4.2. Цели и вопросы финансового аудита инноваций

Цели и вопросы финансового аудита инноваций могут быть направлены на:

проверку соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в части предоставления и использования средств государственной поддержки инновационной деятельности;

проверку целевого использования объектами аудита средств государственной поддержки инновационной деятельности;

проверку, анализ и оценку бюджетной и иной отчетности на предмет соответствия ее состава, форм, порядка составления и представления требованиям законодательства Российской Федерации, а также достоверности содержащейся в ней информации, отражающей экономическую суть событий (фактов) инновационной деятельности;

Вопросы, подлежащие проверке в рамках финансового аудита инноваций, зависят от функций и полномочий объекта аудита, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, а также от деятельности объекта аудита, связанной с целевым использованием средств государственной поддержки инновационной деятельности.

При проведении финансового аудита инноваций в отношении главного распорядителя бюджетных средств, через которого предоставлены средства на государственную поддержку инноваций, рекомендуется проверить:

соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих предоставление средств на государственную поддержку инновационной деятельности;

выполнение полномочий получателя средств бюджета в рамках государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе соблюдение условий и порядка предоставления бюджетных инвестиций и субсидий на развитие инновационной деятельности, предусмотренных требованиями к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190, и общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1782.

При проведении финансового аудита инноваций в отношении кредитных организаций необходимо обратить внимание на предоставляемые ими кредитные продукты по льготной ставке в рамках государственной поддержки инновационной деятельности, например:

кредита по льготной ставке высокотехнологичным, инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках специальной программы субсидирования в соответствии с федеральным проектом "Взлет - от стартапа до IPO" (по линии АО "МСП Банк");

кредита по льготной ставке на реализацию проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (по линии ВЭБ.РФ);

кредита по льготной ставке на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств (по линии Фонда развития промышленности).

Ниже приведены примеры формулировок целей и вопросов финансового аудита инноваций.

ПРИМЕРЫ

1. Проверить соблюдение бюджетного законодательства, а также нормативных правовых актов, регулирующих предоставление и использование средств, например, на:

финансовое обеспечение затрат на реализацию проектов планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы и на обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы;

финансовое обеспечение затрат на организацию и проведение технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы;

государственную поддержку обеспечение инфраструктурными центров компетенций или финансовое центрами, программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы.

2. Проверить целевое использование объектом аудита бюджетных средств, полученных на государственную поддержку инновационной деятельности, например, проверить:

целевое использование Фондом инфраструктурных и образовательных программ субсидии на развитие наноиндустрии с помощью инфраструктурных и образовательных программ;

целевое использование Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий субсидии на возмещение части затрат физическим лицам, осуществившим инвестиции на ранних стадиях в юридические лица, получившие статус участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково", определяемой исходя из объема уплаченного налога на доходы физических лиц и не превышающей 50 процентов таких инвестиций.

3. Оценить достоверность бухгалтерской и иной отчетности объекта аудита, в том числе проверить:

соответствие отчетности объекта аудита составу, формам, порядку составления и представления, установленными нормативными правовыми актами и договорами (соглашениями) о предоставлении бюджетных средств;

достоверность содержащейся в бухгалтерской отчетности объекта аудита информации по уплате дивидендов в бюджет Российской Федерации;

достоверность содержащейся в бухгалтерской отчетности объекта аудита информации по вложениям средств государственной поддержки инновационной деятельности в инвестиционные фонды, дочерние, "портфельные", проектные компании;

достоверность содержащейся в бухгалтерской отчетности объекта аудита информации по поступлениям от вложений средств в инвестиционные фонды и дочерние компании за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности;

достоверность содержащейся в бухгалтерской и финансовой отчетности информации об уплате управляющей компании объекта аудита вознаграждения за управление инвестиционными активами.

Отдельные подходы финансового аудита инноваций могут применяться при аудите эффективности инноваций в случае, если оценивается взаимосвязь выявленных нарушений, недостатков, проблем (в том числе в части несоответствия требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов, иных документов) с достижением результатов и (или) использованием ресурсов.