Глава 1. Порядок подачи клиентом оператора по переводу денежных средств в Банк России заявления об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента

1.1. Заявление об исключении сведений, относящихся к клиенту оператора по переводу денежных средств (далее - клиент) и (или) его электронному средству платежа, в том числе сведений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о совершенных противоправных действиях (далее - сведения, относящиеся к клиенту), из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, формирование и ведение которой осуществляются Банком России на основании части 5 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее соответственно - Федеральный закон N 161-ФЗ, база данных), предусмотренное частью 11.8 статьи 9 Федерального закона N 161-ФЗ (далее - заявление клиента), должно содержать следующие сведения:

1.1.1. В случае если заявление клиента подается клиентом - физическим лицом, в заявлении клиента указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) клиента - физического лица;

серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность клиента - физического лица;

полные и сокращенные (при наличии) наименования операторов по переводу денежных средств (для операторов по переводу денежных средств, являющихся коммерческими организациями, - полные и сокращенные (при наличии) фирменные наименования), от которых клиент - физическое лицо узнал о включении сведений, относящихся к клиенту, в базу данных, и (или) их банковские идентификационные коды;

номера банковских счетов, и (или) номера платежных карт, и (или) номера электронных средств платежа клиента - физического лица (за исключением предоплаченных карт), использованных в системах дистанционного обслуживания (средствах) в целях совершения операций по переводу электронных денежных средств (электронные кошельки);

абонентские номера подвижной радиотелефонной связи клиента - физического лица (при наличии).

Клиент - физическое лицо вправе дополнительно указать в заявлении клиента следующие сведения:

идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) клиента - физического лица;

страховой номер индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) клиента - физического лица;

даты заключения договоров об оказании услуг связи клиентом - физическим лицом с операторами подвижной радиотелефонной связи.

1.1.2. В случае если заявление клиента подается клиентом - индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, в заявлении клиента указываются следующие сведения:

серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность клиента - индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;

ИНН клиента - индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;

номера банковских счетов, и (или) номера платежных карт, и (или) номера электронных средств платежа клиента - индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой (за исключением предоплаченных карт), использованных в системах дистанционного обслуживания (средствах) в целях совершения операций по переводу электронных денежных средств (электронные кошельки).

Клиент - индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, вправе дополнительно указать в заявлении клиента следующие сведения:

полные и сокращенные (при наличии) наименования операторов по переводу денежных средств (для операторов по переводу денежных средств, являющихся коммерческими организациями, - полные и сокращенные (при наличии) фирменные наименования), от которых клиент - индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, узнал о включении сведений, относящихся к клиенту, в базу данных, и (или) их банковские идентификационные коды;

абонентские номера подвижной радиотелефонной связи клиента - индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой.

1.1.3. В случае если заявление клиента подается клиентом - юридическим лицом, в заявлении клиента указываются следующие сведения:

ИНН клиента - юридического лица;

номера банковских счетов, и (или) номера платежных карт, и (или) номера электронных средств платежа клиента - юридического лица (за исключением предоплаченных карт), использованных в системах дистанционного обслуживания (средствах) в целях совершения операций по переводу электронных денежных средств (электронные кошельки).

Клиент - юридическое лицо вправе дополнительно указать в заявлении клиента следующие сведения:

серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица;

СНИЛС физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица;

полные и сокращенные (при наличии) наименования операторов по переводу денежных средств (для операторов по переводу денежных средств, являющихся коммерческими организациями, - полные и сокращенные (при наличии) фирменные наименования), от которых клиент - юридическое лицо узнал о включении сведений, относящихся к клиенту, в базу данных, и (или) их банковские идентификационные коды.

1.2. Заявление клиента подается в Банк России одним из следующих способов:

в электронном виде посредством использования раздела "Интернет-приемная" (Отправить обращение в электронном виде/Направить обращение/Информационная безопасность/Исключить данные из базы данных Банка России о случаях и попытках совершения операций без согласия клиента) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

через оператора по переводу денежных средств в соответствии с порядком, предусмотренным договором между клиентом и оператором по переводу денежных средств.

1.3. Банк России отказывает в принятии заявления клиента к рассмотрению по следующим основаниям:

в заявлении клиента полностью или частично отсутствуют сведения, предусмотренные абзацами вторым - пятым подпункта 1.1.1 пункта 1.1 настоящего Указания (в отношении клиента - физического лица), сведения, предусмотренные абзацами вторым - четвертым подпункта 1.1.2 пункта 1.1 настоящего Указания (в отношении клиента - индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой), сведения, предусмотренные абзацами вторым и третьим подпункта 1.1.3 пункта 1.1 настоящего Указания (в отношении клиента - юридического лица) (далее при совместном упоминании - обязательные сведения);

заявление клиента подано способом, не предусмотренным пунктом 1.2 настоящего Указания.

В случае подачи заявления клиента через оператора по переводу денежных средств оператор по переводу денежных средств при отсутствии в заявлении клиента обязательных сведений отказывает клиенту в передаче такого заявления клиента в Банк России.

1.4. В случаях отказа Банка России в принятии к рассмотрению заявления клиента или отказа оператора по переводу денежных средств в передаче заявления клиента в Банк России Банк России (оператор по переводу денежных средств) направляет клиенту уведомление об отказе по адресу электронной почты, указанному при подаче заявления клиента (в соответствии с порядком, предусмотренным договором между клиентом и оператором по переводу денежных средств), в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления заявления клиента в Банк России (оператору по переводу денежных средств), с указанием основания отказа.

1.5. При наличии в заявлении клиента всех обязательных сведений оператор по переводу денежных средств не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления клиента оператору по переводу денежных средств, передает в Банк России такое заявление клиента, а также определяемую в рамках реализуемой им системы управления рисками в соответствии с частью 3.5 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ информацию об обоснованности (необоснованности) включения сведений, относящихся к клиенту, в базу данных с использованием технической инфраструктуры (автоматизированной системы) Банка России, информация о которой размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - техническая инфраструктура (автоматизированная система) Банка России). При передаче заявления клиента в Банк России оператор по переводу денежных средств вправе указать строку в базе данных, которая содержит сведения, относящиеся к клиенту.

Указание Банка России от 13.06.2024 N 6748-У "О порядке подачи клиентом оператора по переводу денежных средств в Банк России заявления об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, порядке принятия Банком России мотивированного решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления клиента оператора по переводу денежных средств или мотивированного заявления оператора по переводу денежных средств об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента и порядке получения оператором по переводу денежных средств информации об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2024 N 78796) Глава 2. Порядок принятия Банком России мотивированного решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления клиента оператора по переводу денежных средств или мотивированного заявления оператора по переводу денежных средств об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных и порядок получения оператором по переводу денежных средств информации об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных