<Письмо> ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/38@ <Об осуществлении валютного контроля в отношении резидентов новых субъектов Российской Федерации в части соблюдения ими порядка уведомления и представления отчетности по зарубежным счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 июля 2023 г. N Д-5-17/38@

Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по вопросам осуществления валютного контроля в отношении резидентов новых субъектов Российской Федерации <1> в части соблюдения ими порядка уведомления и представления отчетности по зарубежным счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка (далее - счета; организации финансового рынка).

--------------------------------

<1> Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области".

В соответствии с положениями Закона N 173-ФЗ <2>, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в зарубежных организациях финансового рынка <3>, а также представлять отчеты <4> по таким счетам в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (для физических лиц) и постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (части 2, 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

<3> Формы представления уведомлений и форматы представления уведомлений в электронной форме установлены приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@.

<4> Отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

При этом резидентами в понятии Закона N 173-ФЗ являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).

Таким образом, с момента приобретения статуса "валютного" резидента (для физического лица - получение гражданства Российской Федерации либо вида на жительство Российской Федерации; для юридического лица - внесение записи в ЕГРЮЛ <5>) у лица в соответствии с частями 2 и 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ возникают обязанности по представлению в налоговый орган уведомлений <6> и отчетов.

--------------------------------

<5> Юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения на "новых территориях", приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации (пункт 7 статьи 19.1 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

<6> Уведомление об открытии (закрытии) и об изменении реквизитов счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

При этом уведомлять налоговый орган о счетах, открытых (закрытых) до приобретения статуса "валютного" резидента, не требуется.

В случае, если реквизиты ранее открытого счета были изменены после приобретения лицом статуса "валютного" резидента или такой счет закрыт, когда лицо уже являлось "валютным" резидентом, необходимо уведомить об этом налоговый орган в установленном Законом N 173-ФЗ порядке.

Отчеты представляются по всем счетам в зарубежных организациях финансового рынка резидента, открытым как до, так и после получения им указанного статуса, начиная с отчетного периода, в котором такой статус был приобретен.

Обращаем внимание, что представление уведомлений и отчетов по зарубежным счетам не требуется при условии пребывания физического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации в совокупности более 183 дней в календарном году (часть 8 статьи 12 Закона N 173-ФЗ) <7>.

--------------------------------

<7> В том числе учитывается период пребывания физического лица за рубежом, в том числе на территориях новых субъектов Российской Федерации до их принятия в Российскую Федерацию, до получения статуса "валютного" резидента.

В случае отсутствия каких-либо необходимых для заполнения отчета сведений (например, при невозможности получить сведения от организаций финансового рынка, располагающихся в недружественных странах), в отчетах отражаются все имеющиеся у резидента данные, а в остальных графах проставляются нулевые значения. Одновременно с таким отчетом подается заявление с пояснениями о причинах неполного заполнения отчета и иными подтверждающими документами.

При наличии признака нарушения резидентом требований о представлении уведомлений и отчетности по зарубежным счетам налоговый орган в каждом случае рассматривает вопрос о наличии вины лица в совершенном нарушении. При этом должностным лицом налогового органа оцениваются все обстоятельства, имеющие значение для дела, вследствие которых исполнение установленных валютным законодательством Российской Федерации требований невозможно.

В случае отсутствия вины в совершенном нарушении лицо не подлежит административной ответственности (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ), административное дело не подлежит возбуждению, а начатое производство по делу подлежит прекращению.

Обращаем внимание, что административное наказание за впервые совершенное административное правонарушение, связанное с представлением уведомлений/отчетов (части 2 и 2.1, 6, 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ), подлежит замене на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.1.1 КоАП РФ).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручается довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Ю.В.ШЕПЕЛЕВА