I. Оценка текущего состояния сферы культуры

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.11.2021 N 1897)

(см. текст в предыдущей редакции)

Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Государственная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.

Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, фонды культурного развития, проектные офисы. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 287 "О создании Президентского фонда культурных инициатив" создан Президентский фонд культурных инициатив, основной целью деятельности которого является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.

Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2023 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 2015,5 млн. посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2023 году составило в среднем 13,8 посещения при 4,9 посещения в 2013 году.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.

В 2023 году сфера культуры включала 92,97 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе 2,25 тыс. учреждений, расположенных на новых территориях, в которых работает свыше 763,6 тыс. человек.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

Увеличилась доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий учреждений культуры в Российской Федерации с 79,6 процента в 2013 году до 85,7 процента в 2023 году. К 2030 году значение этого показателя ожидается на уровне 90 процентов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 26.08.2022 N 1497.

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2013 - 2023 годах вырос консолидированный бюджет Российской Федерации в сфере культуры. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за указанный период более чем в 2 раза - с 377 млрд. рублей в 2013 году до 903,9 млрд. рублей в 2023 году.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ"), ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2023 N 1749)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2023 году составило 298,79 млн. единиц.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.08.2022 N 1497, от 20.10.2023 N 1749, от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2025 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 320 млн. единиц.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.2023 N 1749, от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях развития креативных (творческих) индустрий реализуется Концепция развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р

(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2024 N 1885)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей);

низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;

здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;

низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);

недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;

значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;

сокращение численности работников в организациях культуры (на 10 процентов по сравнению с 2013 годом);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2023 N 1749)

(см. текст в предыдущей редакции)

отсутствие индексации объемов государственной поддержки отечественного кинопроизводства, что негативно отражается на количестве новых проектов.

Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.