Решение Верховного Суда РФ от 13.06.2024 N АКПИ24-175 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 12.28 пункта 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2024 г. N АКПИ24-175

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

при секретаре Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующим подпункта 12.28 пункта 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110,

установил:

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110 (далее также - Приказ) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - Правила).

Главой II Правил установлены основные права и обязанности осужденных к лишению свободы.

Согласно подпункту 12.28 пункта 12 Правил осужденным к лишению свободы запрещается оставлять без разрешения администрации исправительного учреждения рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия.

К., отбывающий уголовное наказание в исправительной колонии, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании подпункта 12.28 пункта 12 Правил недействующим, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 20, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, части шестой статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также - УИК РФ), поскольку установленный оспариваемой нормой запрет не содержит каких-либо исключений даже в случае возникновения угрозы жизни и здоровью осужденного.

В обоснование требования указал, что был привлечен администрацией исправительного учреждения, в котором отбывает наказание, к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение оспариваемой нормы, хотя покинул рабочее место, почувствовав недомогание.

Административный ответчик Министерство юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) в письменных возражениях и заинтересованное лицо Генеральная прокуратура Российской Федерации в письменном отзыве на административный иск указали, что Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.

К. извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства по месту отбывания наказания, его представитель О., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Е.Е. и представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободин С.А. возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, изучив доводы административного истца, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью третьей статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Полномочия Минюста России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, на момент утверждения оспариваемых в части Правил были определены подпунктом 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", утвердившего Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение).

На момент рассмотрения настоящего административного дела соответствующие полномочия Минюста России закреплены в подпункте 9 пункта 2 Положения.

Оспариваемые в части Правила утверждены Минюстом России при реализации полномочий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, и согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2022 г., регистрационный номер 69157, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Правила, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2023 г. N АКПИ22-1216, от 24 марта 2023 г. N АКПИ23-66, от 22 июня 2023 г. N АКПИ23-504, от 23 августа 2023 г. N АКПИ23-636, от 11 января 2024 г. N АКПИ23-1085, от 24 января 2024 г. N АКПИ23-1066 и не оспариваются административным истцом.

Доводы административного истца о противоречии подпункта 12.28 пункта 12 Правил положениям Конституции Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нарушении его прав, свобод и законных интересов основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации специальным законом, закрепляющим порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, правовое положение и средства исправления осужденных, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (статьи 1 - 4).

В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, лишение и ограничение прав и свобод устанавливаются федеральным законом в виде применения наказания, при исполнении которого им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (статья 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, часть вторая статьи 10 УИК РФ).

Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть четвертая статьи 10 УИК РФ).

В силу части второй статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющие порядок и условия отбывания наказания, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

К одному из основных средств исправления осужденных часть вторая статьи 9 УИК РФ относит порядок исполнения и отбывания наказания (режим), под которым согласно части первой статьи 82 УИК РФ понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Оспариваемые в части Правила регламентируют внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных УИК РФ порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции осужденных к лишению свободы, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (пункт 1).

Правила обязательны для администрации исправительных учреждений, следственных изоляторов, осужденных к лишению свободы, иных лиц, находящихся на территории исправительных учреждений либо посещающих осужденных к лишению свободы в следственных изоляторах (пункт 5).

В соответствии с подпунктами 10.1 - 10.3, 10.9 пункта 10 Правил осужденные к лишению свободы обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, добросовестно относиться к труду.

Установленный оспариваемым подпунктом 12.28 пункта 12 Правил запрет осужденным к лишению свободы оставлять без разрешения администрации исправительного учреждения рабочие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые мероприятия, обусловлен необходимостью обеспечения соблюдения ими режима в исправительном учреждении.

Пунктом 395 Правил предусмотрено, что распорядок дня осужденных к лишению свободы в исправительном учреждении включает в себя в числе прочего время подъема, приема пищи, вывода на работу и с работы, нахождения на производстве, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, проверок наличия осужденных к лишению свободы, отбоя, личное время.

Тем самым соблюдение распорядка дня осужденных к лишению свободы в исправительном учреждении является одним из условий обеспечения режима в исправительном учреждении.

Распорядком дня устанавливается время и место проведения массовых мероприятий, в том числе воспитательных мероприятий, участие в которых обязательно для осужденных к лишению свободы согласно части третьей статьи 109 УИК РФ.

Запрет на оставление осужденными к лишению свободы без разрешения администрации исправительного учреждения общежитий обусловлен необходимостью обеспечения требований Правил в части, касающейся передвижения в пределах исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 417 Правил в личное время осужденные к лишению свободы могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией исправительного учреждения, а по остальной части территории исправительного учреждения - только в сопровождении администрации исправительного учреждения. В период от отбоя до подъема нахождение осужденных к лишению свободы за пределами жилого помещения без разрешения администрации исправительного учреждения не допускается.

В силу статьи 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест (часть первая).

Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (часть шестая).

В соответствии с частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Частью шестой статьи 12 УИК РФ установлено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано статьей 101 УИК РФ, главой XII Правил.

Пунктом 154 Правил предусмотрено, что медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".

Согласно пунктам 173, 174 Правил в случае необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме осужденный к лишению свободы может обратиться к любому работнику исправительного учреждения, который обязан принять меры для организации ее оказания ему без предварительной записи.

Медицинской организацией уголовно-исполнительной системы совместно с администрацией исправительного учреждения организуется круглосуточное оказание медицинской помощи осужденным к лишению свободы в неотложной или экстренной форме (пункт 175 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что в целях соблюдения режимных требований, обеспечивающих в числе прочего реализацию права на охрану здоровья, и исполнения возложенных Правилами обязанностей осужденный к лишению свободы при возникновении необходимости оказания ему медицинской помощи в неотложной или экстренной форме должен сообщить об этом любому работнику исправительного учреждения, который обязан принять меры для ее организации.

Поскольку подпункт 12.28 пункта 12 Правил не регламентирует порядок организации и предоставление медицинской помощи осужденным к лишению свободы, то не может расцениваться как нарушающий право осужденных к лишению свободы на жизнь и охрану здоровья.

Оспариваемое положение не ограничивает прав лиц, находящихся в заключении, на получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.

При этом в случае потребности оставления рабочего места, общежития или помещения, в котором проводится массовое мероприятие, ввиду ухудшения самочувствия, на что ссылается административный истец, сообщение об этом работникам исправительного учреждения обусловлено необходимостью исполнения администрацией исправительного учреждения возложенных Правилами обязанностей по организации оказания осужденным к лишению свободы медицинской помощи, то есть направлено на обеспечение их интересов.

Нормы Конституции Российской Федерации, на которые ссылается административный истец в обоснование заявленного требования, внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы непосредственно не регулируют.

По изложенным основаниям доводы административного истца о несоответствии подпункта 12.28 пункта 12 Правил положениям Конституции Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Актов большей юридической силы, предусматривающих иное правовое регулирование порядка реализации обязанностей осужденных к лишению свободы, не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Правила, принятые уполномоченным органом государственной власти в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административного истца в указанных им аспектах, в связи с чем административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующим подпункта 12.28 пункта 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ