Приложение 4

к Условиям по защите информации

при обмене электронными сообщениями

при переводе денежных средств

в рамках платежной системы

Банка России

УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ И РАЗНОГЛАСИЙ ПРИ ОБМЕНЕ ЭС

1. Для урегулирования разногласий при обмене ЭС, установления фактических обстоятельств, послуживших основанием для их возникновения, а также для проверки подлинности и контроля целостности ЭС Банком России совместно с Клиентом создается согласительная комиссия (далее - комиссия).

2. При возникновении разногласий в связи с обменом ЭС заявляющая разногласие Сторона (Клиент либо Банк) (далее - Сторона-инициатор) направляет другой Стороне (Клиенту либо Банку) претензию, подписанную уполномоченным должностным лицом, с изложением причин разногласий и предложением создать комиссию.

В претензии указываются:

полное наименование Стороны-инициатора;

тип и описание претензии;

фамилии, инициалы и занимаемые должности представителей Стороны-инициатора, которые будут участвовать в работе комиссии;

место, время и дату сбора комиссии (не позднее семи рабочих дней со дня отправления претензии).

До подачи претензии Сторона-инициатор обязана убедиться в целостности своего программного обеспечения, неизменности используемой ключевой информации, а также отсутствии нарушения целостности информационной инфраструктуры и несанкционированных действий со стороны персонала, обслуживающего АРМ обмена.

3. В состав комиссии включается равное количество представителей каждой Стороны, но не более пяти человек, включая представителей службы безопасности и юридической службы (при их наличии).

Члены комиссии от каждой Стороны назначаются приказом либо иным распорядительным актом соответствующей Стороны.

В случае необходимости привлечения независимых специалистов, не представляющих какую-либо из Сторон и имеющих официально подтвержденную квалификацию, данные специалисты включаются в состав комиссии по письменному соглашению Сторон сверх квоты представителей Сторон, определяемой в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Порядок оплаты работы независимых специалистов в комиссии определяется по соглашению Сторон.

4. Комиссия создается на срок до 10 рабочих дней. В случае необходимости срок работы комиссии по согласованию Сторон может быть продлен до 30 рабочих дней.

5. Стороны обязуются оказывать содействие в работе комиссии и не допускать отказа от представления необходимых документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Стороны обязуются предоставить комиссии возможность ознакомления с условиями и порядком работы своих программных и аппаратных средств, используемых для обмена ЭС (АРМ обмена).

7. Клиент обязуется предоставлять членам комиссии доступ в помещение, где размещается АРМ обмена, для проведения проверок соблюдения Клиентом настоящих Условий.

8. Работа комиссии проходит в два этапа.

8.1. Первый этап - подготовительный.

8.1.1. Комиссия устанавливает ПО СКЗИ, предоставленное Банком России, на средстве вычислительной техники с системным ПО, удовлетворяющим требованиям эксплуатационной документации на СКЗИ. Установленное ПО СКЗИ принимается для работы Комиссии.

8.1.2. По запросу Комиссии ей передаются: необходимые сертификаты ключей Банка России и сертификат Клиента с соответствующими регистрационными карточками, справочник сертификатов ключей с АРМ обмена Клиента, актуальный на момент обработки оспариваемого ЭС, и другие материалы.

Комиссия сравнивает сертификаты ключа Банка России и Клиента с соответствующими регистрационными карточками. При положительном результате сравнения сертификаты ключей используются в работе комиссии.

8.2. Второй этап - проверка и анализ спорных ЭС.

8.2.1. Комиссией рассматриваются разногласия следующих типов:

Сторона-отправитель утверждает, что не направляла ЭС, а Сторона-получатель утверждает, что ЭС было получено;

Сторона-получатель утверждает, что не получала ЭС, а Сторона-отправитель утверждает, что ЭС было направлено.

8.2.2. Разрешение разногласий первого типа осуществляется в следующем порядке.

Сторона-получатель представляет ЭС, оспариваемое Стороной-отправителем.

Комиссия осуществляет проверку электронной подписи Стороны-отправителя с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.

На основе положительного результата проверки электронной подписи в ЭС комиссия подтверждает факт направления Стороной-отправителем ЭС Стороне-получателю.

Если Сторона-отправитель настаивает на том, что данное ЭС она не отправляла, комиссия может дополнительно сделать вывод о возможной компрометации ключа электронной подписи Стороны-отправителя.

На основе отрицательного результата проверки электронной подписи Стороны-отправителя по оспариваемому ЭС комиссия подтверждает факт, что Сторона-отправитель не направляла ЭС Стороне-получателю.

8.2.3. Разрешение разногласий второго типа осуществляется в следующем порядке.

Сторона-отправитель представляет ЭС, полученное от Стороны-получателя, о результатах проверки электронной подписи в ЭС Стороны-отправителя (независимо от того, с каким результатом (положительным или отрицательным) завершена проверка), что свидетельствует о получении ЭС Стороной-получателем.

Комиссия осуществляет проверку электронной подписи в ЭС, предоставленном Стороной-отправителем, с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.

На основе положительного результата проверки электронной подписи в ЭС, представленном Стороной-отправителем, комиссия подтверждает факт того, что Сторона-получатель получила ЭС.

На основе отрицательного результата проверки электронной подписи в ЭС, представленном Стороной-отправителем, или в случае непредставления ЭС Стороной-отправителем комиссия подтверждает факт того, что Сторона-получатель не получала ЭС.

Комиссия не принимает к рассмотрению претензии по ЭС, для которых Альбомом ЭС не предусмотрено получение подтверждения о получении ЭС от Стороны-получателя, снабженного электронной подписью Стороны-получателя.

9. По итогам работы комиссии составляется акт, содержащий:

описание фактических обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии;

описание работ, проведенных членами комиссии;

вывод по результатам работы комиссии по оспариваемому ЭС, в том числе о причинах возникновения инцидента, и его обоснование;

рекомендации по предотвращению возникновения инцидентов;

решение об удовлетворении об удовлетворении претензии заявителя (в полном объеме или частично) либо об отказе в удовлетворении претензии заявителя, принятое по результатам рассмотрения претензии.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии. Члены комиссии, не согласные с мнением большинства, вправе изложить особое мнение в произвольной форме, которое прикладывается к акту.

10. Если в течение двух рабочих дней на предложение Стороны-инициатора о создании комиссии ответ другой Стороны не был получен или был получен отказ от участия в работе комиссии, или другая Сторона препятствовала работе комиссии, Сторона-инициатор вправе составить акт в одностороннем порядке с указанием причины его составления. В акте приводится информация, указанная в пункте 9 настоящего приложения. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается уполномоченными должностными лицами Стороны-инициатора. Один экземпляр акта направляется другой Стороне.