 августа 2027 г.

расчет текущих (в период разработки проектной документации) и прогнозных (на периоды, определяемые в соответствии с пунктом 16 Методических указаний) значений токов короткого замыкания (далее - КЗ);

расчеты статической устойчивости, осуществляемые в соответствии с требованиями Методических указаний по проектированию развития энергосистем и Методических указания по устойчивости энергосистем;

расчеты динамической устойчивости (при проектировании РУ электростанций), осуществляемые в соответствии с Методическими указаниями по проектированию развития энергосистем и Методическими указаниями по устойчивости энергосистем.

16. Указанные в пункте 15 Методических указаний расчеты должны выполняться на следующие периоды с учетом этапности ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии и динамики изменения электрических нагрузок:

на год ввода ПС в эксплуатацию (окончания строительства, реконструкции, модернизации, технического перевооружения ПС);

на последний год среднесрочного периода, на который разработаны последние утвержденные схема и программа развития электроэнергетических систем России (при проектировании ПС в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах до утверждения таких схемы и программы в 2024 г. <9> - последняя утвержденная схема и программа перспективного развития электроэнергетики соответствующего субъекта Российской Федерации для технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы).

--------------------------------

<9> Пункты 44 и 45 Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 N 2556.

17. Необходимость проведения указанных в пункте 15 Методических указаний расчетов и их объем для реконструируемых (модернизируемых, технически перевооружаемых) ПС должны определяться в задании на проектирование исходя из характера и объема планируемых к проведению работ по реконструкции (модернизации, техническому перевооружению) ПС.

Объем указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов может быть уменьшен относительно объема расчетов, указанного в пункте 15 Методических указаний, по согласованию с системным оператором в следующих случаях:

реконструкции (модернизации, технического перевооружения) ПС, оборудование и устройства которых являются объектами диспетчеризации;

реконструкции (модернизации, технического перевооружения) ПС в рамках выполнения технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям, подлежащих согласованию с системным оператором в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

18. Указанные в пункте 15 Методических указаний расчеты должны проводиться на основании результатов математического моделирования режимов энергосистем с использованием перспективных расчетных моделей электроэнергетической системы, представленных системным оператором в соответствии с Порядком раскрытия цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и предоставления системным оператором иным субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии и проектным организациям перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей для целей перспективного развития электроэнергетики, утвержденным приказом Минэнерго России от 17 февраля 2023 г. N 82 <10>.

--------------------------------

<10> Зарегистрирован Минюстом России 17 марта 2023 г., регистрационный N 72619.

19. Проектирование ПС должно осуществляться на основе следующих исходных данных:

генеральная схема размещения объектов электроэнергетики;

схема и программа развития электроэнергетических систем России;

схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, относящихся к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам (до утверждения в 2024 году <11> схемы и программы развития электроэнергетических систем России);

--------------------------------

<11> Пункты 44 и 45 Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 N 2556.

схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии;

схемы выдачи мощности объектов по производству электрической энергии;

технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям;

программы, планы развития комплексов и устройств РЗА, средств диспетчерского и технологического управления, систем учета электрической энергии (мощности) и технологической сети связи, принимаемые субъектами электроэнергетики на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 г. N 1912 "О порядке перехода субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации на преимущественное применение доверенных программно-аппаратных комплексов на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <12> и энергетической стратегии Российской Федерации, разрабатываемой в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

--------------------------------

<12> В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2023 г. N 1912 пункты 1 и 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу с 1 сентября 2024 г. и действуют в течение 6 лет.

сведения о районе размещения ПС (в части воздействия климатических факторов внешней среды, по условиям загрязнения внешней изоляции, по сейсмическим условиям, по грозовой активности);

решения о необходимости организации, схемах и способах плавки гололеда на проводах и грозозащитных тросах воздушных линий электропередачи (далее - ВЛ), их отдельных участков, воздушных участков кабельно-воздушных линий электропередачи (далее - КВЛ), принимаемые в соответствии с требованиями по плавке гололеда на проводах и грозозащитных тросах линий электропередачи, утвержденными приказом Минэнерго России от 19 декабря 2018 г. N 1185 <13> (далее - Требования по плавке гололеда).

--------------------------------

<13> Зарегистрирован Минюстом России 22 января 2019 г., регистрационный N 53476, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 11 августа 2023 г. N 629 (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2023 г., регистрационный N 76006).

20. При проектировании ПС определение и выбор технических и технологических решений должны осуществляться исходя из необходимости соблюдения требований Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и нормативных правовых актов Минэнерго России, утверждаемых в соответствии с постановлением N 937 и (или) постановлением N 244:

к наблюдаемости и управляемости элементов электрической сети в режиме реального времени;

к местам установки, количеству и мощности устройств компенсации реактивной мощности, в том числе шунтирующих реакторов (далее - ШР), батарей статических конденсаторов (далее - БСК), управляемых статических компенсаторов реактивной мощности (далее - СКРМ) и других дополнительных регулирующих устройств с соблюдением требований к качеству электрической энергии;

к количеству, единичной мощности и номинальному напряжению обмоток Т (АТ);

к соотношению номинальных мощностей обмоток трехобмоточных Т;

к режимам заземления нейтралей Т;

к резервированию питания собственных нужд ПС от независимых источников питания;

к координации уровня токов КЗ с учетом расчетных значений токов однофазного и трехфазного КЗ на год ввода ПС в эксплуатацию и на перспективу пяти лет;

к необходимости предотвращения феррорезонанса и ограничения высокочастотных коммутационных перенапряжений на электротехническом оборудовании в РУ 110 кВ и выше;

к электромагнитой совместимости технических устройств;

к условиям параллельной работы Т (АТ).

21. Объем технического перевооружения и реконструкции ПС должен определяться на основании:

видов технического воздействия, установленных в соответствии с главой IV методики оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной приказом Минэнерго России от 26 июля 2017 г. N 676 <14>;

--------------------------------

<14> Зарегистрирован Минюстом России 5 октября 2017 г., регистрационный N 48429, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 17 марта 2020 г. N 192 (зарегистрирован Минюстом России 18 мая 2020 г., регистрационный N 58367).

требований Методических указаний по расчету вероятности отказа.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 22 вступает в силу с 02.01.2025.

22. При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию ПС должно быть обеспечено формирование информационной модели ПС в соответствии с разделами 2 - 5 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58651.1-2019 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Основные положения" <15> и приложением А к указанному стандарту в объеме, необходимом для последующей эксплуатации ПС в составе электроэнергетической системы и осуществления с ее использованием деятельности в сфере электроэнергетики.

--------------------------------

<15> Утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 12 ноября 2019 г. N 1103-ст (М., Стандартинформ, 2019), с изменением N 1, утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 29 декабря 2022 г. N 1684-ст (ИУС "Национальные стандарты", N 5, 2023).

Профиль информационной модели ПС должен соответствовать разделам 2 - 6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58651.2-2019 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Базисный профиль информационной модели" <16> и приложениям А, Б и В к указанному стандарту, а для оборудования ПС напряжением 110 кВ и выше - также разделам 2 - 6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58651.3-2020 "Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Информационная модель электроэнергетики. Профиль информационной модели линий электропередачи и электросетевого оборудования напряжением 110 - 750 кВ" <17> и приложениям А и Б к указанному стандарту.

--------------------------------

<16> Утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 12 ноября 2019 г. N 1104-ст (М., Стандартинформ, 2019), с изменением N 1, утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 29 декабря 2022 г. N 1685-ст (ИУС "Национальные стандарты", N 5, 2023).

<17> Утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 24 ноября 2020 г. N 1145-ст (М., Стандартинформ, 2020), с изменением N 1, утвержденным и введенным в действие приказом Росстандарта от 29 декабря 2022 г. N 1686-ст (ИУС "Национальные стандарты", N 5, 2023).

Информационная модель ПС, указанная в первом абзаце настоящего пункта, должна быть сопряжена с информационной моделью ПС как объекта капитального строительства, сформированной в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

23. При проектировании ПС должны быть определены планируемый вид организации ремонта оборудования ПС и способ организации технического обслуживания устройств РЗА, состав и количество ремонтно-эксплуатационного персонала, места размещения ремонтно-эксплуатационных баз с перечнем и объемом необходимых автомобильного транспорта и специальной техники, приборов и оборудования для выполнения регламентных работ на ПС в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики", утвержденными приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. N 1013 <15>.

--------------------------------

<15> Зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2018 г., регистрационный N 50503, с изменениями, внесенными приказами Минэнерго России от 13 июля 2020 г. N 555 (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2020 г., регистрационный N 60538) и от 19 декабря 2023 г. N 1180 (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2024 г., регистрационный N 77984).

24. При проектировании ПС должны быть определены:

форма организации круглосуточного оперативного обслуживания ПС с соблюдением требований пункта 39 Правил технологического функционирования электроэнергетических систем;

центры управления электрическими сетями сетевой организации либо структурное подразделение иного хозяйствующего субъекта, владеющего на праве собственности или ином законном основании ПС, осуществляющие оперативно-технологическое управление отходящими от ПС линиями электропередачи (далее - ЛЭП), оборудованием и устройствами ПС (далее - ЦУС);

технические решения по модернизации оборудования и автоматизированных систем технологического управления (далее - АСТУ) ЦУС для выполнения требований к организации и осуществлению оперативно-технологического управления, предусмотренных главой VIII Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 г. N 1070 <18> (далее - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей);

--------------------------------

<18> Зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2022 г., регистрационный N 71384.

диспетчерский центр (центры) системного оператора (далее - ДЦ), в диспетчерском управлении (ведении) которого будут находиться оборудование и устройства ПС и (или) отходящие от ПС ЛЭП, - по согласованию с системным оператором (в случае, если оборудование или устройства проектируемой ПС или отходящие от нее ЛЭП относятся (будут относиться) к объектам диспетчеризации);

требования по организации дистанционного управления коммутационными аппаратами (далее - КА), заземляющими разъединителями, технологическим режимом работы оборудования, устройствами (функциями) РЗА с автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) оперативного персонала ПС, ЦУС и диспетчерского персонала ДЦ.

25. При проектировании ПС в отношении оборудования ПС, планируемого к установке (замене, модернизации) и соответствующего критериям, указанным в пункте 12 Правил предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 декабря 2022 г. N 1340 <17> (далее - Правила предоставления информации), должны быть определены проектные технические параметры и характеристики такого оборудования в объеме, предусмотренном приложением N 3 к Правилам предоставления информации.

--------------------------------

<17> Зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2023 г., регистрационный N 72599.

26. При разработке проектной документации на реконструкцию ПС размещение новых РУ вне существующей площадки ПС должно иметь технико-экономическое обоснование.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта и пунктах 28, 55, 60, 67, 78, 83, 113, 129, 139, 169, 184 Методических указаний технико-экономическое обоснование должно выполняться с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 и 11 Методических указаний по проектированию развития энергосистем.