2.9. Рекомендации по доведению экстренной информации до населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, в том числе с неразвитой инфраструктурой связи

2.9. Рекомендации по доведению экстренной информации

до населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных

населенных пунктах, в том числе с неразвитой

инфраструктурой связи

Одними из задач государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способов их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Российской Федерации, в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Информационное общество" <29> являются:

--------------------------------

<29> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".

устранение цифрового неравенства между городскими и сельскими жителями, предоставление возможности оказания современных услуг связи жителям населенных пунктов с численностью населения от 100 до 500 человек;

развитие инфраструктуры связи для обеспечения возможности широкополосного доступа к сети "Интернет" домохозяйств в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных населенных пунктах.

Перечень населенных пунктов с неразвитой инфраструктурой связи с населением от ста до пятисот человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе точки доступа, которые должны быть оборудованы средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, утвержден приказом Минцифры России от 03.07.2023 N 606 (зарегистрирован в Минюсте России 14.08.2023 N 74775).

В результате реализации федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" <30> доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема цифровых эфирных обязательных телерадиоканалов и охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания, составляет 98,4%, а доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания - 98,1%.

--------------------------------

<30> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 985 "О федеральной целевой программе "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2018 годы".

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р "О концепции федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы".

Для жителей населенных пунктов, которые находятся вне зоны охвата цифровым эфирным наземным вещанием, как приоритетный вариант обеспечения доступности обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов первого и второго мультиплексов предусмотрено непосредственное спутниковое вещание (далее - НСТВ) <31>.

--------------------------------

<31> "Официальный сайт Минцифры России digital.gov.ru", 2021.

В целях обеспечения доступности обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов для 1,5% населения, проживающего вне зоны охвата цифровым эфирным наземным вещанием, принят Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 529-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "О связи".

Законом установлена обязанность операторов спутникового телевидения обеспечивать жителям населенных пунктов вне зоны цифрового эфирного вещания возможность просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телерадиоканалов без абонентской платы на основании договора при условии однократной оплаты подключения к сети оператора и наличия приемного оборудования (в случае, если договор на предоставление услуг спутникового телевидения уже имеется, для получения возможности просмотра и прослушивания обязательных общедоступных телерадиоканалов без абонентской платы его необходимо перезаключить).

Минцифры России утвержден и размещен на официальном сайте в сети Интернет (https://digital.gov.ru/ru/documents/6390) перечень населенных пунктов, расположенных вне зоны охвата сетью эфирной цифровой наземной трансляции обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, с указанием для каждого населенного пункта перечня операторов НСТВ, оказывающих услуги связи для целей телевизионного вещания и радиовещания с использованием сетей спутникового телерадиовещания в таких населенных пунктах.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от количества людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, пострадавших в этих ситуациях, размеров материального ущерба, а также границ зон распространения чрезвычайных ситуаций <32>.

--------------------------------

<32> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров".

Организация оповещения населения, в том числе перечень мероприятий, задействуемые силы и средства оповещения, сети связи и вещания и сроки их выполнения, с учетом возможных чрезвычайных ситуаций, отражаются в плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования (плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации) <33>.

--------------------------------

<33> "Методические рекомендации по планированию действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном, муниципальном и объектовом уровнях" (утв. МЧС России от 15 марта 2021 г.).

Мероприятия по гражданской обороне, аналогично разрабатываются и реализуются в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения <34>.

--------------------------------

<34> Статья 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций локального характера организация и оповещение населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами территорий опасных производственных объектов I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности, осуществляются организациями, эксплуатирующими эти производства, объекты и сооружения.

Отдаленные и труднодоступные населенные пункты в основном это сельские поселения. К вопросам местного значения сельского поселения организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не относятся <35>. Данные вопросы относятся к вопросам местного значения и реализуются муниципальным районом <36>.

--------------------------------

<35> Статья 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

<36> Пункт 23 ч. 1, 3 и 4 ст. 14, пункт 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера введение режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также принятие решения об оповещении населения осуществляется главой местной администрации (главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию) или лицом, временно исполняющим его обязанности <37>.

--------------------------------

<37> Пункт "б" ч. 8 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях".

Непосредственные действия по включению и задействованию муниципальной системы оповещения населения осуществляются уполномоченным дежурным диспетчером органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне - единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования, подведомственной органу местного самоуправления.

При угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера введение режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также принятие решения об оповещении населения осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) <38>.

--------------------------------

<38> Статья 44 Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Непосредственные действия по включению и задействованию региональной системы оповещения населения осуществляются соответственно уполномоченными оперативными дежурными организации (подразделения) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающей деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе оповещения населения <39>.

--------------------------------

<39> Пункт "в" ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".