6) Определение Конституционного Суда от 25.04.2024 N 1091-О

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) оспаривало конституционность абзаца второго пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, согласно которому в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии его соответствия критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Вступившими в законную силу актами арбитражных судов отказано в признании незаконным решения налогового органа о привлечении ООО к налоговой ответственности и доначислении ему недоимки по налогу, в том числе за налоговый период 2020 года. Как установили суды, ООО в 2019 году было поставлено на кадастровый учет здание, образованное из объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный на 2020 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С учетом этих обстоятельств, а также характеристик данного здания суды согласились с выводом налогового органа о том, что при расчете налоговых обязательств ООО за налоговый период 2020 года в отношении данного здания подлежит применению его кадастровая стоимость.

По мнению ООО, оспариваемое законоположение, допуская налогообложение по кадастровой стоимости объекта недвижимости, образованного в текущем налоговом периоде из объектов, включенных в предусмотренный статьей 378.2 Налогового кодекса Перечень, освобождает уполномоченные органы от обязанности включать такой объект в Перечни, утверждаемые на последующие периоды. В связи с этим ООО просило признать абзац второй пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса противоречащим статьям 19, 34, 35 и 57 Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению.

Конституционный Суд указал, что в силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу формирует на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Виды таких объектов, а также критерии отнесения к ним конкретных объектов недвижимого имущества закреплены в пунктах 1 и 3 - 5 данной статьи.

Положения статьи 378.2 Налогового кодекса устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости; они выступают основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочий по формированию Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых применяется кадастровая стоимость, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога (определения Конституционного Суда от 19.12.2019 N 3525-О, от 30.01.2020 N 8-О, от 12.07.2022 N 1717-О, от 27.12.2023 N 3573-О).

В свою очередь, абзац второй пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса действует с учетом названных позиций Конституционного Суда. При этом данное положение, являясь частью порядка исчисления налоговой базы по налогу, не регламентирует вопросы, связанные с осуществлением исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации их полномочий по выявлению объектов недвижимого имущества, которые по своим характеристикам подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости, для включения таких объектов в соответствующие Перечни.

Следовательно, по мнению Конституционного Суда, оспариваемое законоположение само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права ООО в указанном им аспекте.