3.3. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации

3.3. Подготовка и оформление проектов

законодательных актов Российской Федерации

3.3.1. Министерство осуществляет разработку проектов федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации и соответствующих поручений, а также по собственной инициативе.

Законопроект, вносимый в Правительство Российской Федерации, должен быть подписан Министром или лицом, исполняющим его обязанности, руководителями (их заместителями) федеральных органов исполнительной власти, к сфере деятельности которых относятся вопросы, содержащиеся в указанных законопроектах, и иметь заключения Министерства юстиции Российской Федерации.

К законопроектам, которые вносятся в Правительство Российской Федерации, прилагаются следующие материалы:

проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи законопроекта;

финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);

перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;

перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным проектом федерального закона;

заключения, предусмотренные пунктами 60 и 61 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент Правительства Российской Федерации);

заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

3.3.2. Законопроекты, подготавливаемые для внесения на представление в Правительство Российской Федерации, печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 шрифтом "Times New Roman" с размером шрифта N 15, как правило, через два межстрочных интервала (24 пт) (пт - пункт - единица измерения, используемая в текстовом редакторе WinWord для определения величины интервала).

Верхнее поле документа устанавливается границами бланка. Левое поле - 2,75 см, правое - 2,25 см и нижнее - не менее 2 см. При оформлении законопроекта на двух и более страницах верхнее поле второй и последующих страниц составляет не менее 2,5 см.

3.3.3. На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка: "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается в две строки через один межстрочный интервал (12 пт) и выравнивается по левой границе.

На расстоянии двух межстрочных интервалов (24 пт) от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

3.3.4. Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от слова "Проект" межстрочным интервалом 42 пт, печатается прописными буквами размером шрифта N 22 и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 38 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Заголовок печатается с прописной буквы и отвечает на вопрос "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса. Точка в конце заголовка не ставится.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие законы необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы - дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации │

│ об административных правонарушениях в связи с принятием Земельного │

│ кодекса Российской Федерации │

│ │

│ или │

│ │

│ О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 │

│ Гражданского кодекса Российской Федерации в части │

│ платежей в бюджет и во внебюджетные фонды │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Текст законопроекта отделяется от заголовка тремя-четырьмя межстрочными интервалами (36 - 48 пт) и печатается через два межстрочных интервала (24 пт) размером шрифта N 15.

Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи.

Заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Номера проставляются римскими цифрами.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ РАЗДЕЛ I │

│ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа (1,25 см от левой границы текста). Наименование подраздела печатается полужирным шрифтом.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ Подраздел I. Общие положения об обязательствах │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок главы печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ Глава 5. Права, обязанности и ответственность │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Параграф обозначается знаком "§", имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок. Заголовок параграфа пишется с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ § 1. Хозяйственные товарищества и общества │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Статьи имеют единую сквозную нумерацию. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ Статья 33. Сертификация │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

В исключительных случаях статья может не иметь заголовка. При его отсутствии слово "статья" и номер выделяют полужирным шрифтом.

В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Подпись отделяется от текста тремя межстрочными интервалами (36 пт) и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через один межстрочный интервал (12 пт). Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.

Образец оформления законопроекта приводится в Приложении N 13 к настоящей Инструкции.

3.3.5. Требования к оформлению пояснительной записки к законопроекту (проектам актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации).

Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом "Times New Roman" с размером шрифта N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 через полтора межстрочных интервала (18 пт) и имеет следующие реквизиты.

Наименование вида документа печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на два межстрочных интервала (24 пт), выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита двумя межстрочными интервалами (24 пт), печатается строчными буквами через один интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Например: │

│ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА │

│ │

│ к проекту федерального закона "О внесении изменений │

│ в статью 1 Закона Российской Федерации │

│ "О подоходном налоге с физических лиц" │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Текст отделяется от заголовка двумя-тремя межстрочными интервалами (24 - 36 пт) и печатается размером шрифта N 14 через полтора межстрочных интервала (18 пт) с абзацного отступа - на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий его принятия.

Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа пояснительной записки в нижней ее части.