Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

РОСТЕХНАДЗОРА ПО ВОПРОСУ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ НАЗНАЧЕННОГО

СРОКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Эксплуатирующая организация в соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" несет всю полноту ответственность за безопасность объекта использования атомной энергии (далее - ОИАЭ). В случае достижения ОИАЭ назначенного (или 30-летнего) срока эксплуатации (далее - НСЭ), в целях реализации мероприятий, направленных на поддержание безопасности при эксплуатации ОИАЭ сверх НСЭ, эксплуатирующим организациям предлагается до вступления в силу новых нормативных правовых актов и (или) руководств по безопасности принять во внимание следующее.

1. В случае если мероприятия по продлению НСЭ ОИАЭ инициированы до вступления в силу приказа Ростехнадзора от 06.05.2024 N 147, продление НСЭ ОИАЭ рекомендуется проводить в соответствии с порядком, действовавшим на момент инициации мероприятий.

2. В случае инициации мероприятий по продлению НСЭ ОИАЭ после вступления в силу приказа Ростехнадзора от 06.05.2024 N 147, эксплуатирующим организациям рекомендуется действовать в соответствии с утвержденным органом управления использованием атомной энергии документом, описывающим процедуру продления НСЭ ОИАЭ (например, порядок продления назначенных сроков эксплуатации радионуклидных источников ионизирующих излучений метрологического назначения, утвержденный Госстандартом России 28.12.2001; методические указания "ПНСС - ЗРИИИ-04", утвержденные начальником войск РХБ защиты ВС РФ от 27.12.2004).

3. В случае отсутствия утвержденного органом управления использованием атомной энергии документа, описывающего процедуру продления НСЭ ОИАЭ, эксплуатирующей организации целесообразно разработать и утвердить собственный порядок продления НСЭ ОИАЭ, в соответствии с которым перед эксплуатацией ОИАЭ сверх НСЭ:

1) проводится комплексное обследование ОИАЭ, позволяющее определить фактическое состояние ОИАЭ, остаточный ресурс элементов ОИАЭ, выявить возможные дефициты безопасности и оценить возможность продолжения эксплуатации ОИАЭ сверх НСЭ;

2) организовывается независимая экспертная оценка результатов проведенного комплексного обследования (проведение экспертной оценки допускается только организациями, имеющими лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности);

3) на основании результатов независимой экспертной оценки утверждается решение о возможности (невозможности) эксплуатации ОИАЭ сверх НСЭ;

4) в случае утверждения решения о возможности эксплуатации ОИАЭ сверх НСЭ осуществляются технические и организационные меры по частичному или полному исключению и (или) ограничению влияния на безопасность дефицитов безопасности, выявленных в рамках комплексного обследования ОИАЭ.

4. В случае продления НСЭ ОИАЭ, отнесенных на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 610-р к ОИАЭ, в отношении которых введен режим постоянного государственного надзора, эксплуатирующим организациям рекомендуется предусмотреть возможность согласования реализуемых действий, перечисленных в пункте 3 настоящих разъяснений, с органом управления использованием атомной энергии.

5. В случае продления НСЭ ОИАЭ в виде закрытого радионуклидного источника (далее - ЗРИ) или в которых содержатся только ЗРИ, эксплуатирующим организациям в рамках проведения комплексного обследования ОИАЭ, указанного в пункте 3 настоящих разъяснений, рекомендуется проанализировать фактические условия эксплуатации ОИАЭ (в том числе помещений, в которых осуществляется их хранение), провести внешний осмотр ОИАЭ и косвенный контроль герметичности ОИАЭ, а также оценить технические характеристики ОИАЭ на соответствие паспорту.

6. По результатам проведенных процедур продления НСЭ ОИАЭ эксплуатирующим организациям рекомендуется направлять копии принятых решений в адрес Управлений Центрального аппарата Ростехнадзора и (или) его межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (по принадлежности).