IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

12. Для участия в дорожном движении высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства субъект экспериментального правового режима должен застраховать и поддерживать застрахованным в период эксплуатации в рамках экспериментального правового режима высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму не менее 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства.

13. Для участия в дорожном движении высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства субъект экспериментального правового режима подтверждает безопасность высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства путем составления декларации о безопасности высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства.

14. Декларация о безопасности высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства должна подтверждать соответствие высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства следующим требованиям:

а) соответствие высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства нормативным техническим требованиям с учетом следующих особенностей:

отсутствуют дополнительные предметы или покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя-испытателя (за исключением камер, используемых для детектирования динамических и статических объектов, находящихся впереди высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, установленных в верхней и нижней частях ветрового стекла, антибликовых кожухов камер, зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла);

габаритная ширина высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства не превышает 2710 миллиметров (допускается отклонение при использовании высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства на самостоятельном и обособленном рельсовом пути);

б) производителем легкорельсовых транспортных средств или иной экспертной организацией в области наземного городского электрического транспорта подтверждено, что эксплуатационные свойства высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства не нарушены и оно является безопасным для участия в дорожном движении;

в) наличие установленной в высокоавтоматизированном рельсовом транспортном средстве автоматизированной системы управления, которая:

обеспечивает соблюдение Правил дорожного движения;

осуществляет контроль дорожно-транспортной обстановки средствами технического зрения;

безопасно и предсказуемо взаимодействует с другими участниками дорожного движения;

безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые другими участниками дорожного движения, в целях сведения к минимуму потенциальных последствий таких ошибок;

имеет возможность диагностирования неисправностей автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации;

действует только в пределах установленной среды штатной эксплуатации;

в состоянии создавать условия, которые обеспечивают при необходимости безопасную остановку высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения в случае сбоя в работе автоматизированной системы управления или иной системы высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

в состоянии создавать условия, которые обеспечивают минимальный возможный уровень риска в случае сбоя в работе автоматизированной системы управления или иной системы высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

обеспечивает возможность проверки функционирования автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации, включая получение информации об активном или неактивном автоматизированном режиме управления, нахождении в среде штатной эксплуатации, наличии ошибок, препятствующих функционированию автоматизированной системы управления;

реагирует на непредвиденные ситуации таким образом, чтобы свести до минимума опасность для пассажиров, водителей-испытателей, инженеров-испытателей этого высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства или других участников дорожного движения;

обменивается информацией с пассажирами, водителями-испытателями, инженерами-испытателями высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства и другими участниками дорожного движения последовательным образом посредством предоставления им достаточных данных, касающихся состояния этого высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства и планируемых действий автоматизированной системы управления;

обеспечивает безопасный проезд участков маршрута, на которых существует высокий риск касания высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства с трамваем, движущимся по смежному пути (далее - узкий участок маршрута). При наличии на узком участке маршрута движущегося трамвая высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство производит остановку перед границами такого узкого участка маршрута на время движения трамвая, после чего продолжает движение по маршруту;

имеет возможность деактивации безопасным способом и передачи управления водителю-испытателю в ситуациях, при которых автоматизированная система управления не способна осуществлять безопасное управление этим высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством;

г) субъектом экспериментального правового режима обеспечено оснащение высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства:

устройством для непрерывной некорректируемой регистрации и хранения данных датчиков автоматизированной системы управления, обеспечивающим запись информации в формате, доступном только для чтения (требование считается выполненным в случае реализации указанного функционала встроенными бортовыми устройствами высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства);

устройствами для непрерывной некорректируемой видеорегистрации, которые осуществляют непрерывную фиксацию действий водителя-испытателя, инженеров-испытателей и (или) пассажиров высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства и окружающей дорожно-транспортной обстановки во время эксплуатации (требование считается выполненным в случае реализации указанного функционала встроенными бортовыми устройствами высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства);

устройством для активации и деактивации автоматизированной системы управления, доступ к которому обеспечивается для водителя-испытателя или оператора;

специальным знаком "Автономное управление" (в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета (сторона треугольника не менее 200 миллиметров, ширина каймы - 0,1 стороны), в который вписана буква "А" черного цвета), который устанавливается на ветровое стекло, а также внешнее заднее центральное стекло, переднюю и заднюю нижние части левого и правого бортов высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

устройством, позволяющим водителю-испытателю, находящемуся на месте водителя-испытателя в высокоавтоматизированном рельсовом транспортном средстве, выполнить торможение высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, в том числе экстренное торможение, вплоть до его полной остановки;

программно-аппаратным комплексом, позволяющим оператору осуществлять дистанционный выбор маршрута и мест остановки высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства (для высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории);

специальными маркировками, нанесенными на ветровое стекло, а также внешнее заднее центральное стекло, переднюю и заднюю нижние части левого и правого бортов высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, содержащими номер телефона, по которому в случае дорожно-транспортного происшествия любой участник дорожного движения или третьи лица будут иметь возможность связи с субъектом экспериментального правового режима (для высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории);

д) при деактивации автоматизированной системы управления высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории управление им передается водителю-испытателю;

е) деактивация автоматизированной системы управления высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории оператором возможна только после его полной остановки;

ж) при выходе или ожидаемом выходе автоматизированной системы управления, установленной в высокоавтоматизированном рельсовом транспортном средстве 1 категории, из среды штатной эксплуатации автоматизированная система управления должна четко и эффективно звуковым, визуальным, тактильным или иным способом заблаговременно уведомлять водителя-испытателя об ожидаемом выходе за пределы установленной среды штатной эксплуатации и о необходимости принятия водителем-испытателем управления высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством 1 категории;

з) при выходе или ожидаемом выходе автоматизированной системы управления, установленной в высокоавтоматизированном рельсовом транспортном средстве 2 категории, из среды штатной эксплуатации автоматизированная система управления должна четко и эффективно звуковым, визуальным, тактильным или иным способом заблаговременно уведомлять оператора об ожидаемом выходе за пределы установленной среды штатной эксплуатации и предусматривать возможность безопасной остановки высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории с обеспечением возможности для пассажира выйти из высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории;

и) высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории должно оставаться в автоматизированном режиме управления до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им на себя. Автоматизированная система управления высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства должна обеспечивать возможность проверки функционирования автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации, включая получение информации об активном (или неактивном) автоматизированном режиме управления, о нахождении в среде штатной эксплуатации, наличии ошибок, препятствующих функционированию автоматизированной системы управления;

к) обеспечена возможность связи инженера-испытателя и (или) пассажира высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства с представителями службы технической поддержки субъекта экспериментального правового режима;

л) определена среда штатной эксплуатации, в рамках которой субъект экспериментального правового режима гарантирует безопасность автоматизированного режима управления. В среде штатной эксплуатации в обязательном порядке определяются виды дорог, географические условия окружающей среды и иные ограничения, в пределах которых разрешается использование автоматизированной системы управления, а также обязательность нахождения водителя-испытателя в высокоавтоматизированном рельсовом транспортном средстве 1 категории на месте водителя-испытателя или маршрутизации и диспетчеризации движения высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории во время эксплуатации со стороны оператора (в случае эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории);

м) высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство оснащено средствами, направленными на обеспечение информационной безопасности, предотвращающими внешнее вмешательство в работу автоматизированной системы управления, за исключением случаев, если такое вмешательство предусмотрено самой автоматизированной системой управления в целях обеспечения безопасности, включая вмешательство оператора.

15. Под внешним вмешательством в работу автоматизированной системы управления в целях настоящей Программы понимаются любое воздействие лица, за исключением водителя-испытателя, инженера-испытателя и оператора, осуществляемое в том числе путем использования программных средств на автоматизированный режим управления в ходе эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, а также получение возможности осуществления такого воздействия в порядке, не предусмотренном настоящей Программой. При обнаружении внешнего вмешательства в работу автоматизированной системы управления:

а) автоматизированная система управления:

уведомляет водителя-испытателя или оператора высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории или высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории соответственно об обнаружении внешнего вмешательства путем звукового сигнала и (или) иным способом, предусмотренным программно-техническими решениями в рамках высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

уведомляет инженеров-испытателей и пассажиров высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории о необходимости высадки из высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории после его полной остановки путем звукового сигнала и (или) иным способом, предусмотренным программно-техническими решениями в рамках высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории;

вносит запись об обнаружении внешнего вмешательства и времени его обнаружения в журнал событий автоматизированной системы управления;

осуществляет остановку высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, открытие дверей, отключение автоматизированной системы управления в указанной последовательности;

б) водитель-испытатель:

переводит высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории в режим ручного управления, осуществляет дальнейшее управление высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством 1 категории в ручном режиме;

в случае если автоматизированной системой управления не были осуществлены остановка высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории, открытие дверей, отключение автоматизированной системы управления, осуществляет остановку высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории, открытие дверей, отключение автоматизированной системы управления;

передает по телефонному номеру "112" информацию о факте обнаружения внешнего вмешательства в работу автоматизированной системы управления и возможном наличии либо отсутствии вреда жизни и здоровью людей;

оценивает техническое состояние и работоспособность высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории;

в случае если по результатам произведенной водителем-испытателем оценки установлено, что внешнее вмешательство не оказало воздействия на систему управления, тормозную систему, систему светового оповещения и иные системы автоматизированной системы управления, не входящие в число подсистем автоматизированной системы управления и системы сенсоров, вправе продолжить эксплуатацию высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории в ручном режиме по заданному маршруту до конечной остановки, после чего высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории должно быть отправлено в депо для проведения технического обслуживания;

в случае если по результатам произведенной водителем-испытателем оценки установлено, что внешнее вмешательство оказало воздействие на систему управления, тормозную систему, систему светового оповещения и иные системы автоматизированной системы управления, не входящие в число подсистем автоматизированной системы управления и системы сенсоров, либо указанные обстоятельства не могут быть установлены водителем-испытателем на месте остановки высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории с высокой степенью достоверности, опускает токоприемник пантографного или полупантографного типа высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории, обесточивает высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории, осуществляет высадку инженеров-испытателей и пассажиров, отправляет высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории в депо посредством эвакуатора;

в) оператор:

в случае если автоматизированной системой управления не были осуществлены остановка высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, открытие дверей, отключение автоматизированной системы управления, осуществляет остановку высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, открытие дверей, отключение автоматизированной системы управления;

передает по телефонному номеру "112" информацию о факте обнаружения внешнего вмешательства в работу автоматизированной системы управления и возможном наличии либо отсутствии вреда жизни и здоровью людей;

уведомляет представителя субъекта экспериментального правового режима о необходимости прибытия технических специалистов к месту нахождения высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории;

г) субъект экспериментального правового режима:

обеспечивает прибытие технических специалистов в течение часа с момента поступления информации оператора о факте обнаружения внешнего вмешательства в работу автоматизированной системы управления к месту нахождения высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории;

обеспечивает оценку технического состояния и работоспособности высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории;

в случае если по результатам произведенной оценки установлено, что внешнее вмешательство не оказало воздействия на систему управления, тормозную систему, систему светового оповещения и иные системы автоматизированной системы управления, входящие в число подсистем автоматизированной системы управления и системы сенсоров, уведомляет оператора о возможности продолжить эксплуатацию высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории по заданному маршруту до конечной остановки, после чего высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 2 категории должно быть отправлено в депо для проведения технического обслуживания;

в случае если по результатам произведенной оценки установлено, что внешнее вмешательство оказало воздействие на систему управления, тормозную систему, систему светового оповещения и (или) иные системы автоматизированной системы управления, входящие в число подсистем автоматизированной системы управления и системы сенсоров, либо указанные обстоятельства не могут быть установлены на месте остановки высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории с высокой степенью достоверности, обеспечивает опущение токоприемника пантографного или полупантографного типа высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, обесточивание высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, отправку высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории в депо посредством эвакуатора.

16. Субъект экспериментального правового режима обязан:

а) владеть высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством на праве собственности, хозяйственного ведения или на ином законном основании;

б) соблюдать при внесении изменений в конструкцию легкорельсового транспортного средства требования к высокоавтоматизированному рельсовому транспортному средству, указанные в пункте 14 настоящей Программы;

в) предпринимать меры по устранению недостатков автоматизированной системы управления, выявленных в ходе эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

г) предпринимать необходимые меры по получению информации о несоответствии высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства требованиям безопасности во время его эксплуатации;

д) производить обновления программного обеспечения автоматизированной системы управления, которые необходимы для устранения выявленных угроз безопасности участников дорожного движения, включая угрозы информационной безопасности;

е) при эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств представлять в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство, в государственную информационную систему субъекта Российской Федерации данные:

о владельце высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

о местоположении высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства с указанием статусов;

о регистрационном (бортовом) номере высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства и его категории (высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 1 категории или высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство 2 категории);

ж) информировать пассажиров высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства о недопустимости вмешательства в управление высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством.

17. Эксплуатация высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории осуществляется с учетом следующего:

а) ввод в эксплуатацию высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории осуществляется субъектом экспериментального правового режима в 2 этапа хотя бы для одной единицы высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства:

на первом этапе эксплуатация высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории осуществляется при постоянном контроле со стороны водителя-испытателя, находящегося на месте водителя-испытателя в кабине водителя, за движением высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории с учетом особенностей, установленных настоящей Программой. При этом субъект экспериментального правового режима вправе перейти к реализации второго этапа при достижении всех следующих критериев:

наличие в рамках первого этапа пробега высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории не менее 3 тыс. километров или его эксплуатации не менее 150 часов;

отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории, произошедших по причине нарушения Правил дорожного движения при автоматизированном режиме управления за последние 3 тыс. километров пробега или 150 часов его эксплуатации соответственно;

субъектом экспериментального правового режима не выявлено технологических и (или) организационных препятствий для перехода на второй этап;

на втором этапе эксплуатация высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории осуществляется при постоянном контроле со стороны водителя-испытателя, находящегося на месте водителя-испытателя в салоне, за движением высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории;

б) субъект экспериментального правового режима вправе перейти к эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории при достижении всех следующих критериев:

наличие в рамках второго этапа пробега высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории не менее 3 тыс. километров или его эксплуатации не менее 150 часов;

отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 1 категории, произошедших по причине нарушения Правил дорожного движения при автоматизированном режиме управления за последние 3 тыс. километров пробега или 150 часов его эксплуатации соответственно;

субъектом экспериментального правового режима не выявлено технологических и (или) организационных препятствий для перехода к эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории.

18. Эксплуатация высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) до начала эксплуатации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории субъект экспериментального правового режима разрабатывает программы подготовки операторов и систему внутреннего контроля по допуску операторов к выполнению своих обязанностей;

б) ввод в эксплуатацию высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории в каждой выбранной для этого зоне эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств осуществляется субъектом экспериментального правового режима в 3 этапа хотя бы для одной единицы высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории:

на первом этапе эксплуатация высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории осуществляется при постоянном удаленном мониторинге его движения со стороны оператора (из расчета один оператор на одну единицу высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории) и визуальном наблюдении за его движением со стороны работника субъекта экспериментального правового режима (из расчета один работник субъекта экспериментального правового режима не более чем на 3 единицы высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории). При этом субъект экспериментального правового режима вправе перейти к реализации второго этапа при достижении всех следующих критериев:

наличие в рамках первого этапа пробега высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории не менее 3 тыс. километров или его эксплуатации не менее 150 часов;

отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, произошедших по причине нарушения Правил дорожного движения при автоматизированном режиме управления за последние 3 тыс. километров пробега или 150 часов его эксплуатации соответственно;

субъектом экспериментального правового режима не выявлено технологических и (или) организационных препятствий для перехода на второй этап;

на втором этапе эксплуатация высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории осуществляется при постоянном удаленном мониторинге его движения со стороны оператора (из расчета один оператор на одну единицу высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории). При этом субъект экспериментального правового режима вправе приступить к реализации третьего этапа при достижении всех следующих критериев:

наличие в рамках второго этапа пробега высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории не менее 3 тыс. километров или его эксплуатации не менее 150 часов;

отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, произошедших по причине нарушения Правил дорожного движения при автоматизированном режиме управления за последние 3 тыс. километров пробега или 150 часов его эксплуатации соответственно;

субъектом экспериментального правового режима не выявлено технологических и (или) организационных препятствий для перехода на третий этап;

на третьем этапе эксплуатация высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории осуществляется при постоянном удаленном мониторинге его движения со стороны оператора (из расчета один оператор на не более чем 10 единиц высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории).

19. Оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории, в том числе на возмездной основе, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) субъект экспериментального правового режима вправе приступить к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа, в том числе на возмездной основе, при соблюдении условий, установленных подпунктом "б" пункта 17 настоящей Программы;

б) внутри салона высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, применяемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, должны быть размещены номера контактных телефонов службы технической поддержки субъекта экспериментального правового режима.

20. К водителю-испытателю и оператору устанавливаются следующие требования:

а) наличие водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории;

б) отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством соответствующей категории, включая отсутствие признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, подтверждение которого осуществляется субъектом экспериментального правового режима, в случае выявления признаков, свидетельствующих о возможности наличия таких противопоказаний;

в) отсутствие случаев привлечения к административной ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения, предусматривающие лишение права управления транспортным средством соответствующей категории, за последние 3 года;

г) наличие стажа вождения транспортных средств соответствующей категории не менее одного года.

21. Водитель-испытатель обязан:

а) руководствоваться требованиями Правил дорожного движения с учетом требований настоящей Программы;

б) изучить руководство водителя-испытателя по работе с автоматизированной системой управления, утверждаемое субъектом экспериментального правового режима;

в) находиться на месте водителя-испытателя в высокоавтоматизированном рельсовом транспортном средстве при автоматизированном режиме управления либо в кабине водителя при ручном режиме управления;

г) использовать автоматизированную систему управления только в пределах определенной субъектом экспериментального правового режима среды штатной эксплуатации;

д) не отвлекаться от контроля за дорожно-транспортной обстановкой во время работы автоматизированной системы управления (в том числе не допускается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук);

е) незамедлительно принять управление высокоавтоматизированным рельсовым транспортным средством в следующих случаях:

автоматизированная система управления подала сигнал о такой необходимости;

при выходе или ожидаемом выходе работы автоматизированной системы управления за пределы среды штатной эксплуатации;

при наличии ошибок или сбоя в работе автоматизированной системы управления;

для предотвращения аварийной ситуации;

ж) осуществлять иные функции в соответствии с настоящей Программой.

22. Инженер-испытатель обязан:

а) осуществлять наблюдение за движением и надлежащим функционированием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, в том числе при нахождении внутри высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства;

б) осуществлять вмешательство в функционирование высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства при необходимости его корректировки при условии предварительного уведомления водителя-испытателя или оператора;

в) осуществлять иные функции в соответствии с настоящей Программой.

23. Оператор обязан:

а) пройти обучение по программе подготовки оператора, утверждаемой субъектом экспериментального правового режима;

б) осуществлять контроль за параметрами работы автоматизированной системы управления;

в) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия немедленно передать по телефонному номеру "112" информацию о факте дорожно-транспортного происшествия и возможном наличии либо отсутствии вреда жизни и здоровью его участников;

г) выполнять активацию и деактивацию автоматизированной системы управления, диспетчеризацию и маршрутизацию движения (выбор точек маршрута и путей следования, в том числе вынужденную остановку в безопасном месте);

д) осуществлять контроль соответствия условий эксплуатации заданным параметрам (погода, состояние инфраструктуры, маршруты и иные условия);

е) осуществлять иные функции в соответствии с настоящей Программой.

24. Обязанности пассажира высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства соответствуют обязанностям пассажира, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами дорожного движения.

25. При необходимости остановки высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории во время движения сотрудник полиции осуществляет прямую связь с оператором по номеру телефона, нанесенному на ветровое стекло, а также внешнее заднее центральное стекло, переднюю и заднюю нижние части левого и правого бортов высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства и размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), и сообщает о необходимости осуществить остановку этого высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, продиктовав оператору регистрационный (бортовой) номер транспортного средства. При получении требования сотрудника полиции об остановке указанного высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства оператор обеспечивает его остановку в ближайшем безопасном месте, при этом субъект экспериментального правового режима обязан обеспечить прибытие своего уполномоченного представителя на место остановки в течение часа с момента поступления от сотрудника полиции требования о его остановке, если сотрудник полиции обратился с требованием о прибытии такого представителя.

26. В случае дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства любой участник дорожного движения может установить связь с субъектом экспериментального правового режима посредством телефонного звонка или направления смс-сообщения по номеру телефона, нанесенному на ветровое стекло, а также внешнее заднее центральное стекло, переднюю и заднюю нижние части левого и правого бортов высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства, а также размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в сети "Интернет".

Субъект экспериментального правового режима должен в течение часа с момента получения информации о дорожно-транспортном происшествии обеспечить прибытие своего уполномоченного представителя на место дорожно-транспортного происшествия для оформления дорожно-транспортного происшествия.

27. В рамках разбора и оформления дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства каждая из сторон дорожно-транспортного происшествия представляет пояснения относительно обстоятельств происшествия и имеющиеся доказательства. Уполномоченный представитель субъекта экспериментального правового режима обязан представить в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее производство по делу по факту дорожно-транспортного происшествия, непрерывные видеозаписи с камер видеонаблюдения высокоавтоматизированного транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии (видеоматериалы, позволяющие оценить окружающую обстановку, в формате mp4, avi или mkv). Качество видеозаписи должно позволять детально оценить окружающую обстановку в момент дорожно-транспортного происшествия в любое время суток и при любых погодных условиях. Видеозапись должна содержать момент дорожно-транспортного происшествия, а также период, включающий 30 секунд до и после такого момента.

28. В случае дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, повлекшего причинение вреда жизни и здоровью людей, оператор обращается в экстренные оперативные службы. Факт дорожно-транспортного происшествия оформляется в соответствии с Правилами дорожного движения, при этом субъект экспериментального правового режима обязан в течение часа с момента дорожно-транспортного происшествия обеспечить присутствие своего уполномоченного представителя при оформлении дорожно-транспортного происшествия.

Оператор несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение Правил дорожного движения и причинение вреда жизни и здоровью участников дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории в случае, если установлено, что нарушение Правил дорожного движения и дорожно-транспортное происшествие произошли в связи с недостатками при осуществлении маршрутизации и диспетчеризации высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории.

Единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение Правил дорожного движения и причинение вреда жизни и здоровью участников дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории, произошедших по причине неисправного технического состояния высокоавтоматизированного рельсового транспортного средства 2 категории.

29. Субъект экспериментального правового режима обязан в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2024 г. N 1006 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств (трамваев)" направить в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации уведомление в письменной форме, информирующее о номере телефона, по которому можно связываться с уполномоченным представителем субъекта экспериментального правового режима для решения вопросов, возникающих в связи с эксплуатацией высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств субъекта экспериментального правового режима. В случае изменения такого номера телефона субъект экспериментального правового режима обязан в течение 10 календарных дней со дня такого изменения в письменной форме уведомить об этом высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется высокоавтоматизированное транспортное средство, Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации.

30. Зоны эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируются высокоавтоматизированные рельсовые транспортные средства, по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации в соответствии с заявкой субъекта экспериментального правового режима, направляемой в этот высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

Заявка субъекта экспериментального правового режима об установлении зон эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории подлежит рассмотрению высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируются высокоавтоматизированные рельсовые транспортные средства, в 30-дневный срок со дня ее поступления с учетом согласования такого акта с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявки субъекта экспериментального правового режима об установлении зон эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируются высокоавтоматизированные рельсовые транспортные средства, по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации принимает акт, устанавливающий зоны эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории для субъекта экспериментального правового режима, подавшего заявку.

Установление зоны эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории на основных трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны не допускается.

31. Субъект экспериментального правового режима уведомляет Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации об установленных высшим исполнительным органом зонах эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории не позднее чем за 10 рабочих дней до начала эксплуатации таких высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств.

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируются высокоавтоматизированные рельсовые транспортные средства, обеспечивает размещение информации об установленных зонах эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 1 категории и высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств 2 категории на своем официальном сайте и (или) на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" не позднее даты начала эксплуатации, указанной в уведомлении субъекта экспериментального режима, представленном в соответствии с настоящим пунктом.

32. В случае принятия решения о прекращении (временной или частичной приостановке) движения высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации или его отдельной территории субъект экспериментального правового режима обязуется прекратить (временно или частично приостановить) движение высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств на соответствующей территории субъекта Российской Федерации в соответствии со сроками и ограничениями, установленными актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство.

О введении или отмене указанных ограничений движения высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется высокоавтоматизированное рельсовое транспортное средство, своевременно информирует субъекты экспериментального правового режима.

33. Решение о прекращении (временной или частичной приостановке) движения высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств в отдельных зонах эксплуатации высокоавтоматизированных рельсовых транспортных средств принимается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 настоящей Программы в том числе на основании обращения Федеральной службы охраны Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

О принятии указанного в абзаце первом настоящего пункта решения высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации своевременно информирует субъекты экспериментального правового режима.