Статья 26. Перемещение шашек

26.1. Каждый спортсмен имеет право передвигать только шашки своего цвета.

26.2. В спортивных соревнованиях по спортивной дисциплине "короткие нарды" и в спортивных соревнованиях по спортивной дисциплине "длинные нарды" используется куб удвоения.

26.3. Право первого хода определяется следующим образом: каждый спортсмен бросает одну кость. Первым бросает кость играющий белыми (более светлыми шашками), вторым бросает кость спортсмен играющий черными шашками (более темными шашками). Этим определяется, какой из спортсменов ходит первым, а также какие числа для своего первого хода он использует. Если у обоих спортсменов выпали одинаковые числа, они оба кидают кости до тех пор, пока не выпадут различные значения. Спортсмен, у которого выпало большее число, передвигает свои шашки в соответствии с числами на обеих костях. После первого хода спортсмены поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

26.4. Спортсмен, бросивший первым кость, обязан ее переставить на бар или на другую половину доски. Если он это не сделал, тогда при броске второго спортсмена, в случае если его кость заденет (ударит) уже выпавшую кость, то спортсмены перебрасывают кости.

26.5. В каждой следующей партии матча первый ход разыгрывается заново по процедуре пункта 25.3 Правил.

26.6. Число на каждой кости показывает, на сколько пунктов спортсмен должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении: от пунктов с большими номерами, к пунктам с меньшими номерами. При этом применяются следующие правила:

26.6.1. Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у спортсмена выпало 35 (одно значение на кости 3, другое 5), он может пойти одной шашкой на три пункта, а другой - на пять, либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) пунктов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять пунктов от начального пункта) также открыт. Варианты, которыми белые могут сыграть - рисунок N 6.

00000006.jpg

Рисунок N 6. Варианты игра при ходе белых.

26.6.2. Спортсмен, у которого выпал дубль (одинаковое число на обеих костях), играет каждое из чисел на каждой из костей дважды.

Например, если выпало 6 и 6, то спортсмен должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

26.6.3. Спортсмен должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, спортсмен обязан сыграть это число. Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), спортсмен должен играть большее число. Если спортсмен не может сделать ход, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, а спортсмен не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.

26.7. Спортсмен должен делать каждый ход ясно, используя только одну руку, которой берет шашки, чтобы играть каждой шашкой. Спортсмен не должен двигать (трогать) никакие шашки в течение хода противника. Отклонение от данных правил может повлечь применение санкций к спортсмену, допустившему нарушение данного правила.

26.8. Выброшенные шашки должны находиться в стороне от игровой поверхности (рядом с доской или в "кармане" доски, то есть в отсеке (отделении) доски для складывания и хранения шашек) до окончания партии. Отклонение от данных правил может повлечь применение санкций к спортсмену, допустившему нарушение данного правила.

26.9. Спортсмен может передвинуть кости по игровой поверхности для облегчения выполнения хода, но только плавно перемещая их по игровой поверхности. Спортсмен завершает свой ход только после нажатия кнопки часов.

26.10. При осуществлении броска игральных костей не разрешается опускать игральные кости ниже уровня стола.

26.11. На официальных спортивных соревнованиях необходимо использовать баффл-боксы.

26.12. Если хотя бы одна из костей остановила свое движение внутри баффл-бокса, любой из спортсменов имеет право начать отсчет 3 секунд. По истечении 3 секунд, если кость (или обе) не продолжат движение, бросок считается недействительным.

26.13. Отсчет задержки производится путем произнесения вслух трех подряд трехзначных чисел: "сто двадцать один, сто двадцать два, сто двадцать три".

26.14. Если при выпадении костей на доску одна из них зависла (замерла) на одной из своих вершин, то любой из спортсменов имеет право начать отсчет 3 секунд. Если по истечении 3 секунд, зависшая кость не начала падать, бросок считается недействительным. Отсчет задержки производится аналогичным образом, описанным выше.

26.15. Если кость зависла (замерла) на одной из своих вершин или остановила свое движение внутри баффл-бокса и одним из спортсменов начат трехсекундный отчет времени, то во время этого отчета нельзя производить никакие движения, которые могут вызвать колебание кости (трясти стол, дуть на кости, топать ногами и так далее). За такие движения могут применяться санкции, предусмотренные статьей 39 Правил.