Статья 3. Система проведения спортивных соревнований, порядок определения очередности встреч спортсменов

Статья 3. Система проведения спортивных соревнований,

порядок определения очередности встреч спортсменов

3.1. В спортивных соревнованиях применяются следующие системы проведения:

3.1.1. Круговая система, при которой каждый спортсмен спортивных соревнований или каждая пара поочередно встречается со всеми остальными спортсменами или парами в один или несколько кругов. Порядок определения очередности встреч спортсменов в спортивных соревнованиях по круговой системе определяется таблицами "Очередность встреч спортсменов спортивных соревнованиях по круговой системе" (приложение N 1).

3.1.2. Круговая система с разбиением на подгруппы.

3.1.3. Швейцарская система ("система выборочного жребия"), при которой в зависимости от числа спортсменов (пар), играющих по условиям спортивных соревнований, устанавливается определенное количество туров.

3.1.3.1. Швейцарская система применяется для того, чтобы в ограниченное число туров провести спортивное соревнование с большим числом спортсменов. Перед каждым туром главный секретарь проводит жеребьевку или определяет пары встречающихся между собой спортсменов.

3.1.3.2. Общие требования при проведении жеребьевки и определения очередности встреч спортсменов при швейцарской системе.

Два спортсмена не должны встречаться больше, чем один раз.

Спортсмен, которому был присужден выигрыш без игры (например, партнеру было присуждено поражение за неявку или опоздание на игру) не должен получать его дважды.

Спортсмены, которые не имели партнера, и не игравшие партию вследствие опоздания или неявки одного из партнеров, но которым был присужден выигрыш без игры, при определении цвета не учитываются.

Спортсмены, которые выбывают из спортивных соревнований, не должны в дальнейшем участвовать в образовании пар. Спортсмены, о которых известно заранее, что они не смогут (не будут) играть в очередном туре, не участвуют в образовании пар и им присуждается поражение в этом туре.

В случае участия в спортивном соревновании нечетного количества спортсменов, участник, оказавшийся последним в классификации или после проведения жеребьевки, получает "плюс".

3.1.3.3. Жеребьевка должна проводиться с помощью специального программного обеспечения. В случае отсутствия компьютера или программного обеспечения разрешается проведение жеребьевки вручную при помощи индивидуальных карточек спортсменов.

3.1.3.4. Программное обеспечение "слепого жребия" или "случайных чисел". Программное обеспечение не предусматривает классификации спортсменов, если даже спортсмены имеют индивидуальные рейтинги. Перед началом спортивного соревнования проводится жеребьевка. В первом туре встречаются N 1 с N 2, N 3 с N 4 и так далее, причем нечетные номера играют белыми. В последующих турах пары, играющих определяются жребием между спортсменами, имеющими одинаковое, а при их отсутствии - ближайшее количество очков. Жеребьевка начинается со спортсменов, имеющих наибольшее количество очков.

3.1.3.5. Система жеребьевки с применением только индивидуальных коэффициентов спортсменов.

Перед первым туром все спортсмены классифицируются. Классификация может производиться как с учетом, так и без учета рейтингов. Спортсмены, имеющие рейтинг, размещаются в порядке его убывания. Спортсмены, имеющие одинаковый рейтинг, классифицируются по жребию. После них располагаются спортсмены, не имеющие рейтинга, которые также классифицируются по жребию. Порядковый номер классификации первого тура закрепляется за спортсменом до конца спортивного соревнования.

Классифицированные таким образом спортсмены разделяются на две группы. В первом туре первый спортсмен из верхней группы играет с первым спортсменом из второй группы, второй из первой половины со вторым из второй половины и так далее. Цвет шашек в первой паре определяется жребием. Все спортсмены из верхней половины, имеющие нечетные номера, играют тем же цветом, что и первый, а все, имеющие четные номера - противоположным цветом.

Перед вторым туром спортсмены разделяются на очковые группы, а внутри очковых групп располагаются на основании своих порядковых номеров первого тура. При этом во всех нечетных турах спортсмены классифицируются в порядке возрастания порядковых номеров (то есть выше стоит спортсмен с меньшим порядковым номером), а в четных турах - в порядке убывания.

Образование пар начинается с верхней очковой группы. Если количество спортсменов в группе нечетное, то последний спортсмен опускается в следующую очковую группу и встречается с первым спортсменом этой группы. Если эти спортсмены уже встречались между собой, то соперником спортсмена из верхней очковой группы становится второй спортсмен нижней группы, затем третий и так далее. Если последний спортсмен верхней группы играл со всеми спортсменами нижней группы, то в нижнюю группу опускается предпоследний спортсмен верхней группы и так далее.

Для группы с четным количеством спортсменов образование пар производится следующим образом. Группы разделяются на две равные части. Первый из верхней половины играет с первым из нижней половины. Если они уже играли между собой, то первый из верхней половины играет со вторым из нижней половины и так далее. Если же первый спортсмен из верхней половины играл со всеми спортсменами нижней половины, то он должен играть с последним спортсменом верхней половины, если уже играли, - с предпоследним спортсменом и так далее. Когда соперник для первого спортсмена очковой группы найден, эти два спортсмена выводятся из списков группы и процедура поиска соперника повторяется в том же порядке для первого из оставшихся участников очковой группы. Если в один из моментов окажется, что для первого из оставшихся спортсменов очковой группы нет соперника в своей группе, то последняя из образовавшихся пар разбивается, ее спортсмены возвращаются в группу и для первого спортсмена подбирается другой соперник. При необходимости может быть разбита не одна, а несколько уже образованных пар, однако при этом необходимо стремиться к тому, чтобы количество разбиваемых пар было минимальным.

Во всех последующих турах, начиная с третьего, классификация спортсменов и образование пар производится в соответствии с требованиями Правил.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1.3.5. В случае невозможности составления пар на очередной тур, в соответствии с первым абзацем пункта 3.1.3.2 статьи 2 Правил возможны повторные встречи между спортсменами.

3.1.3.6. При проведении жеребьевки игра с виртуальным соперником учитывается как победа, но не считается победой при распределении мест в спортивном соревновании.

3.1.3.7. Жеребьевка считается законченной и вступает в силу после того, как она будет проведена полностью по всем очковым группам, без противоречия перечисленным принципам. Повторная жеребьевка (в случае ее необходимости) должна затрагивать минимальное число спортсменов.

3.1.3.8. Положением (регламентом) о спортивном соревновании может быть предусмотрен и иной порядок проведения жеребьевки. Например, принудительная жеребьевка в первых турах, жеребьевка спортсменов по группам.

3.1.3.9. При проведении спортивных соревнований по швейцарской системе применяется компьютерная или ручная жеребьевка.

3.1.3.10. При ручной жеребьевке:

если спортсмен спортивных соревнований по швейцарской системе, для которого по окончании спортивного соревнования подсчитывается коэффициент, имеет из-за нечетного числа спортсменов плюс, то за этот плюс ему засчитывается наименьшее количество очков, набранное кем-либо в данном спортивном соревновании;

если в числе партнеров оказывается спортсмен, выбывший из спортивного соревнования, то считается, что в оставшихся партиях он набрал бы количество очков равное среднему результату тех спортсменов, с которыми он находился в одной очковой группе в момент прекращения игры.

3.1.3.11. При компьютерной жеребьевке:

перед каждым туром программой формируются пары встречающихся между собой спортсменов, которые, как правило, являются окончательными. Исключение из этого правила может быть сделано при выявлении ошибки (например, неправильно был введен в программу результат какой-либо сыгранной партии). Также пары соперников могут быть изменены (в том числе и с проведением повторной компьютерной жеребьевки) по мотивированному решению главного судьи спортивных соревнований или лица его замещающего;

при использовании системы дополнительных показателей, для определения мест участников спортивного соревнования, эти дополнительные показатели считаются программой, на которой выполнялась компьютерная жеребьевка.

3.1.4. Швейцарская с выбыванием после N поражений (где N - количество поражений в матчах, после которого спортсмен выбывает из спортивного соревнования).

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1.4.2. Спортсмен, потерпевший N поражений, выбывает из спортивного соревнования и не включается в жеребьевку следующего тура. Число возможных поражений определяется положением (регламентом) о спортивном соревновании.

3.1.4.3. Спортивное соревнование продолжается до тех пор, пока в нем не останется один спортсмен, который объявляется победителем.

3.1.4.4. Распределение остальных мест осуществляется по следующим критериям в порядке приоритета:

больший номер тура, в котором спортсмен выбыл из спортивного соревнования;

количество побед (победа над виртуальным соперником не идет в зачет).

3.1.4.5. В случае равенства показателей спортсмены делят соответствующие места.

3.1.5. Олимпийская система с выбыванием после первого поражения:

спортсмен или пара, проигравшие встречу, выбывают из дальнейшего участия в данных спортивных соревнованиях.

3.1.5.1. Количество спортсменов розыгрыша олимпийской системы должно быть степенью двойки (2, 4, 8, 16, 32 и так далее). В случае участия меньшего числа спортсменов, сетка спортивного соревнования дополняется виртуальными спортсменами до ближайшего числа, равного степени двойки. Спортсмен, получивший в результате жеребьевки себе в соперники виртуального спортсмена в 1 туре, проходит во 2 тур, при этом получает 1 очко без игры.

3.1.5.2. Жеребьевка спортсменов проходит один раз, перед 1 туром, при этом турнирная сетка для всех остальных туров становится фиксированной. Жеребьевка может проводиться при помощи специального программного обеспечения либо вручную.

3.1.5.3. Двоичный логарифм числа спортсменов определяет число кругов розыгрыша (туров): для двух спортсменов - один, для четырех - два, для восьми - три, для шестнадцати - четыре и так далее. Общее число игр, на единицу меньше числа спортсменов. Круги розыгрыша называются по количеству пар спортсменов: для одной пары - "финал" (он определяет победителя), для двух пар - "полуфинал", для четырех пар - "четвертьфинал", для восьми пар - "1/8 финала", для шестнадцати пар - "1/16 финала" и так далее.

3.1.5.3.1. В каждом круге из спортсменов составляются пары, играющие между собой.

3.1.5.3.2. Из каждой пары в следующий круг выходит победитель, а побежденный выбывает из спортивного соревнования.

3.1.5.3.3. Спортсмен, выигравший финальный круг, становится победителем спортивного соревнования, его последний соперник получает второе место. Если положение (регламент) о спортивном соревновании требует определения третьего места, то проводится дополнительный матч за него между двумя спортсменами, проигравшими в двух полуфиналах.

3.1.6. Олимпийская система со вторым шансом (с наличием верхней и нижней сетки):

количество спортсменов розыгрыша олимпийской системы со вторым шансом желательно должно быть степенью двойки (2, 4, 8, 16, 32 и так далее). В случае другого числа спортсменов сетка спортивного соревнования дополняется виртуальными соперниками до ближайшего числа, равного степени двойки. Спортсмен, получивший в результате жеребьевки виртуального соперника в 1 туре, проходит во 2 тур, получая 1 очко без игры.

3.1.6.1. Спортивное соревнование разделено на две сетки - верхнюю и нижнюю (сетку победителей и сетку проигравших). Все участники начинают спортивное соревнование в верхней сетке. Участники разбиваются на пары, которые проводят в первом туре игры между собой.

3.1.6.2. Жеребьевка спортсменов проходит один раз, перед 1 туром верхней сетки, при этом турнирная сетка для всех остальных туров становится фиксированной. Жеребьевка может проводиться вручную, либо при помощи специального программного обеспечения.

3.1.6.3. Победители первого тура выходят во второй тур верхней сетки, проигравшие - переходят в нижнюю сетку.

3.1.6.4. В нижней сетке спортивное соревнование начинается со второго тура. Отбор пар второго и следующих туров определяется турнирной сеткой.

3.1.6.5. Начиная со второго тура, игра проводится одновременно в обеих сетках:

3.1.6.5.1. Выигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в этой же сетке.

3.1.6.5.2. Проигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в нижней сетке.

3.1.6.5.3. Выигравший в нижней сетке переходит в следующий тур в этой же сетке.

3.1.6.5.4. Проигравший в нижней сетке выбывает из спортивного соревнования.

3.1.6.6. Повторный вход в спортивное соревнование не допускается.

3.1.6.7. Между победителями обеих сеток проводится финальный тур, который может также называться "суперфиналом" (тогда последние матчи в каждой из сеток называются "финалами"). В случае поражения в финале победителя верхней сетки допускается дополнительный матч между финалистами. Условие о проведении дополнительного матча определяется положением (регламентом) о спортивном соревновании.

3.1.7. Олимпийская система с повторным входом:

3.1.7.1. В случае неполной сетки в олимпийской системе, если это предусмотрено положением (регламентом) о спортивном соревновании, спортсмен, проигравший матч, может повторно включиться в спортивное соревнование.

3.1.7.2. Олимпийская система с повторным входом отличается от олимпийской системы со вторым шансом тем, что повторно участник заходит в ту же сетку, в которой уже был и проиграл матч, и занимает вакантное место в 1 туре. Выбор места в турнирной сетке, при повторном входе, осуществляется при помощи ручной или компьютерной жеребьевки. Число участников, которые могут повторно войти в спортивное соревнование зависит от количества мест, которые необходимо заполнить в сетке, чтобы она стала полной.

3.1.7.3. Спортсмен, получивший по результатам жеребьевки виртуального соперника в 1 туре, не проходит автоматически во 2 тур, а ожидает спортсмена, который примет повторное участие в спортивном соревновании.

3.1.7.4. Количество повторных участий для одного спортсмена регулируется положением (регламентом) о спортивном соревновании.

3.1.8. Смешанная система, при которой на разных этапах спортивного соревнования применяются разные системы проведения спортивных соревнований.

3.1.9. Система "штурм", при которой спортсмены стартуют с одинаковым начальным рейтингом, установленным положением (регламентом) о спортивном соревновании, и цель достигнуть максимального рейтинга на момент окончания спортивного соревнования.

3.2. Проведение спортивных соревнований с использованием компьютерных программ.

В целях повышения объективности судейства, уменьшения вероятности совершения ошибок при проведении спортивных соревнований, выполнения расчетов рейтингов спортсменов по итогам их выступлений в спортивных соревнованиях, а также оперативной публикации текущих и итоговых результатов спортивных соревнований в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", спортивного соревнования регионального статуса и выше, как правило, должны проводиться с использованием компьютерных программ. Конкретные компьютерные программы, рекомендуемые для применения при проведении спортивных соревнований, определяются уполномоченным органом организатора спортивного соревнования.

3.3. Допускается проведение спортивных соревнований с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (дистанционные спортивные соревнования). При проведении спортивного соревнования с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны применяться системы проведения спортивных соревнований, указанные в пункте 3.1 Правил.

3.3.1. Дистанционные спортивные соревнования с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проводится на виртуальной доске для нард, размещенной на соответствующей игровой платформе.

3.3.2. Каждый спортсмен выступает, находясь в своем субъекте Российской Федерации, если иное не установлено положением (регламентом) о спортивном соревновании.

3.3.3. В спортивных соревнованиях с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" применяются Правила, за исключением следующих подпунктов, пунктов и статей Правил: 10.2.12, 13.4., 13.6, 17.2, 18.1., 18.3., 18.7., 18.10., 18.11., 19.5. - 19.15.2., 24., 25., 28, 29, 33.1.1, 33.1.2, 33.2.1.4 - 33.2.1.6, 36.2 - 36.5, 42.

3.3.4. Термин "нажать часы", "остановить часы", "нажать кнопку турнирных часов", "переключить часы" упомянутые в статьях Правил не применяются. Нажатие и остановка часов происходит автоматически после сделанного хода.

3.3.5. Протесты на действия участников спортивных соревнований с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", повлекшие нарушения Правил, положения (регламента) о спортивном соревновании, подаются в апелляционный комитет в электронном виде в течение 5 минут после окончания матча, но не позднее начала очередного тура.

3.3.6. Каждая игра должна проводиться с обязательной автоматической записью ходов.

3.3.7. Судейская коллегия, осуществляющая спортивное судейство при дистанционной игре, заседает централизованно, в установленном организатором спортивных соревнований месте.

3.3.8. Спортивные соревнования проводятся на игровом сервере в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (на игровых сайтах или в мобильных приложениях), при этом ходы делаются с использованием соответствующего игрового сервера (сайта). При этом обязательным требованием при проведении спортивных соревнований с использованием сети Интернет является использование серверов и хостинговых сервисов, находящихся на территории Российской Федерации.

3.3.9. Кроме того, в случае если во время проведения спортивных соревнований с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется сбор персональных данных, должны учитываться и соблюдаться требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

3.3.10. При проведении спортивного соревнования на игровом сервере (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" учет времени, затраченного на обдумывание ходов, ведется с помощью программного обеспечения игрового сервера (сайта).

3.3.11. При проведении спортивного соревнования на игровом сервере (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" спортсменам запрещается использование какого-либо программного обеспечения, позволяющего получить игровое преимущество перед соперником, а также спортсменам запрещается пользоваться какими-либо подсказками.

3.3.12. При проведении спортивного соревнования на игровом сервере (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" учет результатов сыгранных партий ведется с помощью программного обеспечения игрового сервера (сайта). Программное обеспечение указанного игрового сервера (сайта) должно быть предоставлено организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

3.3.13. Порядок установления личностей спортсменов, принимающих участие в спортивных соревнованиях с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяются положением (регламентом) о спортивном соревновании.