Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2024 N АКПИ24-256 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 4.6.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2024 г. N АКПИ24-256

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 4.6.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170,

установил:

постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее также - Госстрой России) от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее также - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 15 октября 2003 г., регистрационный номер 5176, опубликован в "Российской газете" 23 октября 2003 г., N 214 (дополнительный выпуск).

В соответствии с пунктом 4.6.3.1 Правил в холодном чердаке разница температуры наружного воздуха и воздуха чердачного помещения должна составлять 2 - 4 град. C. Для этого требуется: достаточный слой утеплителя чердачного перекрытия; наличие по периметру чердачного помещения дополнительного слоя теплоизоляции или скоса из теплоизоляционного материала под углом 45 град., шириной 0,75 - 1 м; вентиляция чердачного пространства за счет устройства коньковых и карнизных продухов; утепление всех трубопроводов инженерных коммуникаций на расчетную наружную температуру; утепление и герметичность вентиляционных коробов и шахт; вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака (абзацы первый - восьмой); двери с лестничных площадок на чердак должны быть утеплены, с двух сторон обшиты кровельной сталью, иметь предел огнестойкости 0,6 часа и закрыты на замок, ключи от которого должны храниться в квартире верхнего этажа и в организации по содержанию жилищного фонда, о чем должна быть соответствующая надпись на двери (абзац девятый).

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании абзаца девятого пункта 4.6.3.1 Правил не действующим в части указания на хранение ключей от замков, запирающих чердаки, у жильцов многоквартирного дома, ссылаясь на его несоответствие частям 3 - 5 статьи 30, пунктам 1, 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), части 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), пункту 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению административного истца, у собственников жилых помещений отсутствует обязанность обеспечения доступа кого-либо к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, к которому относится крыша, соответственно, обязанность по хранению ключей от замков, запирающих проход к нему, также отсутствует.

В обоснование заявленного требования административный истец указал, что управление многоквартирным домом, собственником квартиры в котором он является, осуществляется управляющей организацией, отобранной органом местного самоуправления на основании открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 189-ФЗ без участия собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с этим полагает, что собственники жилых помещений не относятся к указанным в пункте 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ответственным лицам, обязанным в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать в числе прочего техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества.

Административный ответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Минюст России в письменном отзыве на административный иск указали, что Правила изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, оспариваемые положения не противоречат действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Административный истец С., принимавший участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи через Юргинский городской суд Кемеровской области, поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Представитель Минстроя России Л. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Минюст России письменно заявил ходатайство о рассмотрении административного дела без участия своего представителя.

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, изучив доводы заинтересованного лица, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" (утратил силу с 1 марта 2005 г. в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и подпунктом 53 пункта 7 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289.

Согласно указанному положению, действовавшему на момент принятия оспариваемого нормативного акта, Госстрой России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1), формировал межотраслевую систему нормативных документов в строительстве, обеспечивал разработку, регистрацию, утверждение, ввод в действие, пересмотр и отмену постановлениями Госстроя России в том числе правил по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда (подпункт 53 пункта 7).

Таким образом, Правила изданы уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N АКПИ12-937, от 25 октября 2013 г. N АКПИ13-873, от 2 июля 2014 г. N АКПИ 14-458, от 23 октября 2018 г. N АКПИ18-865, от 19 декабря 2019 г. N АКПИ 19-900, от 22 июня 2022 г. N АКПИ22-375, от 28 июня 2023 г. N АКПИ23-332.

На момент рассмотрения настоящего административного дела функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" переданы Минстрою России.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого положения Правил законодательству, имеющему большую юридическую силу, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 данного кодекса.

Частью 4 статьи 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из частей 3, 4 статьи 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Перечень общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, установлен в части 1 статьи 36 ЖК РФ, из пункта 1 которой следует, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

На основании части 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, кроме прочего, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено), доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пункты 1 - 4).

Аналогичные нормы содержатся и в подпунктах "а" - "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Указание в абзаце девятом пункта 4.6.3.1 Правил квартиры верхнего этажа в качестве места хранения одного комплекта ключей от запорных устройств на дверях с лестничных площадок на чердак направлено на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания многоквартирного дома, а также сохранности общего имущества, что согласуется с положениями статей 36, 161 ЖК РФ, пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

Вопреки доводам административного истца, оспариваемое положение, исходя из того, что Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления, но не собственниками помещений в многоквартирном доме, не предполагает возложения на конкретных лиц, являющихся владельцами квартир верхнего этажа, без их согласия обязанности по хранению ключей от замков на дверях с лестничных площадок на чердак.

Применительно к этому положения абзаца девятого пункта 4.6.3.1 Правил допускают хранение ключей в квартире верхнего этажа, а управляющая организация должна обеспечить возможность такого хранения при наличии заинтересованности в этом владельцев соответствующего жилого помещения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает и не ограничивает прав административного истца в упоминаемых им аспектах.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С. о признании частично недействующим абзаца девятого пункта 4.6.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ