Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

III. Порядок и условия применения видов цен на продукцию и перевода в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию

III. Порядок и условия применения видов цен

на продукцию и перевода в фиксированную цену других видов

цен на эту продукцию

39. Виды цен на продукцию, установленные статьей 11 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", применяются в отношении продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" пункта 6 настоящего Положения, при заключении государственных контрактов в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, а также могут применяться при заключении контрактов с поставщиками, входящими в кооперацию головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу на поставку продукции, указанной в подпункте "д" пункта 6 настоящего Положения, при отборе которых не использовались конкурентные способы определения поставщиков, и при исполнении этих государственных контрактов (контрактов).

40. Виды цен на продукцию определяются:

а) при определении прогнозных цен в соответствии с разделом V настоящего Положения;

б) при определении цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в соответствии с разделами VII и VIII настоящего Положения.

41. Цена на продукцию в государственном контракте может устанавливаться в виде ориентировочной (уточняемой) цены, фиксированной цены или цены, возмещающей издержки.

Выбор вида цены на продукцию осуществляется с учетом:

а) наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены на продукцию;

б) минимизации рисков неисполнения единственным поставщиком государственного контракта в зависимости от срока, на который он заключается;

в) длительности технологического цикла и серийности производства продукции;

г) особенностей отдельных видов продукции и технологических особенностей их производства;

д) вида работ, услуг, предусматриваемых при формировании государственного оборонного заказа и заключении государственного контракта.

42. Ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, применяется при заключении государственного контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:

а) при поставках продукции с технологическим циклом производства свыше 3 лет;

б) при заключении государственного контракта на поставку продукции на срок более 3 лет;

в) по согласованию с государственным заказчиком при заключении государственного контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет;

г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта отсутствуют точные данные по объему работ;

д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности (в части, касающейся создания и использования космической техники, элементов космической инфраструктуры для осуществления научных космических исследований, включая наблюдение за явлениями и объектами в космическом пространстве), если у единственного поставщика и государственного заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу;

е) при заключении государственного контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по государственному оборонному заказу и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения государственного контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.

43. В случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену с учетом пунктов 46 - 52 настоящего Положения.

Условиями государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.

В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются предельное значение цены государственного контракта и формула цены.

44. Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, установленной государственным контрактом.

Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов, используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2021 N 390)

При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2020 N 481)

(см. текст в предыдущей редакции)

45. Фиксированная цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта во всех случаях, когда настоящим Положением не предусмотрено применение других видов цен.

Фиксированная цена на продукцию определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения государственного контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.

46. В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) устанавливается фиксированная цена на продукцию. Фиксированная цена работ (услуг) по ремонту и сервисному обслуживанию по государственным контрактам, объем работ (оказания услуг) по которым не определен до их фактического выполнения, устанавливается не позднее 2 месяцев после определения фактического объема работ.

(п. 46 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)

(см. текст в предыдущей редакции)

47. Для перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом необходимости соблюдения срока перевода этих видов цен в фиксированную, установленного пунктом 46 настоящего Положения, единственный поставщик направляет государственному заказчику обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов.

При этом единственным поставщиком представляются обосновывающие документы в объеме, необходимом для заключения государственного контракта на поставку продукции, в соответствии с разделом VII или VIII настоящего Положения (в зависимости от необходимости регистрации цены на продукцию после перевода соответствующего вида цены на нее в фиксированную цену).

48. Обосновывающие документы представляются с использованием уточненных исходных данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены на продукцию, отсутствовавших на момент ее определения.

В случае применения затратного метода единственный поставщик в дополнение к обосновывающим документам, предусмотренным разделом VII или VIII настоящего Положения, по запросу государственного заказчика (либо военного представительства Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченного осуществлять свою деятельность в организации) представляет:

а) по приобретенным материалам, покупным комплектующим изделиям (полуфабрикатам), покупному специальному оборудованию, покупной специальной технологической оснастке и по осуществленным командировкам - расшифровки фактических затрат с указанием величины затрат и приложением копий первичных документов (договоры, протоколы, счета и др.);

б) по работам (услугам), выполняемым сторонними организациями, принятым головным исполнителем (заказчиком этих работ), - технические акты и акты сдачи-приемки работ (услуг), утвержденные головным исполнителем (заказчиком этих работ);

в) обоснование фактически осуществленных затрат, необходимых для определения фиксированной цены на продукцию, за исключением затрат, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, - документы, подтверждающие эти затраты;

г) обоснование плановой цены продукции - обосновывающие документы в составе предложения о цене с учетом уточнения исходных данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, отсутствовавших на момент ее определения.

49. При использовании метода индексации по статьям базовых затрат для перевода ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на эту продукцию, возмещающей издержки, в фиксированную цену единственный поставщик представляет расчет цены на продукцию, произведенный на основании величин базовых затрат в составе базовой цены единицы продукции в соответствии с порядком применения метода индексации по статьям базовых затрат, предусмотренным разделом II настоящего Положения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом в случае отсутствия существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции цена на продукцию уточняется с использованием величин основных экономических показателей, установленных в составе базовой цены единицы продукции (в том числе уровней среднемесячной заработной платы, общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов, плановой рентабельности (прибыли), дополнительной заработной платы, транспортно-заготовительных расходов, объемов средств резервов, сформированных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, других показателей).

49(1). В случае определения ориентировочной (уточняемой) цены, сформированной с использованием метода индексации цены ранее поставленной продукции, перевод такой ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию в фиксированную цену осуществляется затратным методом в соответствии с пунктами 46 - 52 настоящего Положения.

(п. 49(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50. Государственный заказчик в течение 20 рабочих дней со дня получения обращения о переводе ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в фиксированную цену рассматривает представленные документы, осуществляет проверку расчета цены на продукцию. Срок рассмотрения исчисляется со дня получения всех документов, представление которых предусмотрено в составе обращения о необходимости перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию в соответствии с пунктом 48 настоящего Положения.

Государственный заказчик осуществляет возврат обращения о переводе ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в фиксированную цену по причине несоответствия представленных документов требованиям, установленным пунктами 37, 47 и 48 настоящего Положения, и направляет замечания с мотивированным обоснованием причин такого несоответствия не позднее срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, а также направляет соответствующее уведомление в Федеральную антимонопольную службу не позднее 10 рабочих дней со дня возврата указанного обращения.

Государственный заказчик может проводить консультации с единственным поставщиком по вопросам, связанным с определением цены на продукцию.

В срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения от государственного заказчика обращения о переводе ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в фиксированную цену, единственный поставщик устраняет замечания государственного заказчика, приводит обосновывающие документы в соответствие с пунктами 37, 47 и 48 настоящего Положения и повторно представляет государственному заказчику.

В случае согласия государственного заказчика с ценой продукции, предложенной единственным поставщиком, государственный заказчик по результатам проверки документов в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, направляет единственному поставщику подписанный со своей стороны протокол согласования цены единицы продукции.

В случае несогласия государственного заказчика с ценой продукции, предложенной единственным поставщиком, государственный заказчик по результатам проверки документов в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, готовит и направляет единственному поставщику заключение государственного заказчика о цене на продукцию, содержащее мотивированное обоснование причин несогласия с предложенной ценой, а в случае применения единственным поставщиком затратного метода определения цены - мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат и обоснование сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы.

Указанная в заключении государственного заказчика о цене на продукцию информация должна позволять однозначно идентифицировать скорректированные затраты в обосновывающих документах единственного поставщика, представленных в составе предложения о цене.

Форма заключения о цене на продукцию устанавливается государственным заказчиком по согласованию с Федеральной антимонопольной службой. Для продукции в сфере ядерного оружейного комплекса форму заключения о цене на продукцию устанавливает Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 9 п. 50 вступает в силу с 01.01.2025.

При представлении документов, указанных в настоящем пункте, в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации, представление таких документов на бумажном носителе не требуется. С 1 января 2026 г. указанные документы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются только в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации.

(п. 50 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

(см. текст в предыдущей редакции)

50(1). В случае если по мнению единственного поставщика заключение государственного заказчика о цене на продукцию не соответствует требованиям пункта 50 настоящего Положения, он направляет в Федеральную антимонопольную службу соответствующее уведомление в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения заключения о цене на продукцию с приложением заключения о цене на продукцию, полученного от государственного заказчика.

(п. 50(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(2). Единственный поставщик в течение 40 рабочих дней со дня получения заключения о цене на продукцию уведомляет государственного заказчика о согласии с ценой или готовит и направляет особое мнение на заключение государственного заказчика о цене на продукцию с приложением скорректированных обосновывающих документов и (или) дополнительных подтверждающих документов в соответствии с подпунктом "м" пункта 37 настоящего Положения.

Дальнейшее представление обосновывающих документов и дополнительных подтверждающих документов допускается только по запросу государственного заказчика, Федеральной антимонопольной службы или коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Форма особого мнения на заключение государственного заказчика о цене на продукцию устанавливается Федеральной антимонопольной службой.

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 4 п. 50(2) вступает в силу с 01.01.2025.

При представлении документов, указанных в настоящем пункте, в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации, представление таких документов на бумажном носителе не требуется. С 1 января 2026 г. указанные документы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются только в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации.

Если по истечении 40 рабочих дней со дня получения единственным поставщиком заключения о цене на продукцию государственным заказчиком не получены документы, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, то цена считается согласованной. О непоступлении указанных документов государственный заказчик уведомляет Федеральную антимонопольную службу в течение 10 рабочих дней со дня такого согласования цены.

(п. 50(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(3). Государственный заказчик по результатам рассмотрения особого мнения единственного поставщика на заключение государственного заказчика о цене на продукцию, а также поступивших скорректированных обосновывающих документов и (или) дополнительных подтверждающих документов в течение 20 рабочих дней со дня их получения направляет единственному поставщику протокол согласования цены единицы продукции (скорректированный при необходимости), а также:

в случае согласия с ценой, предложенной единственным поставщиком, - скорректированное соответствующим образом заключение о цене продукции;

в случае несогласия с ценой, предложенной единственным поставщиком, - мотивированное возражение, содержащее обоснования причин несогласия государственного заказчика (включая расчеты и описание причин исключения затрат) по каждому аргументу особого мнения единственного поставщика;

в случае частичного несогласия с ценой, предложенной единственным поставщиком, - скорректированное соответствующим образом заключение о цене продукции, а также мотивированное возражение, содержащее обоснования причин несогласия государственного заказчика (включая расчеты и описание причин исключения затрат) по каждому непринятому аргументу особого мнения единственного поставщика.

(п. 50(3) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(4). Единственный поставщик в течение 20 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктом 50(3) настоящего Положения:

в случае согласия с ценой, предложенной государственным заказчиком, направляет государственному заказчику подписанный со своей стороны протокол согласования цены единицы продукции;

в случае несогласия с ценой, указанной в заключении государственного заказчика или в мотивированном возражении на особое мнение единственного поставщика, готовит и направляет государственному заказчику сформированное особое мнение на мотивированное возражение государственного заказчика и (или) на скорректированное заключение государственного заказчика о цене (при наличии).

(п. 50(4) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(5). В случае сохранения разногласий между государственным заказчиком и единственным поставщиком по цене на продукцию (за исключением продукции в сфере ядерного оружейного комплекса), поставляемую по государственному контракту, который заключен на срок не менее чем 3 года и цена которого превышает установленный Правительством Российской Федерации размер цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, а также по другим государственным контрактам по решению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации или ее президиума, государственный заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения особого мнения на скорректированное заключение государственного заказчика о цене на продукцию и (или) мотивированного возражения (при наличии) направляет в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и единственному поставщику уведомление о необходимости рассмотрения разногласий, а также в Федеральную антимонопольную службу обращение о предварительной проработке разногласий с приложением документов и материалов, подготовленных государственным заказчиком и единственным поставщиком в соответствии с пунктами 50 - 50(4) настоящего Положения.

Федеральная антимонопольная служба в течение 25 рабочих дней готовит и направляет в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации материалы, полученные от государственного заказчика, и результаты предварительной проработки разногласий.

Коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по результатам рассмотрения разногласий при необходимости инициирует подготовку решения Правительства Российской Федерации по цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

Фиксированная цена на продукцию определяется государственным заказчиком с учетом решения коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по результатам рассмотрения разногласий.

В случае если единственным поставщиком в течение 20 рабочих дней после направления им документов, предусмотренных пунктом 50(4) настоящего Положения, не получено от государственного заказчика уведомление о необходимости рассмотрения разногласий, направленное в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, или иная информация о порядке согласования фиксированной цены на продукцию, поставляемую по государственным контрактам, он может самостоятельно направить в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации обращение о необходимости рассмотрения разногласий по фиксированной цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

(п. 50(5) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(6). В случае сохранения разногласий между государственным заказчиком и единственным поставщиком по цене на продукцию, поставляемую по государственным контрактам, не попадающим под критерий, предусмотренный пунктом 50(5) настоящего Положения, государственный заказчик определяет фиксированную цену по согласованию с единственным поставщиком, кроме случая, установленного абзацем пятым пункта 50(2) настоящего Положения.

(п. 50(6) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(7). В случае если фиксированная цена на продукцию в соответствии с разделом VII настоящего Положения подлежит регистрации государственный заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу (за исключением продукции в сфере ядерного оружейного комплекса) заключение государственного заказчика о цене на продукцию, решение коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по результатам рассмотрения разногласий (при наличии), а также в случае, если Федеральной антимонопольной службой не осуществлялась предварительная проработка разногласий - документы и материалы, подготовленные государственным заказчиком и единственным поставщиком в соответствии с пунктами 50 - 50(4) настоящего Положения.

Заключение соответствующего дополнительного соглашения к государственному контракту осуществляется государственным заказчиком и единственным поставщиком в течение 10 рабочих дней со дня получения решения Федеральной антимонопольной службы о регистрации цены на продукцию.

(п. 50(7) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

50(8). В случае если фиксированная цена на продукцию в соответствии с разделом VII настоящего Положения не подлежит регистрации, заключение соответствующего дополнительного соглашения к государственному контракту при отсутствии разногласий осуществляется государственным заказчиком и единственным поставщиком в течение 10 рабочих дней со дня согласования фиксированной цены на продукцию.

(п. 50(8) введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 N 947)

51. Абзацы первый - десятый утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 12.07.2024 N 947.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2020 N 481, от 12.07.2024 N 947)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. При установлении фиксированных цен на продукцию, поставляемую в рамках отдельных этапов государственного контракта (контракта), условиями которого устанавливается предельная величина цены государственного контракта и (или) ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в цены последующих этапов могут вноситься изменения в пределах установленного предельного значения цены государственного контракта.

53. Отраслевые органы совместно с государственными заказчиками вправе разрабатывать и по согласованию с Федеральной антимонопольной службой утверждать в установленном порядке методические рекомендации по выбору видов цен на продукцию и их применению в соответствии с настоящим Положением, позволяющие учитывать отраслевые особенности производства отдельных видов продукции по государственному оборонному заказу.