Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6236; 2010, N 31, ст. 4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст. 13; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; N 48, ст. 6165; 2014, N 16, ст. 1840; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 19; N 29, ст. 4350; N 45, ст. 6208; 2016, N 1, ст. 70; N 14, ст. 1904; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; N 31, ст. 4822; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4843, 4860; N 53, ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421, 4459; N 52, ст. 7789, 7796; 2020, N 17, ст. 2719; N 31, ст. 5040; N 50, ст. 8047; 2021, N 1, ст. 19, 73; N 24, ст. 4188; 2022, N 8, ст. 1036; N 24, ст. 3934; 2023, N 32, ст. 6221; N 43, ст. 7600, 7602; N 45, ст. 7987; 2024, N 1, ст. 3; N 8, ст. 1046) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) абзац двенадцатый после слов "пунктом 11 статьи 8" дополнить словами "и пунктом 2 статьи 26";
б) абзац тринадцатый после слов "технологическими режимами работы" дополнить словами "и эксплуатационным состоянием";
в) абзац четырнадцатый после слов "технологическими режимами работы" дополнить словами "и эксплуатационным состоянием";
г) в абзаце пятьдесят третьем слова "взаимоувязанное множество" заменить словами "множество взаимоувязанных";
д) дополнить абзацами следующего содержания:
"системообразующая территориальная сетевая организация - территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации, функционирующая в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающая надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте Российской Федерации, в порядке и способами, которые указаны в настоящем Федеральном законе. На территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определение и функционирование системообразующих территориальных сетевых организаций осуществляются с учетом положений пункта 6 статьи 46.4 настоящего Федерального закона;
цифровая информационная модель объекта электроэнергетики - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, однозначно идентифицирующих и описывающих объект электроэнергетики и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними;
средства дистанционного управления - программные, программно-аппаратные и иные технические средства, обеспечивающие техническую возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удаленных автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путем передачи технологической информации и реализации команд управления.";
2) абзац шестой пункта 2 статьи 7 признать утратившим силу;
3) в пункте 1 статьи 9:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети:";
б) дополнить новыми абзацами вторым - шестым следующего содержания:
"лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах), за исключением территориальных сетевых организаций;
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании объектами электроэнергетики и (или) энергопринимающими устройствами, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к объектам электроэнергетики и (или) энергопринимающим устройствам, указанным в абзаце втором настоящего пункта и принадлежащим потребителям электрической энергии, при условии, что технологическое присоединение было произведено не позднее 31 декабря 2024 года и на указанный день в отношении этих присоединенных объектов и (или) устройств действовал и исполнялся договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах);
лицам, владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами с уровнем напряжения 110 киловольт и выше, непосредственно технологически присоединенными в установленном порядке к объектам по производству электрической энергии, непосредственно технологически присоединенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, при условии, что технологическое присоединение к таким объектам по производству электрической энергии было произведено не позднее 31 декабря 2024 года и на указанный день в отношении этих присоединенных устройств действовал и исполнялся договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (лицам, действующим в их интересах);
субъектам оптового рынка, осуществляющим куплю-продажу электрической энергии на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;
системообразующим территориальным сетевым организациям.";
4) пункт 1 статьи 11 после слов "технологическими режимами работы" дополнить словами "и эксплуатационным состоянием";
5) в статье 13:
а) абзац девятый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд и распоряжений и использования средств дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, основанная на оптимизации режимов работы Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем по критерию минимизации суммарных затрат покупателей электрической энергии;";
б) в пункте 2:
абзац первый после слов "системного оператора" дополнить словами "и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Обеспечение надежного функционирования электроэнергетической системы и экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок является приоритетом при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любых действий системного оператора является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает соблюдение требований к параметрам электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы, установленных утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, за исключением случаев, если действия системного оператора направлены на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе. В указанных случаях системный оператор исходит из приоритетности мер, направленных на предотвращение возникновения и ликвидацию аварийных ситуаций в электроэнергетической системе, перед экономической эффективностью оперативных диспетчерских команд и распоряжений системного оператора и осуществляемых им действий по дистанционному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.";
6) в статье 14:
а) в пункте 1:
абзац седьмой дополнить словами ", а также изменение технологических режимов работы и эксплуатационного состояния принадлежащих таким субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок путем непосредственного воздействия на них с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора";
абзацы четырнадцатый и пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"участие в расследовании причин аварий и инцидентов в электроэнергетике и осуществление систематизации информации об авариях и инцидентах в электроэнергетике в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
формирование, поддержание в актуальном состоянии и предоставление другим лицам для целей перспективного развития электроэнергетики перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 6.1 настоящего Федерального закона;";
дополнить новым абзацем восемнадцатым следующего содержания:
"формирование, поддержание в актуальном состоянии и раскрытие (предоставление) другим лицам цифровых информационных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса;";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и команды дистанционного управления, если их исполнение создает угрозу жизни людей, повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.";
в) в пункте 4 после слов "потребителей электрической энергии," дополнить словами "и ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора", слово "осуществляется" заменить словом "осуществляются";
7) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1. Обеспечение дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике
1. В отношении функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций), а также в отношении функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций), в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляется переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием таких объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и проектная документация на строительство (реконструкцию) которых будет утверждена в период начиная с 1 января 2025 года, собственниками или иными законными владельцами таких объектов электроэнергетики должны быть обеспечены разработка и реализация мероприятий, необходимых для создания технической возможности осуществления изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
3. Собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2025 года, соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и в отношении которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 1 января 2027 года обеспечить переход к управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием таких объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с планами-графиками реализации необходимых для этого мероприятий, разработанными указанными собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по состоянию на 1 января 2025 года отсутствует, и в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых уполномоченным органом до 1 января 2027 года согласован вывод из эксплуатации, реализация дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не осуществляется.
Критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, порядок определения наличия указанной технической возможности и обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяются Правительством Российской Федерации.
4. Объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.";
8) пункт 1 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:
"создание необходимых условий для технологического развития электроэнергетических систем Российской Федерации, включая развитие и внедрение новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления.";
9) в статье 21:
а) в пункте 1:
в абзаце шестнадцатом слово "аварий" заменить словами "аварийных ситуаций";
абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:
"утверждает правила расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике;";
абзац сорок второй изложить в следующей редакции:
"устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из количественных характеристик и (или) параметров объектов электросетевого хозяйства, которыми организации владеют на праве собственности или ином законном основании, технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей деятельности территориальных сетевых организаций и с учетом результатов мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, проводимого в соответствии со статьей 28.3 настоящего Федерального закона, и запрета, установленного пунктом 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;";
дополнить абзацами следующего содержания:
"устанавливает критерии отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям исходя из необходимости выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей системообразующей территориальной сетевой организации на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе с учетом количественных и (или) качественных показателей деятельности, а также на основе периодической оценки результатов функционирования в статусе системообразующей территориальной сетевой организации;
определяет случаи и порядок передачи в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
устанавливает порядок определения системообразующих территориальных сетевых организаций, предусматривающий в том числе срок, на который присваивается статус системообразующей территориальной сетевой организации;
утверждает правила заключения, исполнения, изменения, расторжения, существенные условия договора, указанного в пункте 2 статьи 46.4 настоящего Федерального закона (включая порядок возмещения стоимости неотделимых улучшений переданных по договору объектов в случае его прекращения, порядок определения платы по договору, в том числе требования к определению состава и размера затрат на ликвидацию последствий аварийных ситуаций), типовую форму такого договора, а также типовую форму соглашения, указанного в пункте 2 статьи 46.4 настоящего Федерального закона;
утверждает критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и порядок определения наличия указанной технической возможности;
устанавливает обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
утверждает правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики (включая требования к обеспечению идентификации объектов электроэнергетики, порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики между собой и с потребителями электрической энергии при формировании и поддержании в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики и перечень случаев, при которых формирование, поддержание в актуальном состоянии и использование цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики являются обязательными).";
б) пункт 2 дополнить новыми абзацами пятьдесят третьим - пятьдесят седьмым следующего содержания:
"утверждение нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих требования к осуществлению автоматизированного информационного обмена и представлению информации в области электроэнергетики в электронном виде (включая требования к обеспечению совместимости передаваемых и получаемых данных с использованием цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и (или) цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики);
утверждение методических указаний по моделированию электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;
утверждение порядка раскрытия (предоставления) цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики или их фрагментов;
определение объема реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
определение порядка передачи оперативной информации об авариях и инцидентах в электроэнергетике, форм актов по результатам расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике и требований к их заполнению, а также форм отчетов об авариях и инцидентах в электроэнергетике и требований к их заполнению.";
в) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"в случаях и порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, осуществлять урегулирование споров, связанных с участием системообразующих территориальных сетевых организаций в рассмотрении проектов инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, возникающих между системообразующими территориальными сетевыми организациями, территориальными сетевыми организациями и исполнительными органами субъекта Российской Федерации.";
(в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) пункт 4 дополнить новым абзацем восемнадцатым следующего содержания:
"определение системообразующей территориальной сетевой организации в субъекте Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", определяются две системообразующие территориальные сетевые организации и устанавливаются границы зон деятельности системообразующих территориальных сетевых организаций.";
10) статью 23.1 дополнить пунктом 8.3 следующего содержания:
"8.3. Расходы на организацию и осуществление дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
11) статью 23.2 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6. Экономически обоснованные расходы системообразующей территориальной сетевой организации, планируемые и (или) фактически понесенные в связи с исполнением обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 46.4 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, за исключением расходов системообразующей территориальной сетевой организации:
учтенных при установлении платы за технологическое присоединение;
на ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, используемых территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии, которые должны возмещаться на основании договора, заключенного в соответствии с положениями указанной статьи.
7. Заключение исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по предложениям об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, направляемым в исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, формируется при опубликовании цен (тарифов) с обязательным привлечением в качестве экспертов представителей системообразующей территориальной сетевой организации, осуществляющей деятельность в субъекте Российской Федерации, в части:
оценки достоверности данных, представленных в предложениях об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
анализа основных технико-экономических показателей за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования.";
12) в статье 26:
а) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Если владелец объектов электросетевого хозяйства прекращает деятельность в качестве территориальной сетевой организации в связи с несоответствием критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, то:
в случае обращения заинтересованных лиц к указанному владельцу за технологическим присоединением энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики после того, как было установлено несоответствие указанного владельца данным критериям, технологическое присоединение осуществляется в соответствии с положениями абзаца второго пункта 4 настоящей статьи;
с момента, когда было установлено несоответствие указанного владельца данным критериям, прекращаются обязательства по ранее заключенным им договорам об осуществлении технологического присоединения объектов микрогенерации и (или) энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 киловатт включительно или энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 киловатт в случаях, при которых плата за такое присоединение была определена с учетом действовавших при ее расчете положений пункта 2 статьи 23.2 настоящего Федерального закона и установленных Правительством Российской Федерации особенностей (при условии, что по этим договорам не осуществлены фактические прием или подача напряжения);
указанный владелец обязан обеспечить возврат средств, полученных в качестве платы по договорам об осуществлении технологического присоединения, обязательства по которым прекратились на основании абзаца третьего настоящего пункта, при этом указанный владелец не вправе требовать от лиц, с которыми были заключены эти договоры, возмещения расходов и (или) убытков, связанных с выполнением мероприятий по технологическому присоединению;
указанный владелец обязан обеспечить исполнение обязательств по ранее заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения, обязательства по которым не были прекращены на основании абзаца третьего настоящего пункта, с соблюдением положений настоящей статьи и установленного Правительством Российской Федерации порядка технологического присоединения, которые распространяются на территориальные сетевые организации.
Порядок исполнения или прекращения обязательств по договорам об осуществлении технологического присоединения, в том числе иной, чем предусмотренный настоящим пунктом, может быть определен отдельным соглашением сторон этого договора в случае, если заключивший этот договор владелец объектов электросетевого хозяйства прекращает деятельность в качестве территориальной сетевой организации.
При обращении в иную сетевую организацию за технологическим присоединением объектов микрогенерации и (или) энергопринимающих устройств, в отношении которых обязательства владельца объектов электросетевого хозяйства были ранее прекращены в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта:
плата за такое присоединение рассчитывается исходя из положений нормативных правовых актов, которые определяли порядок ее расчета на дату заключения договоров, предусматривавших прекращенные обязательства (при условии предоставления сетевой организации копий соответствующих договоров или иных документов, которые в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям подтверждают факт заключения этих договоров без их оформления путем подписания сторонами одного документа);
к сетевой организации с даты заключения договора об осуществлении такого присоединения в счет оплаты технологического присоединения по этому договору переходит право требовать на основании абзаца четвертого настоящего пункта от владельца объектов электросетевого хозяйства возврата средств, полученных в качестве платы по договорам об осуществлении технологического присоединения, обязательства по которым были ранее прекращены на основании абзаца третьего настоящего пункта (при условии, что лицо, обратившееся за технологическим присоединением, выразило намерение уступить соответствующие требования, представив при обращении в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения оригиналы документов, подтверждающих наличие и размер уступаемых требований).";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах) является публичным.
Услуги по передаче электрической энергии оказываются потребителям электрической энергии (лицам, действующим в их интересах) только системообразующими территориальными сетевыми организациями, за исключением случаев оказания услуг по передаче электрической энергии лицам, которым указанные услуги в соответствии с настоящим Федеральным законом оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, лицам, которым указанные услуги оказываются территориальными сетевыми организациями на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся.
Системообразующая территориальная сетевая организация не вправе отказать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах), если его энергопринимающие устройства (за исключением энергопринимающих устройств на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) в установленном порядке технологически присоединены (в том числе опосредованно через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций либо к единой национальной (общероссийской) электрической сети (в случаях, если в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона этому потребителю не могут оказываться услуги по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической сети) на территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свою деятельность системообразующая территориальная сетевая организация.
Иные территориальные сетевые организации, владеющие объектами электросетевого хозяйства, расположенными на территории субъекта Российской Федерации (за исключением территориальных сетевых организаций, владеющих объектами электросетевого хозяйства на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся), не вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии потребителям электрической энергии, указанным в абзаце втором настоящего пункта (лицам, действующим в их интересах).
Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах) является наличие у потребителя электрической энергии действующих обязательств по купле-продаже электрической энергии, исполняемых надлежащим образом.
В целях исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии (лицами, действующими в их интересах) системообразующая территориальная сетевая организация заключает договоры, на основании которых ей оказывают услуги по передаче электрической энергии организация по управлению единой (национальной) общероссийской электрической сетью и территориальные сетевые организации, владеющие объектами электросетевого хозяйства, использование которых необходимо для передачи электрической энергии потребителям электрической энергии, обслуживаемым системообразующей территориальной сетевой организацией.
Заключение договоров, указанных в абзаце шестом настоящего пункта, является обязательным для сетевых организаций.
Расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии по договорам, указанным в абзаце шестом настоящего пункта, и расчеты по обязательствам, возникшим на основании заключенных в соответствии со статьей 46.4 настоящего Федерального закона договоров, могут осуществляться путем зачета встречных однородных требований.
Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю электрической энергии (лицу, действующему в его интересах) в случае, если указанной организации стало известно о неисполнении потребителем электрической энергии обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.
Потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие услуги по передаче электрической энергии в целях предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Управляющие организации, приобретающие услуги по передаче электрической энергии в целях предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.";
в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Не допускается осуществление деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии в качестве системообразующей территориальной сетевой организации или территориальной сетевой организации для организаций, находящихся под контролем иностранного инвестора (иностранного лица, группы лиц) в соответствии с признаками, предусмотренными частями 1 - 2.1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". В целях применения положений настоящей статьи понятия "контроль" и "иностранный инвестор" используются в тех же значениях, что и в статье 3 указанного Федерального закона.";
13) в статье 28:
а) абзац четвертый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"функционированию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в том числе требования к осуществлению дистанционного управления их технологическими режимами и эксплуатационным состоянием;";
б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Требования к урегулированию порядка взаимодействия сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу, при организации и осуществлении эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (в том числе при осуществлении в отношении их оперативно-технологического управления, планировании и проведении ремонтов и технического обслуживания и реализации иных мероприятий, связанных с эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства, необходимых для исполнения требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики), в том числе случаи, если между указанными организациями необходимо заключение обязательных безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при данном взаимодействии, а также существенные условия таких соглашений, устанавливаются утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.";
14) дополнить статьями 28.4 и 28.5 следующего содержания:
"Статья 28.4. Цифровые информационные модели в электроэнергетике
1. Системный оператор обязан осуществлять, в том числе на перспективные периоды, формирование и поддержание в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем.
2. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии и (или) объектами электросетевого хозяйства, вправе осуществлять формирование и поддержание в актуальном состоянии цифровых информационных моделей таких объектов. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, формирование, поддержание в актуальном состоянии и использование цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики являются для таких субъектов электроэнергетики обязательными.
Правила формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики (в том числе требования к обеспечению идентификации объектов электроэнергетики, порядок взаимодействия субъектов электроэнергетики между собой и с потребителями электрической энергии при формировании и поддержании в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики и перечень случаев, при которых формирование, поддержание в актуальном состоянии и использование цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики являются обязательными) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Методические указания по моделированию электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, включающие в себя в том числе требования к обеспечению связывания цифровых информационных моделей, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
3. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, системный оператор обеспечивает раскрытие или предоставление цифровых информационных моделей электроэнергетических систем или фрагментов таких моделей.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, субъекты электроэнергетики обеспечивают предоставление цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики или фрагментов таких моделей.
Порядок раскрытия (предоставления) цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики или фрагментов таких моделей, включая сроки, объем, формат и условия их раскрытия (предоставления), определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности функционирования электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики.
4. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, информационный обмен между субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии и представление указанными лицами информации в области электроэнергетики в уполномоченные органы власти должны осуществляться в электронной форме в автоматизированном режиме, в том числе с использованием данных цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и (или) цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики.
Требования к осуществлению автоматизированного информационного обмена и представлению информации в области электроэнергетики в электронной форме, включая требования к обеспечению совместимости передаваемых и получаемых данных с использованием цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и (или) цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, устанавливаются Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Статья 28.5. Расследование причин аварий и инцидентов в электроэнергетике
1. По каждому факту возникновения аварии или инцидента на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках проводится расследование причин их возникновения.
2. Расследование причин аварий и инцидентов в электроэнергетике проводится комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, или субъектами электроэнергетики, потребителями электрической энергии. Результаты данного расследования оформляются актом.
По результатам расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике определяются мероприятия, направленные на устранение причин таких аварий и инцидентов и предотвращение их возникновения в дальнейшем, в том числе на других объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках (далее - противоаварийные мероприятия). Выполнение противоаварийных мероприятий является обязательным для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
3. Правила расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи оперативной информации об авариях и инцидентах в электроэнергетике, формы актов по результатам расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике и требования к их заполнению, а также формы отчетов об авариях и инцидентах в электроэнергетике и требования к их заполнению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.";
15) в статье 29:
а) пункт 2 после слов "высокоэффективных технологий в электроэнергетике" дополнить словами "(включая технологии интеллектуального управления объектами электросетевого хозяйства)";
б) в пункте 6:
абзац первый после слов "организаций по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" дополнить словами ", системообразующих территориальных сетевых организаций";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Критерии и порядок, указанные в абзаце первом настоящего пункта, должны в том числе предусматривать:
утверждение инвестиционных программ системообразующих территориальных сетевых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, за исключением случая, установленного Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации";
особенности утверждения инвестиционных программ системообразующих территориальных сетевых организаций;
участие системообразующих территориальных сетевых организаций в рассмотрении проектов утверждаемых исполнительными органами субъекта Российской Федерации инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых расположены в субъекте Российской Федерации, в части мероприятий, влияющих на надежность энергоснабжения потребителей и реализуемых на объектах электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в целях обеспечения надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, достаточности, необходимости и своевременности реализации таких мероприятий.";
(в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) пункт 2 статьи 34 изложить в следующей редакции:
"2. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или системообразующие территориальные сетевые организации оказывают на возмездной договорной основе субъектам оптового рынка услуги по передаче электрической энергии с учетом положений статей 9 и 26 настоящего Федерального закона.";
17) в пункте 2 статьи 35:
а) в подпункте 5 слово "территориальные" заменить словами "системообразующие территориальные";
б) в подпункте 6 слово "территориальные" заменить словами "системообразующие территориальные";
18) в статье 37:
а) абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"системообразующие территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии потребителям электрической энергии (лицам, действующим в их интересах), и территориальные сетевые организации;";
б) абзац восьмой пункта 3 изложить в следующей редакции:
"случаи и порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика системообразующим территориальным сетевым организациям (территориальным сетевым организациям, владеющим объектами электросетевого хозяйства на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) на срок, не превышающий одного года, случаи и порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;";
19) в статье 38:
а) в пункте 1:
абзац первый после слов "гарантирующие поставщики" дополнить словами ", системообразующие территориальные сетевые организации";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несет обязанная обеспечивать эксплуатацию указанных объектов системообразующая территориальная сетевая организация (на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся, - территориальная сетевая организация, к электрическим сетям которой указанные объекты присоединены) с момента выявления признаков отнесения объектов электросетевого хозяйства к бесхозяйным.";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Федерального закона, наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков, системообразующих территориальных сетевых организаций и иных сетевых организаций, обеспечивающих оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям электрической энергии (лицам, действующим в их интересах) и надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства в субъектах Российской Федерации.
Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика определяется основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.";
20) в статье 41:
а) в пункте 1:
в абзаце втором слова "территориальные сетевые организации" заменить словами "системообразующие территориальные сетевые организации и территориальные сетевые организации";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Указанным лицам запрещается заниматься деятельностью по оказанию услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии и деятельностью по купле-продаже электрической энергии (за исключением случаев покупки системообразующими территориальными сетевыми организациями и территориальными сетевыми организациями электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь в электрических сетях, покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд, а также за исключением случаев исполнения функций гарантирующего поставщика системообразующими территориальными сетевыми организациями (на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся, - территориальными сетевыми организациями).";
б) пункт 4 признать утратившим силу;
21) дополнить статьей 46.4 следующего содержания:
"Статья 46.4. Функционирование системообразующей территориальной сетевой организации
1. Системообразующая территориальная сетевая организация на территории субъекта Российской Федерации (за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, а также за исключением территорий технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта Российской Федерации, в пределах которого такие системы находятся) определяется решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и обеспечивает:
эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, а также ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на указанных объектах электросетевого хозяйства;
эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, права владения и пользования которыми перешли к системообразующей территориальной сетевой организации в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 настоящей статьи;
ликвидацию на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и принадлежат территориальным сетевым организациям.
В целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны обеспечивать доступ системообразующей территориальной сетевой организации к объектам электросетевого хозяйства, в том числе в соответствии с условиями договора, заключенного на основании пункта 2 настоящей статьи.
Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", определяются две системообразующие территориальные сетевые организации, каждая из которых осуществляет функции, предусмотренные настоящей статьей, в границах зоны деятельности, установленной для соответствующей системообразующей территориальной сетевой организации решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
2. В целях выполнения функций системообразующей территориальной сетевой организации заключается договор о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании объектов электросетевого хозяйства в случае несоответствия владельца объектов электросетевого хозяйства критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, установленным Правительством Российской Федерации, или его отказа от осуществления деятельности в качестве территориальной сетевой организации для оказания услуг по передаче электрической энергии либо технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (далее в настоящей статье - договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства).
Заключение договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства между системообразующей территориальной сетевой организацией и территориальной сетевой организацией, а также собственником принадлежащих территориальной сетевой организации объектов электросетевого хозяйства (если у территориальной сетевой организации отсутствуют права на передачу прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства) является обязательным, за исключением случаев, определенных Правительством Российской Федерации.
В случае, если договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства до истечения сроков, установленных Правительством Российской Федерации, не был составлен в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами договора, разногласия, возникшие до заключения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, подлежат урегулированию или передаче на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. До заключения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства на условиях, согласованных сторонами или указанных в решении суда, отношения сторон регулируются соглашением между системообразующей территориальной сетевой организацией, указанными в абзаце втором настоящего пункта лицами, а также штабом по обеспечению безопасности электроснабжения, условия которого определены в типовой форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. Указанное соглашение считается заключенным по истечении срока, установленного Правительством Российской Федерации для заключения договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства.
Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства (соглашение, указанное в абзаце третьем настоящего пункта) не подлежит государственной регистрации.
Предусмотренные абзацами первым и вторым настоящего пункта положения не применяются в случаях, определенных Правительством Российской Федерации (при условии, если объекты электросетевого хозяйства потребителя электрической энергии необходимы преимущественно для обеспечения его энергоснабжения, либо оборот объектов электросетевого хозяйства ограничен, либо объекты электросетевого хозяйства изъяты из оборота).
Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства заключается с соблюдением следующих требований:
права владения и пользования объектами электросетевого хозяйства передаются системообразующей территориальной сетевой организации с начала очередного периода регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, если в текущем периоде регулирования цен (тарифов) установлено, что владеющая на праве собственности или ином законном основании данными объектами территориальная сетевая организация в очередном периоде регулирования цен (тарифов) не будет соответствовать установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям либо не планирует осуществлять деятельность в качестве территориальной сетевой организации и права на объекты электросетевого хозяйства не были переданы иной территориальной сетевой организации, которая соответствует установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в указанном периоде и осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства обеспечивает перед переходом прав на объекты электросетевого хозяйства предварительное предоставление системообразующей территориальной сетевой организации необходимых для надлежащей подготовки к данному переходу документов и (или) информации, требования к составу и (или) содержанию которых определяются Правительством Российской Федерации, а также допуск к объектам электросетевого хозяйства;
срок, на который передаются права на объекты электросетевого хозяйства, не может превышать срок, в течение которого системообразующая территориальная сетевая организация осуществляет свои функции, в соответствии с порядком определения системообразующей территориальной сетевой организации, установленным Правительством Российской Федерации;
системообразующая территориальная сетевая организация после передачи ей прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства обеспечивает в соответствии с обязательными требованиями эксплуатацию, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, осуществляет приобретение электрической энергии в целях компенсации фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, а также осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики;
системообразующая территориальная сетевая организация до передачи прав владения и пользования объектами электросетевого хозяйства, которые используются территориальной сетевой организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии, обеспечивает выполнение работ по ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства (при этом собственник или иной владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обеспечить надлежащий доступ к объектам электросетевого хозяйства и возместить понесенные системообразующей сетевой организацией расходы).
3. Договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства является возмездным. Цена, определяемая договором о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, составляет сумму, обеспечивающую возмещение:
собственнику или иному законному владельцу следующих затрат:
на уплату налога на имущество в отношении переданных в пользование объектов электросетевого хозяйства;
на исполнение обязательств по уплате земельного налога на земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации переданных во владение и в пользование объектов электросетевого хозяйства;
на внесение арендной платы или платы за сервитут при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если соответствующие права не были оформлены системообразующей территориальной сетевой организацией самостоятельно;
системообразующей территориальной сетевой организации затрат на обеспечение выполнения работ по ликвидации на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства.
Включение иных затрат в состав цены договора о порядке использования объектов электросетевого хозяйства не допускается.
4. Системообразующая территориальная сетевая организация имеет преимущественное право выкупа объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых с системообразующей территориальной сетевой организацией заключен договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, или объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются или оказывались после 1 января 2023 года территориальной сетевой организацией услуги по передаче электрической энергии. Реализация указанного права осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем седьмым пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, в течение двух месяцев с даты получения системообразующей территориальной сетевой организацией соответствующего предложения.
5. Решения о ликвидации последствий аварийных ситуаций системообразующей территориальной сетевой организацией на объектах электросетевого хозяйства, которые используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии, принимаются штабом по обеспечению безопасности электроснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6. В субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве положения настоящего Федерального закона о системообразующих территориальных сетевых организациях применяются с учетом особенностей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации".
При установлении Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом критериев отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядка определения системообразующих территориальных сетевых организаций, а также при принятии иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с системообразующими территориальными сетевыми организациями, учитываются особенности регулирования соответствующих отношений на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта.
7. В целях обеспечения надежного функционирования объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, объекты электросетевого хозяйства передаются в безвозмездное владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям или территориальным сетевым организациям в случаях, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. В случае, если в отношении указанных в настоящем пункте объектов электросетевого хозяйства заключены договоры концессии, или соглашения о государственно-частном партнерстве, или соглашения о муниципально-частном партнерстве, передача в безвозмездное владение и пользование системообразующим территориальным сетевым организациям или территориальным сетевым организациям осуществляется по истечении срока действия соответствующего договора (соглашения).".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей