II. Организация взаимодействия субъектов прогнозирования ЧС в МЧС России
Порядок действий территориальных и функциональных подсистем РСЧС по прогнозированию ЧС на различных уровнях управления и режимах деятельности определяется:
действующим законодательством Российской Федерации;
директивными и нормативными актами Правительства Российской Федерации;
директивами, приказами, указаниями, методическими разработками МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;
нормативными правовыми актами и инструкциями органов местного самоуправления, КЧС и ПБ, объектовых служб по предупреждению и ликвидации ЧС.
Основными задачами деятельности органов управления территориальной и функциональной подсистем РСЧС по мониторингу и прогнозированию ЧС являются:
организация и осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС природного, техногенного и другого характера;
выработка оперативного (ежедневного), среднесрочного, краткосрочного, сезонного и долгосрочного прогнозов возникновения ЧС и доведения их до заинтересованных органов управления;
выработка на основе данных прогнозов рекомендаций по управлению рисками ЧС, их предупреждению и ликвидации;
оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС.
В целях обеспечения функционирования органов управления РСЧС и гражданской обороны, управления их силами и средствами, а также организации своевременного информирования и оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС, в том числе в местах массового пребывания людей, создано Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России (далее - ГУ НЦУКС МЧС России), которое является органом повседневного управления РСЧС.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом МЧС России от 14 декабря 2020 г. N 950, Главное управление НЦУКС МЧС России в области мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляет следующие основные виды деятельности:
сбор, обработку и доведение информации в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
обеспечение в соответствии с международными договорами Российской Федерации обмена оперативной информацией с чрезвычайными службами иностранных государств, а также кризисными и координационными центрами профильных международных организаций в целях своевременной оценки масштабов ЧС на территории Российской Федерации и за рубежом;
своевременное оповещение и информирование населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Российской Федерации;
обеспечение работы средств видеоконференцсвязи и оповещения в ходе предупреждения и ликвидации ЧС;
организация взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС;
обеспечение эксплуатации системы космического мониторинга ЧС, осуществление приема, обработки и распространения информации, полученной с КА ДЗЗ (космических аппаратов дистанционного зондирования Земли), в рамках информационного обеспечения органов управления РСЧС и гражданской обороны;
предоставление информационных ресурсов, технологических, технических и других средств информационных систем для обеспечения функционирования Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО);
выполнение справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работы по совершенствованию методов ведения и актуализации соответствующих автоматизированных баз данных, способов предоставления информации из них, внедрению инновационных технологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям при пожарах, в области гражданской обороны, в условиях ЧС и террористических акций.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом МЧС России от 11.01.2022 г. N 3, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в области мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляет следующие основные виды деятельности:
мониторинг природных и техногенных источников ЧС и их последствий; прогнозирование возникновения ЧС;
создание специализированных геоинформационных систем, ведение банка данных ЧС;
обеспечение оперативными, среднесрочными, краткосрочными и долгосрочными прогнозами ЧС федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, центральный аппарат и территориальные органы МЧС России;
методическое руководство и координация деятельности СМП ЧС с целью повышения эффективности ее работы в части, касающейся выполнения справочно-аналитической, информационной, методической и исследовательской работ по совершенствованию методов и механизмов прогнозирования ЧС;
информационное и экспертно-аналитическое обеспечение ГУ НЦУКС МЧС России.
В субъектах Российской Федерации деятельность по мониторингу и прогнозированию ЧС организуют и осуществляют территориальные подразделения (отделения и отделы) главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации (учреждения).
Органы исполнительной власти в целях мониторинга и прогнозирования ЧС организуют:
формирование комплексной системы мониторинга и прогнозирования ЧС и обеспечение ее функционирования, в том числе в рамках КСБЖ (комплексная система безопасности жизнедеятельности);
подготовку и представление в МЧС России научно-аналитической и прогностической информации для краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов в качестве исходных данных для прогнозирования возникновения и развития ЧС;
взаимодействие с органами местного самоуправления и организациями (учреждениями) по вопросам организации и осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС;
сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование информационных ресурсов о прогнозируемых и возникших ЧС и их масштабах на соответствующих территориях.
Основными задачами территориальных подразделений мониторинга и прогнозирования ЧС являются:
сбор, анализ и представление в МЧС России (ГУ НЦУКС МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), другим органам управления и организациям) информации о потенциальных источниках ЧС и рисках возникновения ЧС на территории субъекта и федерального округа;
прогнозирование возможного риска возникновения ЧС на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций;
разработка сценариев развития ЧС;
организация информационного обмена и координация деятельности с субъектовыми подразделениями мониторинга и прогнозирования ЧС;
создание, поддержание и развитие банка данных о ЧС, геоинформационных систем и других информационных продуктов;
информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС.
Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) в области мониторинга и прогнозирования ЧС организуют:
мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование ЧС природного, техногенного и другого характера;
координацию деятельности по организации и осуществлению мониторинга и прогнозирования ЧС в органах местного самоуправления и в организациях (учреждениях);
согласование методических и нормативно-технических документов органов местного самоуправления и организаций по вопросам осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС;
обеспечение с участием органов местного самоуправления совместимости информационных систем и баз данных о состоянии защиты населения и территорий от ЧС, а также создание условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере;
заключение соглашений (регламентов) по обмену информацией, касающейся мониторинга и прогнозирования ЧС.
Деятельность в области мониторинга и прогнозирования ЧС в ГУ МЧС России организует управление гражданской обороны и защиты населения.
ЦУКС ГУ МЧС России является органом повседневного управления ГУ МЧС России и осуществляет следующие виды деятельности в области мониторинга и прогнозирования ЧС:
организация мониторинга обстановки в районах возможных ЧС и местах массового пребывания населения;
осуществление сбора и обработки информации о ЧС, представляемой территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ и организациями;
разработка моделей возникновения и развития ЧС;
доведение прогнозной обстановки до соответствующих органов управления территориальной подсистемы РСЧС;
работу с информационно-справочной системой субъекта РФ;
выполнение справочно-аналитической, информационной, методической исследовательской работы по совершенствованию способов предоставления информации, внедрению инновационных технологий информирования в области гражданской обороны и защиты от ЧС;
обеспечение информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения.
В органах местного самоуправления координацию деятельности в области мониторинга и прогнозирования обеспечивают единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а в организациях - дежурно-диспетчерские службы организаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей