Глава 2. Условия обмена ЭС при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России

Глава 2. Условия обмена ЭС при переводе денежных средств

в рамках платежной системы Банка России

2.1. Стороны осуществляют обмен ЭС при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России в соответствии с правилами платежной системы Банка России и графиком функционирования платежной системы Банка России <4>.

--------------------------------

<4> Для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, с учетом установленного времени выполнения отдельных процедур.

2.2. Информация о регламенте функционирования платежной системы Банка России размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru/PSystem/payment_system/.

2.3. Информация об отдельном графике функционирования платежной системы Банка России в выходные, нерабочие праздничные дни, нерабочие дни в соответствии с законодательством Российской Федерации размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru/news/, вкладка "Пресс-релизы".

2.4. Информация об объявлении на территории отдельных субъектов Российской Федерации нерабочих (праздничных) дней или перенесенных выходных дней в случае совпадения выходных и нерабочих (праздничных) дней на территории данных субъектов Российской Федерации размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru/PSystem/payment_system/.

2.5. Условия участия в обмене ЭС Клиента.

2.5.1. Клиент для участия в обмене ЭС выполняет следующие действия.

2.5.1.1. Для обеспечения функционирования автоматизированного рабочего места обмена ЭС с платежной системой Банка России (далее - АРМ обмена):

получает программное обеспечение (далее - ПО) для АРМ обмена, средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), эксплуатационную документацию в соответствии с Условиями передачи ПО;

самостоятельно комплектует АРМ обмена аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами в соответствии с эксплуатационной документацией с учетом рекомендаций, передаваемых Клиенту (получаемых Клиентом) в соответствии с Условиями передачи ПО.

2.5.1.2. Направляет в произвольной форме в подразделение Банка, обслуживающее Счет <5>, контактные данные работников, уполномоченных взаимодействовать с Банком по вопросам подготовки к участию в обмене ЭС, одним из указанных ниже способов, доступных Клиенту:

--------------------------------

<5> Подразделение Банка, обслуживающее Счет, в соответствии с договором банковского (корреспондентского) счета (субсчета), заключенным между Клиентом и Банком (далее - подразделение Банка, обслуживающее Счет).

с использованием личного кабинета <6>;

--------------------------------

<6> Абзац второй подпункта 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора не применяется для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России.

через МЭДО;

письмом по электронной почте на адрес, указанный в Сведениях для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору), с досылкой письма с использованием личного кабинета, через МЭДО или на бумажном носителе, подписанного руководителем Клиента (лицом, его замещающим) или иным уполномоченным на это лицом и заверенного печатью (при наличии) (если Клиент не имеет технической возможности направить сообщение указанными выше способами);

письмом на бумажном носителе, подписанным руководителем Клиента (лицом, его замещающим) или иным уполномоченным на это лицом и заверенным печатью (при наличии) (если Клиент не имеет технической возможности направить сообщение указанными выше способами).

2.5.1.3. Назначает ответственных лиц в случаях, предусмотренных Условиями по защите информации, и направляет в Банк уведомление о их назначении согласно Условиям по защите информации.

2.5.1.4. Выполняет требования к защите информации и информирует Банк об их выполнении в соответствии с Условиями по защите информации.

2.5.1.5. Проводит тестовые испытания в соответствии со Сценарием проверок взаимодействия участников обмена с платежной системой Банка России во взаимодействии со стендом совмещенного тестирования платежной системы Банка России, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru/development/mcirabis/Involve_EM/ (далее - тестовые испытания) <7>.

--------------------------------

<7> Подпункт 2.5.1.5 пункта 2.5 Договора не применяется для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России.

2.5.1.6. По окончании тестовых испытаний, предусмотренных подпунктом 2.5.1.5 пункта 2.5 Договора, проводит с Банком обмен ЭС путем направления запроса-зонда, предусмотренного Альбомом ЭС. <8>

--------------------------------

<8> Подпункт 2.5.1.6 пункта 2.5 Договора, слова "и направлении запроса-зонда" в подпункте 2.5.1.7 пункта 2.5 Договора, слова "и направлении запроса-зонда" в подпункте 2.5.2.2 пункта 2.5 Договора применяются для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, при наличии технической возможности, при этом запрос-зонд направляется не позднее операционного дня, предшествующего операционному дню начала обмена ЭС.

2.5.1.7. Представляет в Банк в произвольной форме письмо, содержащее информацию об успешном завершении тестовых испытаний и направлении запроса-зонда <8>, предусмотренных подпунктами 2.5.1.5 и 2.5.1.6 пункта 2.5 Договора, а также дату начала обмена ЭС, одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.5.2. Банк для участия Клиента в обмене ЭС выполняет следующие действия.

2.5.2.1. Обеспечивает со стороны Банка возможность выполнения Клиентом мероприятий, предусмотренных подпунктом 2.5.1 пункта 2.5 Договора.

2.5.2.2. При условии успешного завершения тестовых испытаний и направлении запроса-зонда <8> в соответствии с подпунктами 2.5.1.5 и 2.5.1.6 пункта 2.5 Договора после получения информации, предусмотренной подпунктом 2.5.1.7 пункта 2.5 Договора, регистрирует Клиента в качестве участника обмена и доводит до Клиента в произвольной форме информацию об уникальном идентификаторе составителя ЭС одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.5.2.3. Направляет Клиенту Сведения для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору) одним из указанных ниже способов, доступных Клиенту:

с использованием личного кабинета <9>;

--------------------------------

<9> Абзац второй подпункта 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора не применяется для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России.

через МЭДО;

письмом по электронной почте с досылкой письма с использованием личного кабинета, через МЭДО или на бумажном носителе, подписанного уполномоченным Банком лицом и заверенного печатью, не позднее рабочего дня, следующего за днем его направления по электронной почте (если Клиент не имеет технической возможности принять сообщение указанными выше способами);

письмом на бумажном носителе, подписанным уполномоченным Банком лицом и заверенным печатью (если Клиент не имеет технической возможности принять сообщение указанными выше способами).

2.5.2.4. Информирует Клиента о дате начала обмена ЭС в произвольной форме одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.6. Стороны при обмене ЭС используют актуальную нормативно-справочную информацию.

2.7. Клиент направляет обращение о продлении времени окончания стандартного периода регулярного сеанса платежной системы Банка России и (или) времени окончания периода урегулирования регулярного сеанса платежной системы Банка России для завершения перевода денежных средств в течение продленного времени на основании распоряжений, поступивших в Банк России (далее - обращение о продлении), в электронном виде путем направления обращения о продлении по электронной почте <10> на адрес, указанный в Сведениях для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору), с досылкой одним из способов, указанных в абзацах втором, третьем или пятом подпункта 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, в подразделение Банка, обслуживающее Счет, обращения о продлении, подписанного руководителем Клиента (лицом, его замещающим), не позднее следующего рабочего дня после дня его направления по электронной почте.

--------------------------------

<10> При невозможности направления обращения о продлении способом, указанным в абзаце первом пункта 2.7 Договора, указанное обращение направляется любым другим доступным способом, обеспечивающим передачу необходимой информации.

Обращение о продлении направляется Клиентом в Банк не позднее чем за тридцать минут до времени, которое необходимо продлить <11>.

--------------------------------

<11> Для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, обращение о продлении направляется Клиентом в подразделение Банка, обслуживающее Счет, не позднее чем за один час до времени, которое необходимо продлить.

2.8. Банк отказывает Клиенту в продлении времени окончания стандартного периода регулярного сеанса платежной системы Банка России и (или) времени окончания периода урегулирования регулярного сеанса платежной системы Банка России в случае несоблюдения Клиентом условий, изложенных в пункте 2.7 Договора.

2.9. Банк направляет Клиенту не позднее двух часов после окончания времени приема к исполнению распоряжений в электронном виде, установленного графиком функционирования платежной системы Банка России, информацию о задержке направления уведомлений, извещений и подтверждений, касающихся процедур определения платежной клиринговой позиции и исполнения распоряжений, одним из указанных ниже способов, доступных Клиенту:

путем направления ЭС;

путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru/development/mcirabis/nreg/.

2.10. Прием и возврат Банком Клиенту отчуждаемых машинных носителей информации (далее - ОМНИ), содержащих распоряжения, уведомления и извещения в электронном виде, осуществляются через подразделение Банка, указанное в Сведениях для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору), от уполномоченных (уполномоченным) на это Клиентом лиц (лицам).

2.11. Банк передает Клиенту в составе Сведений для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору) информацию:

о времени начала и окончания приема ЭС на ОМНИ;

о времени начала и окончания возврата ОМНИ, содержащих ЭС, по итогам выполнения процедур приема к исполнению и исполнения распоряжений;

о видах ОМНИ, которые могут использоваться Клиентом для обмена ЭС;

о подразделении Банка, осуществляющем прием и возврат ОМНИ.

2.12. В случае запланированного Клиентом перехода на обмен ЭС с использованием ОМНИ по причине невозможности обмена ЭС по каналам связи:

Клиент уведомляет Банк путем направления заявления о переходе на обмен ЭС с использованием ОМНИ (с указанием причины, даты начала и длительности обмена ЭС с использованием ОМНИ) не позднее рабочего дня, предшествующего дню начала обмена ЭС на ОМНИ, в произвольной форме одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту;

Банк уведомляет Клиента о переходе на обмен ЭС с использованием ОМНИ не позднее окончания регулярного сеанса платежной системы Банка России рабочего дня, предшествующего рабочему дню начала обмена ЭС с Клиентом с использованием ОМНИ (с указанием даты начала и длительности использования ОМНИ по причине невозможности обмена ЭС по каналам связи), одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.13. В случае если Клиенту требуется осуществить незапланированный переход на обмен ЭС с использованием ОМНИ по причине невозможности обмена ЭС по каналам связи:

Клиент уведомляет Банк путем направления заявления в произвольной форме (с указанием причины, даты и времени начала обмена ЭС с использованием ОМНИ) на электронный адрес, указанный в Сведениях для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору), с досылкой письма на бумажном носителе, подписанного руководителем Клиента (лицом, его замещающим) или уполномоченным на это лицом и заверенного печатью (при наличии), не позднее рабочего дня, следующего за днем его направления по электронной почте;

Банк уведомляет Клиента одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту, о переходе на обмен ЭС с использованием ОМНИ не позднее окончания регулярного сеанса платежной системы Банка России текущего рабочего дня.

2.14. Переход с обмена ЭС с использованием ОМНИ на обмен ЭС по каналам связи осуществляется Клиентом не позднее рабочего дня, следующего за днем возобновления возможности Клиента осуществлять обмен ЭС по каналам связи.

2.15. Банк не осуществляет с Клиентом обмен ЭС с использованием ОМНИ и отказывает Клиенту в приеме от него ЭС на ОМНИ при наличии возможности обмена ЭС по каналам связи, а также при выявлении Банком на ОМНИ вредоносного кода.

2.16. Участие Клиента в обмене ЭС ограничивается Банком в случаях, определенных правилами платежной системы Банка России.

2.17. Участие Клиента в обмене ЭС приостанавливается Банком в случаях, определенных правилами платежной системы Банка России.

2.18. В случае приостановления участия Клиента в обмене ЭС с Клиентом в соответствии с правилами платежной системы Банка России приостанавливается обмен всеми ЭС, в том числе ЭС по кассовым операциям <12>.

--------------------------------

<12> Слова "в том числе ЭС по кассовым операциям" включаются в Договор с Клиентом, применяющим обмен ЭС при осуществлении кассовых операций.

2.19. Банк уведомляет Клиента об ограничении, приостановлении и возобновлении участия в обмене ЭС не позднее дня введения ограничения, приостановления и возобновления участия в обмене ЭС одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.20. Банк уведомляет Клиента о приостановлении и возобновлении участия в обмене ЭС в случае несоблюдения Клиентом требований к защите информации в соответствии с Условиями по защите информации.

2.21. Клиент направляет в Банк обращение о приостановлении (ограничении) обмена ЭС с указанием причины и предполагаемого срока приостановления (ограничения) участия в обмене ЭС, а также обращение о возобновлении участия в обмене ЭС, за исключением периода времени начиная с окончания завершающего сеанса операционного дня платежной системы Банка России, предшествующего выходному или нерабочему праздничному дню, до начала предварительного сеанса операционного дня платежной системы Банка России, следующего за выходным или нерабочим праздничным днем, и за исключением случаев несоблюдения Клиентом требований к защите информации, на электронный адрес, указанный в Сведениях для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору), с представлением в подразделение Банка, обслуживающее Счет, обращения о приостановлении (ограничении, возобновлении) участия в обмене ЭС не позднее следующего рабочего дня после дня его направления по электронной почте способом, указанным в абзацах втором, третьем или пятом подпункта 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора.

2.22. Клиент направляет в Банк обращение о приостановлении (ограничении) обмена ЭС с указанием причины и срока приостановления (ограничения) участия в обмене ЭС, а также обращение о возобновлении обмена ЭС в течение периода времени начиная с окончания завершающего сеанса операционного дня платежной системы Банка России, предшествующего выходному или нерабочему праздничному дню, до начала предварительного сеанса операционного дня платежной системы Банка России, следующего за выходным или нерабочим праздничным днем, за исключением случаев несоблюдения Клиентом требований к защите информации, путем направления обращения в единую службу поддержки пользователей (ЕСПП) на адрес электронной почты helpdeskmci@cbr.ru с представлением в подразделение Банка, обслуживающее Счет, обращения о приостановлении (ограничении, возобновлении) обмена ЭС не позднее следующего рабочего дня после дня его направления по электронной почте способом, указанным в абзацах втором, третьем или пятом подпункта 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора <13>.

--------------------------------

<13> Пункт 2.22 Договора не применяется для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России.

2.23. В случае несоблюдения Клиентом требований к защите информации при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России Клиент направляет обращение о приостановлении обмена ЭС с указанием причины и срока приостановления участия в обмене ЭС, а также обращение о возобновлении обмена ЭС после приостановления участия в обмене ЭС в соответствии с Условиями по защите информации.

2.24. Клиент осуществляет выверку исполненных распоряжений и извещений об исполнении распоряжений (извещений об операциях зачисления и списания денежных средств) в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем предоставления Банком возможности получения Клиентом распоряжений и извещений об исполнении распоряжений (извещений об операциях зачисления и списания денежных средств) в электронном виде, и в случае отрицательных результатов выверки не позднее рабочего дня, следующего за днем выверки, направляет в подразделение Банка, обслуживающее Счет, письмо об отрицательных результатах выверки одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.25. Банк устанавливает причины расхождения исполненных распоряжений и извещений об исполнении распоряжений (извещений об операциях зачисления и списания денежных средств) в электронном виде при поступлении от Клиента письма об отрицательных результатах выверки и извещает Клиента о дальнейших действиях Клиента и Банка одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.26. Банк считает успешной выверку исполненных распоряжений и извещений об исполнении распоряжений (извещений об операциях зачисления и списания денежных средств) в электронном виде при непоступлении от Клиента письма об отрицательных результатах выверки в течение трех рабочих дней со дня предоставления Банком возможности получения Клиентом распоряжений и извещений об исполнении распоряжений (извещений об операциях зачисления и списания денежных средств) в электронном виде.

2.27. При необходимости Клиент представляет в Банк обращение о направлении ему в электронном виде извещений об операциях зачисления и списания денежных средств при отсутствии операций по Счету:

по итогам операционного дня;

по итогам внутридневных консолидированных и (или) завершающего консолидированного рейсов <14>;

--------------------------------

<14> Абзац третий пункта 2.27 Договора не применяется для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России.

по запросу Клиента.

Клиент представляет в Банк обращение о направлении ему в электронном виде извещений об операциях зачисления и списания денежных средств при отсутствии операций по Счету одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

При неполучении Банком от Клиента обращения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, извещение об операциях зачисления и списания денежных средств при отсутствии операций по Счету Клиенту не предоставляется.

2.28. Клиент получает от Банка извещения об операциях зачисления и списания денежных средств в электронном виде, а также исполненные распоряжения:

по счетам, отличным от Счета Клиента, указанного в пункте 1.3 Договора, если получение таких извещений Клиентом предусмотрено нормативными актами Банка России и (или) иными договорами, заключенными Клиентом с Банком;

по Счету Клиента, указанному в пункте 1.3 Договора, с ограниченным режимом функционирования.

2.29. Клиент представляет в подразделение Банка, обслуживающее Счет, подписанное руководителем Клиента (лицом, его замещающим) или уполномоченным на это лицом и заверенное печатью (при наличии) заявление с указанием БИК и номера счета (номеров счетов), по которому (по которым) ему необходимо получение извещений об операциях зачисления и списания денежных средств, а также исполненных распоряжений, наименование подразделения Клиента, по операциям которого предоставляются извещения об операциях зачисления и списания денежных средств, наименование подразделения Банка, где располагается подразделение Клиента, в произвольной форме одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

В заявлении указываются номер, дата договора, в соответствии с которым предоставляются извещения об операциях зачисления и списания денежных средств Клиента (подразделения Клиента), или номер, дата и наименование нормативного акта Банка России, в соответствии с которым предоставляются извещения об операциях зачисления и списания денежных средств Клиента (подразделения Клиента).

Банк информирует в письменном виде Клиента о дате начала направления извещений об операциях зачисления и списания денежных средств в электронном виде, а также исполненных распоряжений одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.30. Для направления Банком Клиенту в электронном виде извещений об операциях зачисления и списания денежных средств на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации (ее филиала) с ограниченным режимом функционирования, а также исполненных распоряжений Клиент представляет в Банк обращение с указанием следующего:

БИК и номера корреспондентского счета (субсчета) с ограниченным режимом функционирования, по которому необходимо получение Клиентом извещений, распоряжений;

наименования кредитной организации (филиала) и наименования подразделения Банка по месту нахождения кредитной организации (филиала);

информации о дате начала и дате окончания срока сохранения счета с ограниченным режимом функционирования и его закрытия.

К обращению прилагаются:

копия обращения (заявления) о временном сохранении корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (ее филиала) в Банке с ограниченным режимом функционирования;

копия письма подразделения Банка с согласием предоставить кредитной организации возможность сохранения счета с ограниченным режимом функционирования.

Клиент направляет обращение одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

Банк информирует Клиента о дате начала направления в электронном виде извещений об операциях зачисления и списания денежных средств по счету (субсчету) с ограниченным режимом функционирования, а также исполненных распоряжений в произвольной форме одним из способов, указанных в пункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.31. Стороны фиксируют время приема (отказа в приеме) ЭС.

2.32. Банк информирует Клиента о приостановлении участия в обмене ЭС (оказания операционных услуг) в течение тридцати минут после выявления инцидента и после возобновления участия в обмене ЭС (оказания операционных услуг) путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.cbr.ru/development/mcirabis/ <15>.

--------------------------------

<15> Абзац первый пункта 2.32 Договора не применяется для счетов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России.

2.33. Банк фиксирует и хранит в течение пяти лет информацию, касающуюся обмена ЭС, полученную при обращении Клиента в соответствии с Договором, в том числе по телефону, электронной почте, факсу, с указанием даты, времени, фамилии, имени, отчества (при наличии) лица, получившего информацию.

2.34. Клиент запрашивает (при необходимости) у Банка копии ЭС, которые хранятся Банком, путем направления обращения об их предоставлении в произвольной форме одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.35. Банк запрашивает (при необходимости) у Клиента копии ЭС, которые хранятся Клиентом, путем направления обращения об их предоставлении в произвольной форме одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.36. Клиент уведомляет Банк о выявлении фактов несоблюдения требований к защите информации в соответствии с Условиями по защите информации.

2.37. Клиент предоставляет в Банк контактную информацию для связи по вопросам обмена ЭС и сведения о ее изменении не позднее дня изменения в произвольной форме одним из способов, указанных в подпункте 2.5.1.2 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.

2.38. Клиент несет ответственность за содержание реквизитов любого поступившего в Банк ЭС, по которому Банком выполнен контроль целостности и подлинности с положительным результатом.

2.39. Банк несет ответственность за содержание реквизитов любого ЭС, проверка подлинности которого дала положительный результат, за исключением исполненных Банком ЭС клиентов Банка России - отправителей, направленных Клиенту-получателю, проверка подлинности которых дала положительный результат. В этом случае Банк несет ответственность за неизменность реквизитов ЭС, указанных клиентами Банка России - отправителями.

2.40. Клиент обращается в Банк по вопросам обмена ЭС на электронный адрес, указанный в Сведениях для взаимодействия с Клиентом при обмене ЭС (приложение 2 к Договору). При обращении Клиента Банк разъясняет вопросы обмена ЭС путем направления ответа одним из способов, указанных в подпункте 2.5.2.3 пункта 2.5 Договора, доступных Клиенту.