Правила, утвержденные данным документом, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2024 года.

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 июля 2024 г. N 1005

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

ИСТОЧНИКОМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ФОНДА ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ОТНЕСЕННЫХ

К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесенных к чрезвычайным ситуациям регионального характера (далее соответственно - чрезвычайные ситуации, субсидии).

2. В целях настоящих Правил под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:

а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка);

в) предметы мебели для сна - кровать (диван);

г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).

3. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 4 настоящих Правил.

4. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на следующие цели:

а) проведение аварийно-спасательных работ по перечню согласно приложению;

б) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более 6 месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное размещение - до 913 рублей на человека в сутки, за питание - до 415 рублей на человека в сутки);

в) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 15 тыс. рублей на человека;

г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 75 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 150 тыс. рублей на человека);

д) выплата единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1,5 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий или средней тяжести вред - в размере 600 тыс. рублей на человека, легкий вред - 300 тыс. рублей на человека);

е) возмещение понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами расходов, связанных с реализацией мероприятий, направленных на развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан, оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам в случае ликвидации чрезвычайных ситуаций, и соответствующих целям, предусмотренным подпунктами "б" - "д" настоящего пункта.

5. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых для предоставления субсидии на цели, указанные в пункте 4 настоящих Правил, устанавливается актом Правительства Российской Федерации на основании следующих документов, представленных высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) заявка о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение проведения аварийно-спасательных работ с приложением государственных (муниципальных) контрактов (договоров) между исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) и организациями о выполнении аварийно-спасательных работ;

б) список граждан, находившихся в пункте (пунктах) временного размещения и питания для эвакуируемых граждан;

в) список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи;

г) список граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости;

д) список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью;

е) список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи.

6. Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляется в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не использованного на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более одного процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

7. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникает расходное обязательство субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

8. Формы документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, порядок их подготовки и представления утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

9. Предоставление субсидий в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:

проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:

проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

утрата гражданином имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

10. Критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

11. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является возникновение чрезвычайной ситуации на территории данного субъекта Российской Федерации.

12. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета устанавливается равным предельному уровню софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенному в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

13. Размер потребности на финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (S), определяется по формуле:

00000001.wmz

где:

A - расходы на проведение аварийно-спасательных работ по заявке, указанной в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил;

M - расходы на пребывание в пункте (пунктах) временного размещения и питания на одного человека в сутки, не превышающие 1328 рублей;

K - число эвакуируемых граждан, находившихся в пункте (пунктах) временного размещения и питания, по списку, указанному в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил;

Ni - фактическое количество суток пребывания i-го гражданина из числа эвакуируемых граждан в пункте (пунктах) временного размещения и питания;

E - число граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, по списку, указанному в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил;

C1 - расходы на оказание единовременной материальной помощи в размере 15 тыс. рублей;

F - число граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости, по списку, указанному в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил;

C2 - расходы на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 75 тыс. рублей;

H - число граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости, по списку, указанному в подпункте "г" пункта 5 настоящих Правил;

C3 - расходы на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 150 тыс. рублей;

V - число граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением легкого вреда здоровью, по списку, указанному в подпункте "д" пункта 5 настоящих Правил;

C4 - расходы на предоставление единовременного пособия в связи с получением легкого вреда здоровью в размере 300 тыс. рублей;

W - число граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с получением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, по списку, указанному в подпункте "д" пункта 5 настоящих Правил;

C5 - расходы на предоставление единовременного пособия в связи с получением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в размере 600 тыс. рублей;

Z - число граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, по списку, указанному в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил;

C6 - расходы на предоставление единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) гражданина в размере 1,5 млн. рублей.

14. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации (O), определяется по формуле:

00000002.wmz

где Y - уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

15. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

16. Результатами использования субсидии являются:

количество проведенных аварийно-спасательных работ;

число эвакуируемых граждан, находившихся в пункте (пунктах) временного размещения и питания, и фактическое количество суток пребывания гражданина из числа эвакуируемых граждан в пункте (пунктах) временного размещения и питания;

число граждан, которые получили единовременную материальную помощь;

число граждан, которые получили финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости;

число граждан, которые получили финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости;

число граждан, которые получили единовременное пособие в связи с получением легкого вреда здоровью;

число граждан, которые получили единовременное пособие в связи с получением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;

число граждан, которые получили единовременное пособие в связи с гибелью (смертью) члена семьи.

17. Порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.

18. Перечисление субсидий из федерального бюджета осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

19. Перечисление субсидий осуществляется при представлении субъектами Российской Федерации в территориальные органы Федерального казначейства:

а) утвержденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (председателями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) списков граждан, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 5 настоящих Правил, по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства внутренних дел Российской Федерации, подготовленных по формам, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил;

б) государственных (муниципальных) контрактов (договоров) между исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) и организациями о выполнении аварийно-спасательных работ.

20. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

21. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий путем сравнения фактически достигнутых значений результатов использования субсидии и установленных соглашением плановых значений результатов использования субсидии.

22. Уполномоченные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительные органы субъекта Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, размещают в сроки, установленные соглашением, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также отчет о достижении значений результатов использования субсидии.

23. Выплаты гражданам, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, при чрезвычайной ситуации производятся однократно.

24. Выплаты гражданам, предусмотренные пунктом 4 настоящих Правил, производятся независимо от страховых выплат, осуществляемых страховщиками по заключенным договорам страхования.

25. Настоящие Правила применяются к правоотношениям, связанным с осуществлением выплат постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лицам без гражданства при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.

26. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 18 и 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

27. В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

28. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уполномоченными органами государственного финансового контроля.