Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 4 июля 2024 г. N 912

ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОИСКА И СПАСАНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОРГАНОВ И СЛУЖБ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО

ПОИСКА И СПАСАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ЭТИХ

ОРГАНОВ И СЛУЖБ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИЕЙ ПО КОСМИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море (далее - поиск и спасание), взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".

2. Для целей настоящих Правил используются следующие понятия:

"наземная поисково-спасательная команда" - команда, состоящая из специально обученного персонала и оснащенная оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ), включая беспилотные воздушные суда;

"поисково-спасательная операция (работа)" - комплекс мероприятий, направленных на организацию и проведение работ с целью поиска и спасания;

"поисково-спасательное воздушное судно" - воздушное судно (пилотируемое или беспилотное), оснащенное специальным оборудованием, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ);

"спасательная парашютно-десантная группа" - группа, состоящая из авиационных спасателей и оснащенная снаряжением, предназначенным для проведения поисково-спасательных операций (работ);

"силы и средства" - воздушные суда с экипажами и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их десантирования к месту бедствия (парашютными системами, спасательными контейнерами, парашютными платформами), беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы с внешними пилотами, наземные поисково-спасательные команды, аварийно-спасательные команды аэропортов.

3. Настоящие Правила являются обязательными для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы.

4. Поиск и спасание включают в себя:

а) аварийное оповещение органов и служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, осуществляемое соответствующими органами обслуживания воздушного движения, морскими спасательно-координационными центрами, морскими спасательными подцентрами;

б) оповещение органов и служб единой системы о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого (возвращаемого) аппарата, спуске при аварии ракеты космического назначения, обеспечиваемое Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос";

в) организацию и руководство проведением поисково-спасательной операции (работы), осуществляемые Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальными органами);

г) управление силами и средствами, осуществляемое в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.

5. Для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, привлекаемых к осуществлению поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, силы и средства которых привлекаются к проведению поисково-спасательных операций (работ) (далее - авиационные предприятия, организации государственной и экспериментальной авиации), организуется поисково-спасательное обеспечение.

6. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

а) дежурство сил и средств, оперативных органов единой системы;

б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

в) оснащение воздушных судов средствами спасения и жизнеобеспечения экипажей воздушных судов.

7. При организации и осуществлении поиска и спасания космонавтов поисково-спасательное обеспечение осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации.

8. Федеральное агентство воздушного транспорта при организации и проведении поиска и спасания обеспечивает взаимодействие органов и служб единой системы с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос". Взаимодействие органов и служб единой системы с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" осуществляется путем обмена:

а) информацией о дежурных силах и средствах;

б) информацией о полученных сигналах аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море;

в) информацией о спуске с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого (возвращаемого) аппарата, спуске при аварии ракеты космического назначения;

г) информацией о принятом решении о начале проведения поисково-спасательной операции (работы);

д) информацией о порядке организации управления силами и средствами и организации связи;

е) информацией о необходимости выделения дополнительных сил и средств;

ж) информацией о ходе проведения поисково-спасательной операции (работы) и ее результатах.

9. Обмен информацией, указанной в пункте 8 настоящих Правил, осуществляется по общим или специально выделенным каналам связи и с использованием информационных систем.

10. Поиск и спасание организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

11. Организация поиска и спасания в зоне авиационно-космического поиска и спасания, взаимодействие органов и служб единой системы, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" осуществляются с учетом требований инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания, утверждаемой Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом).

12. В зоне авиационно-космического поиска и спасания могут быть установлены районы поиска и спасания в границах, определенных инструкцией по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания.

13. Поисково-спасательные операции (работы) осуществляются несущими дежурство экипажами поисково-спасательных воздушных судов, спасательными парашютно-десантными группами и наземными поисково-спасательными командами находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта организаций, привлекаемых к осуществлению поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

14. Для приема информации о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, используются радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

Информация о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, передается в авиационный координационный центр поиска и спасания в порядке, установленном Федеральным агентством воздушного транспорта.

15. Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, определяются Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами производства полетов государственной авиации, утвержденными Министерством обороны Российской Федерации, и Федеральными авиационными правилами подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

16. Решение о подъеме дежурных сил и средств принимается должностными лицами и органами, указанными в пункте 9 Правил привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. N 301 "Об утверждении Правил привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", после сбора, обработки и анализа информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, метеорологических условиях и прогнозе погоды в районе поиска и спасания.

17. При проверке готовности дежурных сил и средств их вылет (выход) должен быть письменно согласован руководителем соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта не позднее чем за 24 часа до вылета (выхода) дежурных сил и средств.

18. Во всех случаях подъем дежурных сил и средств производится с немедленным уведомлением региональным координационным центром поиска и спасания командования соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны посредством телефонной связи.

19. Решение о начале поисково-спасательной операции (работы) принимается Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом) в случае, если:

а) получен сигнал бедствия с борта воздушного судна;

б) получен доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

в) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, от очевидцев бедствия;

г) получено сообщение о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море, от правоохранительных органов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;

д) воздушное судно не прибыло в пункт назначения в течение 10 минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует в течение более 5 минут (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);

е) экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в расчетное время, а радиосвязь с ним потеряна;

ж) радиосвязь с экипажем воздушного судна потеряна и одновременно пропала отметка воздушного судна на экране аппаратуры отображения радиолокационной информации или потеряна радиосвязь более чем на 5 минут, если радиолокационный контроль не осуществлялся (за исключением полета воздушного судна, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);

з) осуществляются спуск с орбиты искусственного спутника Земли спускаемого (возвращаемого) аппарата, спуск при аварии ракеты космического назначения.

20. Поисково-спасательная операция (работа) считается начатой с даты и времени вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с даты и времени окончания эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с даты и времени установления факта гибели экипажа и пассажиров воздушного судна, с даты и времени доставки спускаемого (возвращаемого) аппарата и его экипажа на аэродром.

Поисково-спасательная операция (работа) для поиска и спасания людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, считается начатой с даты и времени вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с даты и времени принятия решения о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением сил и средств.

Решение о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением сил и средств принимается Федеральным агентством воздушного транспорта (его территориальным органом) в случае, если все принятые для поиска людей меры не дали результатов.

21. Руководителем поисково-спасательных операций (работ) в зоне авиационно-космического поиска и спасания является руководитель территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта, а в случаях проведения контртеррористических операций и ведения военных действий на территории соответствующего военного округа - командующий соответствующим объединением военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

22. Руководитель поисково-спасательных операций (работ) осуществляет оперативное руководство силами и средствами, привлекаемыми для проведения поисково-спасательных операций (работ).

23. Управление силами и средствами при проведении поисково-спасательных операций (работ) осуществляется через авиационные координационные центры поиска и спасания и органы обслуживания воздушного движения по общим или специально выделенным каналам связи, а при необходимости - через воздушное судно-ретранслятор.

24. При проведении поисково-спасательных операций (работ) в двух и более зонах авиационно-космического поиска и спасания взаимодействие сил и средств организует Главный авиационный координационный центр поиска и спасания.