Приложение

ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО

ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

НЕЗАВИСИМО ОТ ТИПА УКАЗАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Основой, гарантирующей единообразие подходов по формированию целостной системы правового просвещения и правового информирования несовершеннолетних в целом и в образовательных организациях в частности на территории Российской Федерации, является целый ряд нормативных правовых документов.

Часть 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации декларирует, что государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Одним из ключевых документов в организации совместной деятельности государственных органов и институтов гражданского общества в сфере правового просвещения являются Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные в 2011 году Президентом Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" к традиционным ценностям отнесены в том числе гражданственность, права и свободы человека. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, поэтому формирование целостной системы правового просвещения и правового информирования несовершеннолетних невозможно без опоры на нравственные ориентиры российского народа.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ) в статьях 17, 18 предусматривает, что профилактическое воздействие может осуществляться в форме правового просвещения и правового информирования. В целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств. Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.

Также в статье 11 Федерального закона N 182-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами в пределах своей компетенции предусмотрено наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений полномочием по профилактике правонарушений в такой форме профилактического воздействия, как правовое просвещение и правовое информирование. Такое же полномочие статьей 12 Федерального закона N 182-ФЗ предусматривается и органам местного самоуправления в соответствии с компетенцией, предусмотренной федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" в статье 28 предусматривает, что обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование и правовое просвещение населения в соответствии с муниципальными правовыми актами. Правовое информирование и правовое просвещение населения может осуществляться юридическими клиниками образовательных организаций высшего образования и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Правовое просвещение, проведение комплекса мероприятий по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры, навыков в реализации прав и свобод в качестве меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предусмотрено Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р.

Статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, а организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Мероприятия по организации правового просвещения детей, родителей (законных представителей), специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, предусмотрены планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального общего и основного общего образования определяют межпредметность обучения правам человека в образовательных организациях, формирование правосознания, правовой компетентности.

В рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287, программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать формирование личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

духовно-нравственного воспитания - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В макет ФГОС среднего профессионального образования включены обновленные общие компетенции как обязательный планируемый результат освоения образовательной программы. Так, для правового просвещения и правового информирования действует ОК 03 "Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях".

ФГОС высшего образования предусматривает одну из универсальных компетенций как способность выпускника определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. Одна из категорий общепрофессиональных компетенций выпускника - правовая грамотность как способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности.

При организации правового просвещения и правового информирования несовершеннолетних необходимо руководствоваться положениями статьи 12.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Порядок, условия и формы осуществления в том числе правового просвещения и правового информирования, установлены Правилами осуществления просветительской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 1195.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации просветительская деятельность осуществляется органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными ими организациями, а также может осуществляться физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами.

Система правового просвещения и правового информирования несовершеннолетних представляет собой совокупность общего и специального правового просвещения и правового информирования.

Общее правовое просвещение и правовое информирование предусматривают организацию работы с несовершеннолетними обучающимися на всех уровнях образования, независимо от типов образовательных организаций, а также с их родителями (законными представителями), специалистами, работающими с несовершеннолетними и в интересах несовершеннолетних.

Специальное правовое просвещение и правовое информирование предусматривает организацию работы с несовершеннолетними, имеющими особые правовые потребности. Эта категория синонимична понятию дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, закрепленному Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Правовое просвещение и правовое информирование направлено на формирование у несовершеннолетних граждан правовой грамотности и правосознания, основ законопослушного поведения, и как результат, их личностную и социальную продуктивность, успешную социализацию.

Целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания несовершеннолетних граждан являются:

1) формирование устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) повышение уровня правовой культуры, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Законопослушное (нормативном) поведение - устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие на основе норм закона, сохраняя при этом собственную индивидуальность.

Усвоение социальных норм, основывается на имеющихся в обществе ценностных ориентирах, в том числе духовно-нравственных ценностях, нормах морали и нравственности, а также на правовых, организационных нормах.

Система правового просвещения и правового информирования предусматривает организацию работы с несовершеннолетними с учетом всех форм образовательной деятельности, включая учебную (урочную) и внеучебную (внеурочную) деятельность, видов и уровней образовательных программ.

Правовое просвещение и правовое информирование может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе интерактивных, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом организационные формы проведения таких мероприятий выбираются с учетом образовательных потребностей несовершеннолетних, их возрастных и личностных особенностей.

Правовое просвещение и правовое информирование осуществляется с учетом организационных уровней:

уровень образовательной организации (учебная (урочная), внеучебная (внеурочная), воспитывающая деятельность, формирование уклада образовательной организации, вовлекающей среды);

региональный уровень (формирование и реализация региональных нормативных, стратегических, программных и иных документов, мер, мероприятий);

федеральный уровень (формирование и реализация федеральных нормативных, стратегических, программных и иных документов, мер, мероприятий).

Каждый организационный уровень определяет основной состав участников правового просвещения и правового информирования, их функции.

Одним из ключевых условий формирования целостной системы является наличие у специалистов компетенций по организации процесса правового просвещения и правового информирования несовершеннолетних.