3.5.11. Гидротехнические сооружения

К ГТС относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах и др.

Разрушение (прорыв) ГТС (гидродинамические аварии) происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (применением современных средств поражения по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам, диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются:

повреждение и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;

поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах до 100 км/ч);

катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0,5 до 10 м и более.

Мониторинг ГТС осуществляют в целях обеспечения их безопасной эксплуатации, безопасности населения и территорий, прилегающих к нижним и верхним бьефам плотин.

Мониторинг состояния ГТС включает:

регулярные взаимоувязанные контрольные наблюдения за состоянием ГТС, их оснований, береговых сопряжений в нижнем и верхнем бьефах;

сбор, накопление и хранение данных наблюдений;

создание и ведение базы данных наблюдений;

сопоставление измеренных значений диагностических показателей состояния ГТС с их критериальными значениями;

оперативную оценку состояния ГТС, их оснований и береговых сопряжений; информирование органов, заинтересованных в безаварийном состоянии ГТС, вплоть до федерального уровня.

Основными характеристиками, отражающими необходимые исходные данные о водоподпорных ГТС, являются:

наименование реки (гидроузла и ГТС);

местоположение (административно-территориальное положение, географические координаты);

размеры ГТС (высота, длина по напорному фронту, ширина по гребню и по основанию);

минимальная отметка высоты основания по Балтийской системе высот в метрах;

материал тела и породы основания ГТС;

класс ГТС;

генеральный проектировщик ГТС;

год ввода в эксплуатацию; собственник ГТС.

Прогнозирование развития, масштабов возможных последствий гидродинамических аварий на водоподпорных ГТС включает:

прогнозирование степени разрушения ГТС;

прогнозирование параметров волны прорыва, образующейся при разрушении ГТС;

прогнозирование состояния русла и поймы в возможной зоне затопления после аварии;

сбор, хранение и обработку исходных данных для уточнения прогноза вследствие изменения условий жизнедеятельности в нижнем бьефе;

прогнозирование последствий аварий для населения и территории в зоне возможного затопления.