Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Приложение

к постановлению

Главного государственного

санитарного врача

Российской Федерации

от 20.03.2024 N 2

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА СП 2.1.3678-20

"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПОРТА,

А ТАКЖЕ УСЛОВИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОДАЖУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

ИЛИ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ", УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24.12.2020 N 44

1. В пункте 2.1 слова "с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных" заменить словами "на базе испытательной лаборатории (центра), принадлежащей хозяйствующему субъекту или иной лаборатории (центра), аккредитованной".

2. Абзац второй пункта 2.2 дополнить словами ", либо в подземные водонепроницаемые сооружения с дальнейшим вывозом на очистные сооружения.".

3. Пункт 2.4 дополнить абзацем следующего содержания:

"Помещения медицинских организаций в зависимости от предельного значения содержания общего количества микроорганизмов в 1 м3 подразделяются на классы чистоты помещений (далее - класс чистоты).".

4. Предложение второе пункта 2.9 изложить в следующей редакции:

"Не допускается заполнять контейнеры отходами сверх их краев.".

5. Пункт 2.10 изложить в следующей редакции:

"2.10. Контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов должна быть с твердым покрытием.".

6. В пункте 2.11:

а) в предложении первом абзаца первого слова "и видов работ" заменить словами ", класса чистоты (для медицинских организаций), а также вида убираемого объекта (пол, стены)";

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих (для медицинских организаций) средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.".

7. Подпункт 4.1.8 пункта 4.1 дополнить абзацем следующего содержания:

"При наличии изоляции и автономных систем вентиляции указанные подразделения стационарных медицинских организаций могут размещаться в одном здании с другими отделениями, за исключением противотуберкулезных подразделений.".

8. В подпункте 4.1.9 пункта 4.1:

а) в абзаце первом слово "(вход)" исключить;

б) абзац второй признать утратившим силу.

9. В подпункте 4.1.11 пункта 4.1:

а) в предложении первом слово "собственной" исключить;

б) в предложении втором слова "и навес" исключить.

10. Подпункт 4.2.2 пункта 4.2 изложить в следующей редакции:

"4.2.2. Палатные отделения, отделения лучевой диагностики и терапии, лаборатории, производственные, складские, хозяйственные, подсобные и административно-бытовые помещения столовой (далее - пищеблок), централизованное стерилизационное отделение, аптечная организация, прачечная не должны быть проходными.".

11. Подпункт 4.2.5 пункта 4.2:

а) изложить в следующей редакции:

"4.2.5. В медицинских организациях, в которых проводятся парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского инструмента, должны быть централизованные стерилизационные отделения, площадь и состав которых определяется в соответствии с настоящими правилами и санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных болезней <1(1)>.";

б) дополнить сноской 1(1) следующего содержания:

"<1(1)> Санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2021, регистрационный N 62500), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.02.2022 N 5 (зарегистрировано Минюстом России 01.03.2022, регистрационный N 67587), от 25.05.2022 N 16 (зарегистрировано Минюстом России 21.06.2022, регистрационный N 68934) (далее - СанПиН 3.3686-21). В соответствии с пунктом 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 СанПиН 3.3686-21 действует до 01.09.2027.".

12. Предложение второе подпункта 4.3.3 пункта 4.3 дополнить словами "в помещениях классов чистоты А и Б, за исключением люков (технических, смотровых, ревизионных) для обслуживания инженерных коммуникаций и оборудования.".

13. В подпункте 4.4.4 пункта 4.4 слово "возбудителя" заменить словом "микроорганизмов".

14. В подпункте 4.4.6 пункта 4.4 слова "с бесконтактным управлением" заменить словами "с бесконтактным или некистевым управлением, в том числе локтевым, педальным,", слова "в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах" заменить словами "санитарные пропускники, шлюзы-боксы, полубоксы".

15. Подпункт 4.5.5 пункта 4.5 изложить в следующей редакции:

"4.5.5. Воздух помещений медицинских организаций должен соответствовать классу чистоты на основании температуры и кратности воздухообмена в соответствии с приложением N 3 к правилам.".

16. Сноску 2 к подпункту 4.5.14 пункта 4.5 изложить в следующей редакции:

"<2> СанПиН 3.3686-21.".

17. В подпункте 4.6.2 пункта 4.6:

а) в абзаце первом слово "размещаются" заменить словами "допускается размещать";

б) в подпункте "в" после слова "столовые," дополнить словами "в том числе для пациентов,", слова "центральных стерилизационных" заменить словами "централизованных стерилизационных";

в) подпункт "г" изложить в следующей редакции:

"г) кабинеты и помещения восстановительного лечения (залы лечебной физкультуры, тренажерные залы, лечебные бассейны, помещения водолечения, кабинеты остеопатии, массажные кабинеты, кабинеты мануальной терапии), процедурные функциональной и ультразвуковой диагностики, физиотерапевтические кабинеты и процедурные, кабинеты безыгольной рефлексотерапии, помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2, кабинеты консультативного приема врачей при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением, кабинеты гирудотерапии, сауны, помещения подготовки парафина, озокерита, обработки прокладок, фотарии, кабинеты бальнеологических процедур, регенерации грязи, лечения сном, кабинеты электросветолечения, процедурные лучевой терапии, лучевой (в том числе рентгеновской), радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики, комнаты управления при них и другие помещения кабинетов, представляющие с ними единый функциональный процесс, блоки радионуклидного обеспечения, помещения зуботехнических лабораторий, кабинеты медицинской оптики, помещения медицинской организации общей площадью не более 100 м2 в торгово-развлекательных комплексах;";

г) дополнить подпунктом "д" следующего содержания:

"д) кабинеты предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров, медицинских пунктов (здравпунктов) предприятий организаций, для которых медицинская деятельность не является основной.".

д) дополнить абзацем следующего содержания:

"Без естественного освещения допускается размещение операционных, предоперационных, стерилизационных и моечных без постоянных рабочих мест, секционных, предсекционных, монтажных диализных аппаратов и аппаратов искусственного кровообращения, процедурных эндоскопии, помещений приема, регистрации и выдачи анализов, боксов для лабораторных исследований без постоянных рабочих мест, процедурных функциональной диагностики.".

18. Подпункт 4.10.1 пункта 4.10 дополнить словами ", или при их отсутствии - в индивидуальные палаты со шлюзом и санузлом.".

19. В абзаце втором подпункта 4.10.2 пункта 4.10 слова "помещения (изоляторы)" заменить словами "или при их отсутствии - в индивидуальные палаты со шлюзом и санузлом.".

20. Подпункт 4.17.2 пункта 4.17 признать утратившим силу.

21. Сноску 3 к подпункту 4.21.1 пункта 4.21 изложить в следующей редакции:

"<3> СанПиН 3.3686-21.".

22. Пункт 4.24 признать утратившим силу.

23. Сноску 4 к подпункту 4.25.8 пункта 4.25 изложить в следующей редакции:

"<4> Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62297), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.06.2021 N 16 (зарегистрировано Минюстом России 07.07.2021, регистрационный N 64146), от 14.12.2021 N 37 (зарегистрировано Минюстом России 30.12.2021, регистрационный N 66692), от 14.02.2022 N 6 (зарегистрировано Минюстом России 17.02.2022, регистрационный N 67331). В соответствии с пунктом 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 данный акт действует до 01.03.2027.".

24. Подпункт 4.26.5 пункта 4.26 изложить в следующей редакции:

"4.26.5. Высота потолка в стоматологических кабинетах должна быть не менее 2,4 метра.".

25. Дополнить пунктом 4.28 следующего содержания:

"4.28. Производственный контроль в медицинской организации с проведением лабораторных исследований и измерений осуществляется лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, на базе испытательной лаборатории (центра), принадлежащей хозяйствующему субъекту, или иной лаборатории (центра), аккредитованной в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.".

26. В подпункте 6.2.2 пункта 6.2 слова "в приложении N 5" заменить словами "в приложении N 4".

27. Абзац второй подпункта 6.2.9 пункта 6.2 изложить в следующей редакции:

"Для обеспечения водообмена и удаления загрязненного верхнего слоя воды в конструкции ванн должны быть предусмотрены технические переливные устройства (переливные желоба или скиммеры). Запрещается применение скиммеров в бассейнах для плавания для вновь строящихся и проектируемых бассейнов. На обходной дорожке необходимо установить грязевые лотки или грязевые трапы.".

28. Абзац первый подпункта 6.2.10 пункта 6.2:

а) изложить в следующей редакции:

"6.2.10. Очистка и обеззараживание воды в бассейнах рециркуляционного типа осуществляется методами, включающими фильтрацию с коагуляцией и вводом обеззараживающего агента, обеспечивающего качество воды в ванне бассейна в соответствии с нормативами <5>.";

б) дополнить сноской 5 следующего содержания:

"<5> Глава III санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62296), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.12.2022 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 09.03.2023, регистрационный N 72558). В соответствии с пунктом 3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 данный акт действует до 01.03.2027.".

29. В подпункте 6.2.20 пункта 6.2 слова "связанного хлора - не более 0,2 мг/л" заменить словами "связанного хлора - не более 2,0 мг/л".

30. В подпункте 6.2.25 пункта 6.2 слова "присутствие озона не допускается" заменить словами "концентрация озона - не более 0,1 мг/м3".

31. Подпункт 6.2.29 пункта 6.2 изложить в следующей редакции:

"6.2.29. В случае если проведенные мероприятия, указанные в подпункте 6.2.28 пункта 6.2 правил, не привели качество воды в бассейне в соответствие с основными микробиологическими и (или) паразитологическими показателями, должна проводиться полная смена воды в ванне бассейна с проведением механической, химической очистки и дезинфекционной обработки вне зависимости от вида бассейна и систем водообмена.".

32. Подпункт 6.2.31 пункта 6.2 дополнить абзацем следующего содержания:

"В процессе эксплуатации плавательного бассейна осуществляется лабораторный контроль в соответствии с программой производственного контроля на базе испытательной лаборатории (центра), принадлежащей хозяйствующему субъекту, или иной лаборатории (центра), аккредитованной в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации".

33. В подпункте 6.2.32 пункта 6.2:

а) подпункт "в" изложить в следующей редакции:

"в) основные микробиологические показатели (обобщенные колиформные бактерии, Escherichia coli, колифаги и золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) - 1 раз в месяц;";

б) дополнить подпунктом "е" следующего содержания:

"е) легионелла (Legionella pneumophila) - в бассейнах с барботированием (типа "джакузи") при температуре воды в бассейне более 28 °C - 2 раза в год. Для остальных бассейнов лабораторный контроль на определение легионеллы проводится в случае выявления несоответствия качества воды по основным микробиологическим показателям (обобщенные колиформные бактерии, Escherichia coli и колифаги).".

34. В подпункте 6.3.2 пункта 6.3 слова "по таблице N 1 приложения N 6" заменить словами "по приложению N 4 и таблице N 1 приложения N 5".

35. В подпункте 6.3.7 пункта 6.3 слова "не должно превышать 4 часов" заменить словами "не должно превышать времени, установленного в приложении N 4 к правилам.".

36. В пункте 7.20 слова "пунктом 7.21" заменить словами "пунктом 7.19".

37. В подпункте 8.2.4 пункта 8.2:

а) абзац второй дополнить предложением следующего содержания:

"Допускается оказание услуг маникюра и педикюра в общем помещении парикмахерской при условии изоляции перегородкой высотой не ниже 1,8 метра места для оказания услуг педикюра.";

б) в абзаце четвертом слова "осуществляется последовательно, с соблюдением требований" заменить словами "осуществляется с соблюдением требований";

в) абзац пятый изложить в следующей редакции:

"В педикюрных кабинетах должна быть оборудована раковина с подводкой горячей и холодной воды. Для проведения педикюра должны использоваться ванны для педикюра с одноразовыми вкладышами. Для педикюрных кабинетов, оказывающих услуги аппаратного педикюра, по технологии не предусматривающего использование воды, установка ванн для ног не требуется.".

38. Подпункт 8.2.23 пункта 8.2 изложить в следующей редакции:

"8.2.23. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос после каждого посетителя очищают от волос, обеззараживают в растворах дезинфицирующих средств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях, промывают под проточной водой.".

39. В подпункте 8.2.31 пункта 8.2 слова "необходимо сначала промыть в проточной воде, затем просушить и обработать дезинфицирующим средством" заменить словами "обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства".

40. В абзаце четвертом пункта 9.8 слова ", должны быть помещения" исключить.

41. В пункте 9.10 слова "организуются на 3 человека" заменить словами "организуются на 1 - 3 человека".

42. В пункте 9.25:

а) абзац пятый признать утратившим силу;

б) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"Помещения, организованные по типу жилых ячеек, оборудуются из расчета не менее 1 раковины, унитаза и душевой установки на 3 проживающих. В жилых помещениях, организованных по типу жилых групп, предусматривается 1 санитарный узел на 6 проживающих.".

43. Абзац первый пункта 9.48 изложить в следующей редакции:

"9.48. Гигиенический уход (умывание, чистка зубов, уход за телом и волосами) за гражданами, испытывающими затруднение при самостоятельном передвижении, осуществляется ежедневно, уход за ногтями и бритье - еженедельно.".

44. Пункт 9.51 дополнить абзацем следующего содержания:

"В организациях социального обслуживания, жилые помещения в которых организованы по типу жилых ячеек и жилых групп, допускается организация приготовления пищи получателями социальных услуг для собственных нужд.".

45. Дополнить пунктом 9.52 следующего содержания:

"9.52. В организациях, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, должны обеспечиваться ежедневные прогулки для получателей социальных услуг.

Для получателей социальных услуг, испытывающих затруднение при самостоятельном передвижении, ежедневные прогулки проводятся на основании состояния здоровья, погодных условий и индивидуальных потребностей.".

46. Приложение N 1:

а) дополнить позицией 8(1) следующего содержания:

"

8(1)

Прочие палаты на одну койку

8

";

б) дополнить позицией 25(1) следующего содержания:

"

25(1)

Прочие палаты на две койки и более

6

".

47. В приложении N 1 пункт 1.2 графы 2 "Наименование помещений" изложить в следующей редакции:

"

1.2. Палаты на две койки и более (площадь указана из расчета на одну койку)

".

48. В графе 1 приложения N 3 формулировку "Центральное стерилизационное отделение:" заменить формулировкой "Централизованное стерилизационное отделение:".

49. В наименовании таблицы 1 приложения N 5 слова "бассейнам аквапарков" заменить словом "аквапаркам".

50. Приложение N 6 изложить в следующей редакции:

"Приложение N 6

КРАТНОСТЬ

ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ)

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ВОДЫ БАССЕЙНОВ

Показатель

Частота контроля

Бассейновая вода:

Мутность

1 раз в рабочие часы

Цветность

Запах

Температура

перед началом работы и далее каждые 4 часа

Водородный показатель (pH)

перед началом работы и далее каждые 4 часа

Остаточный связанный хлор

Остаточный свободный хлор

Озон (при озонировании)

Перманганатная окисляемость

1 раз в месяц

Хлороформ

Формальдегид (при озонировании)

Азот аммонийный

Обобщенные колиформные бактерии (далее - ОКБ)

1 раз в месяц

Escherichia coli

Колифаги

Золотистый стафиллокок (Staphylococcus aureus)

Возбудители кишечных инфекций

при неудовлетворительных анализах на ОКБ и (или) Escherichia coli

Синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa)

Цисты лямблий

Яйца и личинки гельминтов

Легионелла (Legionella pneumophila)

в бассейнах с барботированием (типа "джакузи") при температуре воды в бассейне более 28 °C - 2 раза в год.

Для остальных бассейнов лабораторный контроль на определение легионеллы проводится в случае выявления несоответствия качества воды по основным микробиологическим показателям (ОКБ, Escherichia coli и колифаги)

Воздух водной зоны:

Хлороформ

при концентрации хлороформа в воде более 0,2 мг/л

Хлор

Температура

перед началом работы и далее каждые 4 часа

Влажность относительная

Скорость движения воздуха

перед открытием аквапарка и после ремонта или замены вентиляционного оборудования

Прочие показатели:

Освещенность поверхности воды

перед открытием аквапарка и после ремонта или замены осветительного, вентиляционного оборудования и иного

Уровень звука

".