III. Порядок оценки налоговых расходов Российской Федерации

11. Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации разрабатываются кураторами налоговых расходов совместно с иными федеральными органами исполнительной власти (иными федеральными государственными органами, организациями) и утверждаются по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Методики оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, по которым проводится сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, утверждаются кураторами налоговых расходов по согласованию с соисполнителями кураторов налоговых расходов.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1918)

При наличии разногласий по проектам методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации куратор налогового расхода обеспечивает проведение согласительных совещаний с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации. Разногласия, не урегулированные по результатам таких совещаний, рассматриваются Правительственной комиссией.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование и указанные льготы соответствуют одной цели государственной программы Российской Федерации и (или) цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящейся к государственной программе Российской Федерации, методики оценки эффективности соответствующих налоговых расходов Российской Федерации должны предусматривать проведение оценки востребованности плательщиками предоставленных льгот, оценки вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации и оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации в целом в отношении соответствующей категории плательщиков, имеющих право на льготы.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

12. В целях оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации формирует и направляет ежегодно, до 15 ноября (уточненные оценки и информацию - до 1 февраля), кураторам налоговых расходов оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации за отчетный финансовый год, оценку объемов налоговых расходов Российской Федерации на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, а также информацию о значениях фискальных характеристик налоговых расходов Российской Федерации на основании информации главных администраторов доходов федерального бюджета. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляется кураторами налоговых расходов и включает:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) оценку целесообразности налоговых расходов Российской Федерации;

б) оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации.

В отношении налоговых расходов Российской Федерации, соответствующих целям нескольких государственных программ Российской Федерации или целям социально-экономического развития, предусмотренным документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, осуществляется сводная оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации. Соисполнители кураторов указанных налоговых расходов осуществляют оценку эффективности налоговых расходов Российской Федерации в пределах полномочий, в соответствии с которыми они являются ответственными за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1918)

13. Критериями целесообразности налоговых расходов Российской Федерации являются:

а) соответствие налоговых расходов Российской Федерации целям государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, или общей численности плательщиков, за 5-летний период.

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

13(1). В методиках оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, определяется минимальное значение соотношения, указанного в подпункте "б" пункта 13 настоящих Правил, при котором льгота признается востребованной.

(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 N 130)

14. В случае несоответствия налоговых расходов Российской Федерации хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 13 настоящих Правил, и (или) недостижения положительных значений оценки вклада, предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и (или) достижения более высоких показателей результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, по результатам оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации, и (или) недостижения положительных значений оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации, куратору налогового расхода надлежит представить в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2024 N 955)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В качестве критерия результативности налогового расхода Российской Федерации определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы Российской Федерации.

16. Оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации включает оценку вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, оценку бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации и оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации.

Вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и (или) планируемого предоставления льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях проведения оценки результативности стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации также осуществляется оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 20 и 21 настоящих Правил.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1918)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, могут учитываться в том числе:

а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета;

б) предоставление государственных гарантий Российской Федерации по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;

в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы;

г) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1918.

(см. текст в предыдущей редакции)

18(1). Оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Российской Федерации, налоговых расходов Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил.

Оценку востребованности плательщиками предоставленных льгот допускается не проводить в отношении льгот, обусловливающих налоговые расходы Российской Федерации, по которым на момент проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации отсутствуют фискальные характеристики, а также налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами, срок действия которых составляет менее одного года и которые утрачивают силу до дня направления уточненных данных в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил, за исключением случаев наличия у куратора налоговых расходов информации, позволяющей осуществить оценку востребованности плательщиками предоставленных льгот.

(п. 18(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 568.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации определяется в отношении налоговых расходов Российской Федерации, перечень которых формируется Министерством финансов Российской Федерации, за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на дату проведения оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации (E) по следующей формуле:

00000001.wmz

где:

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;

mi - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;

j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;

Nij - объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в i-м году.

В случае если на дату проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оцениваются (прогнозируются) по данным кураторов налоговых расходов и Министерства финансов Российской Федерации;

B0j - базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;

gi - номинальный темп прироста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, в i-м году по отношению к базовому году, а для налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами в нефтегазовой сфере, - номинальный темп прироста нефтегазовых доходов федерального бюджета в i-м году по отношению к базовому году.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

Номинальный темп прироста нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, заложенного в основу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

Номинальный темп прироста нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета, от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до кураторов налоговых расходов не позднее 15 ноября;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 N 130)

(см. текст в предыдущей редакции)

r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Российской Федерации, принимаемая на уровне 7,5 процента.

В отношении налоговых расходов Российской Федерации, обусловленных льготами в нефтегазовой сфере, дополнительно определяется значение совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) исходя из расчета показателей Nij, Boj и gi:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

до 2023 года - при базовых ценах на нефть, рассчитываемых в соответствии с пунктом 4 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 ноября 2022 г.);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

с 2023 года - при ценах на нефть, при которых объем нефтегазовых доходов федерального бюджета соответствует базовым нефтегазовым доходам федерального бюджета, установленным пунктом 4 статьи 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 08.04.2023 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Базовый объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году (B0j), рассчитывается по формуле:

B0j = N0j + L0j,

где:

N0j - объем налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, задекларированных для уплаты в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации j-м плательщиком в базовом году;

L0j - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.

Под базовым годом в настоящих Правилах понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льготы предоставляются плательщику более 6 лет.

22. Куратор налогового расхода в рамках методики оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации вправе предусматривать дополнительные критерии оценки результативности налогового расхода Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2024 N 955)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. По итогам оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации куратор налогового расхода формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода Российской Федерации, о вкладе налогового расхода Российской Федерации в достижение целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации.

Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, направляются кураторами налоговых расходов в Министерство ежегодно, до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), а также размещаются на официальных сайтах кураторов налоговых расходов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, и служебной информации ограниченного распространения) не позднее 5 рабочих дней со дня направления уточненных данных в Министерство.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2023 N 568, от 13.07.2024 N 955)

(см. текст в предыдущей редакции)

Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации и рекомендации по результатам указанной оценки направляются кураторами налоговых расходов в Министерство экономического развития Российской Федерации и ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации ежегодно, до 1 марта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1918)

24. Министерство финансов Российской Федерации обобщает результаты оценки налоговых расходов Российской Федерации, в том числе предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков, представленные кураторами налоговых расходов в соответствии с пунктом 14 и абзацем вторым пункта 23 настоящих Правил, и представляет их для рассмотрения в Правительственную комиссию до 30 апреля.

Правительственная комиссия рассматривает представленные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта результаты оценки налоговых расходов Российской Федерации.

Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Российской Федерации учитываются при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации.

(п. 24 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2024 N 955)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Министерство финансов Российской Федерации в случае необходимости уточнения методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации на основании информации, представленной в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил, направляет кураторам налоговых расходов соответствующие предложения.

(п. 25 введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2024 N 955)