Утвержден

приказом ФАДН России

от 05.04.2024 N 55

ПОРЯДОК

ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО ДЕЛАМ

НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ РЕШЕНИЙ

О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Платежи в бюджет, не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджет), признаются Федеральным агентством по делам национальностей и его территориальными органами (далее - администраторы доходов бюджета) безнадежными к взысканию в следующих случаях <1>:

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1) смерть физического лица - плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

3) признание банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной после завершения расчетов с кредиторами в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ;

4) ликвидации организации - плательщика платежей в бюджет - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) применение актов об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятие судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

6) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:

размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

7) исключение юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц и наличие ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ, - в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" недействительным задолженность по платежам в бюджет, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном (бухгалтерском) учете.

2. Наряду со случаями, предусмотренными пунктом 1 настоящего Порядка, неуплаченные административные штрафы признаются безнадежными к взысканию, если судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), вынесено постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Наличие оснований для принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет подтверждается следующими документами <3>:

--------------------------------

<3> Пункт 3 общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 (далее - общие требования к порядку принятия решений).

1) выпиской из отчетности администратора доходов бюджета об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в бюджеты;

2) справкой администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджет;

3) документами, подтверждающими случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, в том числе:

а) документом, свидетельствующим о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или подтверждающим факт объявления его умершим;

б) судебным актом о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджет деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);

в) судебным актом о завершении конкурсного производства или реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет;

г) документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджет;

д) документом, содержащим сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа;

е) актом об амнистии или о помиловании в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебным актом, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

ж) постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ;

з) судебным актом о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращением производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

и) постановлением о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

В случае прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 4 статьи 31.7 Кодекса дополнительно прикладывается справка об истечении установленного статьей 31.9 Кодекса срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Рассмотрение вопроса о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет осуществляется Комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной администраторами доходов бюджета на постоянной основе (далее - Комиссия).

5. Состав Комиссии утверждается актом администратора доходов бюджета. Число членов Комиссии должно быть не менее четырех человек. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, члены Комиссии, секретарь Комиссии.

6. Работа Комиссии осуществляется на заседаниях, которые проводятся в очной форме, по мере необходимости, но не реже одного раза в год, при наличии одного из оснований, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Порядка, и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

Заседание Комиссии проводит председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии.

Член Комиссии вправе высказывать особое мнение по рассматриваемым Комиссией вопросам.

Секретарь Комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности Комиссии и обеспечивает ведение протокола заседания Комиссии, в случае принятия Комиссией решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет осуществляет подготовку акта, предусмотренного пунктом 11 настоящего Порядка.

В отсутствие секретаря Комиссии по поручению председателя Комиссии его обязанности исполняет один из членов Комиссии.

7. Заседание Комиссии проводится в течение тридцати календарных дней со дня поступления в Комиссию документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее половины членов Комиссии.

8. Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Комиссии. При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим.

Член Комиссии обязан уведомить председателя Комиссии перед голосованием в рамках заседания Комиссии в случае наличия конфликта интересов.

Принятие решения членами Комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

9. По результатам рассмотрения вопроса о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Комиссия принимает одно из следующих решений:

признать безнадежной к взысканию задолженность по платежам в бюджет - при наличии одного из оснований, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Порядка, и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, подтверждающих наличие такого основания;

отказать в признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет - при отсутствии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Порядка, и (или) документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, подтверждающих наличие таких оснований.

Решение Комиссии об отказе в признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет не препятствует повторному рассмотрению Комиссией вопроса о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.

10. В течение 5 рабочих дней после даты заседания Комиссии составляется протокол заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, секретарем Комиссии и присутствовавшими на заседании членами Комиссии.

11. Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты оформляется актом о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет (далее - акт), содержащим следующую информацию <4>:

--------------------------------

<4> Пункт 5 общих требований к порядку принятия решений.

1) полное наименование организации (фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица);

2) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика организации (идентификационный номер налогоплательщика физического лица (при наличии);

3) сведения о платеже, по которому возникла задолженность;

4) код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается задолженность по платежам в бюджет, его наименование;

5) сумма задолженности по платежам в бюджет;

6) сумма задолженности по пеням и штрафам по соответствующим платежам в бюджет;

7) дата принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;

8) подписи членов Комиссии.

12. Акт не позднее 10 рабочих дней с даты проведения заседания Комиссии подписывается членами Комиссии простой электронной подписью и усиленной квалифицированной электронной подписью председателя Комиссии и утверждается руководителем администратора доходов бюджета согласно пунктам 19 и 23 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 15 апреля 2021 г. N 61н (зарегистрирован Минюстом России 28 июня 2021 г., регистрационный N 63995), с изменениями, внесенными приказами Минфина России от 30 сентября 2021 г. N 142н (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2021 г., регистрационный N 66214), от 28 июня 2022 г. N 100 (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 2022 г., регистрационный N 69510), от 7 ноября 2022 г. N 157н (зарегистрирован Минюстом России 13 декабря 2022 г., регистрационный N 71477) и от 30 октября 2023 г. N 174н (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2023 г., регистрационный N 76491).